Последний номер журнала «Россия в глобальной политике» (№ 2 март/апрель 2018) целиком посвящен теме Украина и российско-украинскому конфликту. Напомним, что этот журнал, редактируемый председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федором Лукьяновым является, фактически, изданием т. н. Международного дискуссионного клуба «Валдай», претендующего на экспертное обслуживание российской внешней политики. В качестве одной из тем «украинского» номера выбрана проблема «Русского мира» и в связи с ней прямо сформулирован вопрос: «Русский мир»: что дальше?». В статье под прогностическим заголовком «Русский мир»-2030: каким он будет» по теме оформлен опрос ряда экспертов.
Сразу предупредим, что общее редакторское резюме Лукьянова по теме: «события 2010-х годов перевели понятие „Русский мир" из сферы интеллектуальных изысканий в инструмент практической политики. Оно стало более действенным, но столкнулось с сопротивлением, в том числе военно-политическим». Очевидно, что под «действенностью» предполагается один практический результат — это возвращение Крыма, а под «сопротивлением» — ситуация на Донбассе конкретно, а на всей Украине в частности, а еще шире — в СНГ и ЕАЭС.
При формулировке понятия профессор петербургского Европейского университета и ведущий идеолог «Валдайского клуба» Алексей Миллер указал на то, что у понятия «Русский мир» очень много трактовок. Московский социолог, политолог и историк Александр Тарасов посчитал, что «никто до сих пор не смог внятно объяснить, что такое „Русский мир". Каждый, кто пользуется этим выражением, понимает под ним что-то свое». Так ли это?
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, в свою очередь, счел, что концепция «Русского мира» возникла «в рамках предпринимаемых в нулевые годы попыток осмысления задачи выживания страны как особого историко-культурного пространства со своими традициями и правилами… Концепт „Русского мира" дополнял и помогал раскрыть идею политического суверенитета России». Так ли это?
От себя отметим, что подобного рода утверждения Тарасова и Чеснакова явно ошибочны и имеют смысл разве что для запутывания довольно ясного вопроса. Современная концепция «Русского мира» возникла из нужд внешней политики РФ на постсоветском пространстве и сразу же использовалась для ее практического обслуживания. Каких-либо широких теоретических изысканий на этот счет не наблюдалось. Это идеологический концепт и составная часть общей идеологии особых российских интересов на постсоветском пространстве. Здесь следует обратить внимание на то, что федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» был принят еще в мае 1999 года.
Фонд «Русский мир» был создан указом президента в июне 2007 года. Т. е. разработка концепта «Русского мира» пришлась на период между 1999 и 2007 годами, т. е. по времени на первый и второй срок президентства Владимира Путина. Фонд «Русский мир» рассматривался в качестве практического инструмента поддержи российских зарубежных соотечественников. Первая Ассамблея Русского мира была проведена в ноябре 2007 года. На ней фонд неоднократно сравнивали с германским Институтом Гете, Британским советом или испанским институтом Сервантеса, т. е. инструментом «мягкой силы» в культурной политике.
В сентябре следующего 2008 года для обслуживания культурной политики за рубежом было создано специализированное федеральное ведомство — Россотрудничество — полное название говорит само за себя: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству. Приоритетным направлением деятельности Россотрудничества, разумеется, стали государства — участники СНГ.
Параллельно по линии т. н. международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» (ВРНС) все эти годы работала Русская православная церковь. Отметим, что в работе состоявшегося в декабре 2001 года VI ВРНС принял участие сам президент Путин. Это указывает на важность мероприятия. Не трудно определить, что после VI Собора ВРНС приобрел новую динамику. При ближайшем рассмотрении легко выясняется, что «общественная организация» ВРНС работает под патронатом Российского государства. Это еще одна линия как бы «общественной» дипломатии РФ. В июле 2005 года ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.
Исследование итоговых документов ВРНС на тему развития идеологии «Русского мира» достаточно интересное занятие. Уже в первых документах ВРНС «русская нация» понимается как надграничное явление. Первый Всемирный Русский Собор (1993) заявил «о своем неуклонном стремлении сохранить единство русской нации в духовных, социальных, культурных, политических, государственных и иных структурах». Как практический инструмент Собор предлагал государствам СНГ ввести институт двойного гражданства.
С февраля 2009 года ВРНС возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Концепция «Русского мира» в целостном виде была сформулирована патриархом в выступлении 3 ноября 2009 года на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира. Вот основные тезисы: Российская Федерация в ее современных границах — это один из центров «Русского мира». Ядром «Русского мира» сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия. Одновременно «Россия, Украина, Беларусь — это и есть святая Русь». Все эти страны принадлежат к одному «уникальному цивилизационному пространству». Т. е. цивилизационное пространство России шире границ РФ. Народы РФ, Украины и Белоруссии составляют духовное единство. В основе «Русского мира» лежит православная вера. Опорой Русского мира являются: русская культура и язык, общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие. Поэтому у стран «исторической Руси» есть более веские основания для развития интеграционных процессов — они принадлежат к одному уникальному цивилизационному пространству. «Независимые государства, существующие на пространстве исторической Руси и осознающие свою общую цивилизационную принадлежность, могли бы продолжать вместе созидать Русский мир и рассматривать его как свой общий наднациональный проект». Таким образом, очевидно и сказано было достаточно ясно: идеология «Русского мира» должна работать на российский интеграционный проект на постсоветском пространстве.
В развитие этих идей на XV Соборе ВРНС (май 2011 года) была принята секционная резолюция «Восточнославянская цивилизация. Наследие князя Владимира». В ней утверждалось наличие «единого исторического сознания» у «восточнославянских народов» и определялось, что «главная задача наших народов сегодня — это интегрирование государственных и общественных институтов славянских государств в единое культурное и историческое пространство». Пик соборной активности пришелся на осень 2013 года — ХVII ВРНС прошел под девизом «Россия как страна-цивилизация». Таким образом, основное политическое назначение идеологической концепции «Русского мира» было служить российскому интеграционному проекту на постсоветском пространстве — сначала проекту Таможенного союза (ТС, 2010 года), а потом и проекту Евразийского экономического союза (ЕАЭС, 2015 года). Потенциально — дальнейшей евразийской интеграции. Проект «Русского мира» не был «общественной инициативой», а изначально, примерно с 2005 года, был приспособлен под нужды практической политики президента Путина.
И здесь следует понять, что конфликт 2013 — 2014 годов был связан с тем, что главному политическому проекту президента Путина стало активно противодействовать евроатлантическое объединение США и Евросоюза с их военно-политическим союзом НАТО. Стратегическая цель США и их союзников — не допустить на постсоветском пространстве какие-либо формы интеграции вокруг РФ. Геополитическое столкновение и стало, с одной стороны, испытанием идеологии «Русского мира», а, с другой, определило объект борьбы на поле культуры и противоборствующих идеологий.
В рассматриваемом экспертном обзоре из «России в глобальной политике» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов полагает, что «История с Крымом стала „моментом истины". Со стороны все выглядит так, что Россия больше 20 лет молчала о законных правах и интересах русских, а потом махнула рукой и решила вопрос радикально. После этого в Белоруссии и Казахстане ничего не хотят слышать о „Русском мире". Историк Александр Тарасов заметил: „Лучше всего эту формулировку [«Русского мира" после 2014 года] научилась использовать украинская националистическая пропаганда, у которой „Русский мир" — это тупой, злобный, агрессивный империалистический монстр, наследник Орды». Но здесь мы спросим: а почему собственно только «украинская пропаганда», а не широкие воззрения масс, если подобную точку зрения разделяет какая-то часть населения Украины, а в известных регионах — подавляющее большинство? Более того, подобным же образом на концепт «Русского мира», как выяснили события 2014 года и после них, смотрит примерно 10-14% «креативных» граждан России, условно говоря, постоянных клиентов «Радио Свобода», «Эха Москвы» и «Новой газеты».
Сейчас украинские националисты вполне искренне полагают, что в 2014 году они смогли остановить «наступление» «Русского мира» и локализовать его на «огрызках» Донбасса. В этом им видится позитивная для них динамика событий.
Известный глава украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович видит в любых проявлениях русской культуры на Украине «щупальца Русского мира». Борьба с «Русским миром» перешла в плоскость практической культурной политики на пространстве СНГ — и не только на Украине. Последняя предлагает наиболее радикальные рецепты. В качестве практических мер по борьбе с «Русским миром» было прекращено авиасообщение, усложнены денежные переводы, регламентирован ввоз российских книг, осуществляется запрет на гастроли ряда артистов, фактически упразднен закон «Об основах языковой политики», вступили в силу ограничения русского языка на радио, телевидении и в образовании, прошло переименование исторической топонимики и разрушение памятников и т. д.
Против идеологии «Русского мира» открыто выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко. А в Казахстане Нурсултан Назарбаев затеял реформу по турецким рецептам по переводу казахской письменности с кириллицы на латиницу.
На фоне творимого Чеснаков полагает: «В результате концепт [Русского мира] сохраняет актуальность лишь в определенном пропагандистском дискурсе как негативный конструкт для описания российской внешней политики на постсоветском пространстве». Правда, при этом Чеснаков признает, что «образ „Русского мира" имел важное значение в процессе воссоединения России с Крымом». Это признаваемое Чеснаковым «важное значение» оборачивается «негативным конструктом» — здесь надо пояснить, чего не делает Чеснаков — в глазах врагов России и противников «Русского мира». Обосновавшаяся в странах СНГ этнократия, даже в таком квази состоянии, как в случае с Лукашенко, никак не хочет идти в «Русский мир».
Чеснаков считает, что наличествует «гипертрофированная мифологизация той практической роли, которую концепция „Русского мира" сыграла в последних событиях на Юго-Востоке Украины». Тем не менее, укажем мы, что по данным ВЦИОМ, летом 2014 года подавляющее большинство респондентов в России (85%) оценивали донбасских ополченцев с различными оттенками позитивности, и лишь 8% относились к ним негативно. При этом абсолютное большинство опрошенных — 89% воспринимали донецких повстанцев и российских добровольцев, как защитников этнических русских, права которых на Украине нарушаются. Поэтому более взвешенную оценку последствий 2014 года в «Россия в глобальной политике» дает историк Алексей Миллер. Он полагает, что концепция «Русского мира» после 2014 года, с одной стороны, находится в глубоком кризисе, а с другой — набрала инерцию, укоренилась в общественном сознании. Кризис концепции «Русского мира», по Миллеру, связан с тем, что она стал осуществляться по ирредентистскому сценарию. Миллер утверждает: «Понятно, что после 2014 года те, кто не принимает концепции „Русского мира" (и не принимал до 2014 года), утвердились во мнении, что „Русский мир" — это концепция аншлюса».
Чеснаков признает: «После того, как сецессия Большого Юго-Востока Украины перестала присутствовать в актуальной повестке дня и особенно с момента заключения Минских соглашений, когда конфликт на неопределенное время локализовался в Донбассе, завышенные ожидания радикальных сторонников „Русского мира" уступили место разочарованию». Здесь, на самом деле, Чеснаков довольно точно зафиксировал момент катастрофы идеологического конструкта «Русского мира» — это первые Минские соглашения. Людям, голосовавшим на референдумах за воссоединение с Россией, вставшим с оружием в руках за «Русский мир» и отдававшим за него жизни, было предложено возвращаться «в Украину» на автономных правах в качестве «украинцев». Были придуманы и обоснования, почему РФ выгодно это. На практике Минские договоренности означали, что идентичность восставшего Донбасса стали определять не сами носители идентичности, а где-то там наверху в Москве из соображений внешней конъюнктуры. Подобный подход в корне подрывал концепцию «Русского мира», поскольку идеологема, тесно связанная с религиозным концептом «Святой Руси», изначально ориентировалась на глубоко моральные основания.
В этой связи доцент философского факультета МГУ и председатель редакционного совета сайта «Русская идея» Борис Межуев указал на существенные внутренние изъяны концепции «Русского мира» и практики ее применения. «Россия» (правильней сказать: ее руководство), по его мнению, ведет себя с «Русским миром» конъюнктурно. В определенные моменты оно (руководство) использует его против выходящих из-под ее контроля государств, как бы шантажируя их угрозой территориального раскола. Однако, когда риск распада по тем или иным причинам оказывается слишком высок или шанс на присоединение [территории] «Русского мира» к России блокируется Евро-Атлантикой, это понятие мгновенно забывается, а его наиболее радикальные адепты в самой России удаляются с политического поля». В итоге, «Русский мир» — это капитал, от которого невозможно отказаться, но которым рискованно воспользоваться. В итоге оказывается, что для российской власти союз, условно говоря, с Назарбаевым важнее, чем самоопределение русских жителей Северного Казахстана.
Подобную точку зрения дополняет критика внутриполитических «кулис» «Русского мира» от президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова. Он указывает на то, что существенным изъяном для концепта «Русского мира» является то, что «Власть» в лучшем случае игнорирует, а в худшем — дискриминирует русскую идентичность внутри и вне страны. А «общество» не видит других способов реализации и восстановления этой идентичности, кроме как исторически привычного «собирания земель». По мнению Ремизова, для начала русская идентичность внутри России должна быть растабуирована. Ее следует истолковать как преимущественно культурно-языковую идентичность.
Теперь о перспективах концепта «Русского мира». Связанные с «Валдайским клубом» эксперты предлагают вернуться к исходной концепции политики «Русского мира», т. е. к достижению некой средней линии между «игнорированием» и «прямым ирредентизмом». И таким способом постараться выстроить «жизнеспособное пространство русской культуры поверх государственных границ». Алексей Миллер считает, что ощущение принадлежности к «Русскому миру» «совершенно не обязательно должно манифестироваться в политике». Поэтому, полагает он, необходимо увести «Русский мир» из политической сферы. «Нужно попытаться вернуть — насколько это возможно — „Русский мир" в сферу культурную, неагрессивную, конструктивную», — предлагает Миллер.
Подобную позицию «валдайцев» разделяет и содержательно подытоживает и сам Федор Лукьянов. Вот тезисно его обоснование: у России не получится стать национальным государством, но и возвращение к имперскому прошлому тоже невозможно. Между тем, Россия не укладывается в чужие наднациональные схемы. Поэтому России нужно новое понимание ее имперского проекта в качестве предпосылки ее развития уже в новых условиях. Т. е. России необходима существенная перестройка русской идентичности. В этой связи концепция «Русского мира», пережившая потрясение в связи с событиями на Украине, может стать составной частью такого проекта, «если очистить ее от ирредентизма и реваншизма».
На практике же это означает возвращение к привычной бюрократической и имитационной практике Россотрудничества с профессиональными «соотечественниками» и под аккомпанемент плановых мероприятий «Всемирного Русского Народного Собора». Это легко выясняется, если рассмотреть предложения следующего в «валдайском русле» Алексея Чеснакова. Он утверждает, что «возвращение вопроса о „Русском мире", в том числе в геополитическом контексте, кажется неизбежным. Однако акцент будет делаться на языке и культуре как реальных и эффективных инструментах „мягкой силы". Поддержка и укрепление „Русского мира" как мира русского языка, русской культуры, мира политики на русском языке, безусловно, будет оставаться одним из приоритетов российской внешней политики в долгосрочной перспективе. Это и есть естественная среда российского влияния, в которую включаются не только, собственно, русскоязычные граждане постсоветских и других государств, но и все люди, которые интересуются Россией или учат русский язык».
Чеснаков называет подобное состояние дел «естественным», т. е. «природным», а соотечественников в подобного рода «Русском мире» уравнивает со всеми «интересующимися» и «любопытствующими». Это означает, к примеру, уравнивание с американскими студентами, которые учат в своих университетах русский язык с тем, чтобы в какой-то своей части обустроиться на работу в ЦРУ, как раз по профилю противодействия «Русскому миру». Кстати, по сообщениям СМИ, политика конфронтации привела к очевидному росту спроса в этом сегменте, как в США, так и Великобритании. Здесь следует понимать, что в состоянии конфронтации и холодной войны России не следует заниматься за свой счет подобного рода поддержкой интересующихся «Русским миром».
Чеснаков пишет: «Россия не сможет стать одним из технологических, идейных лидеров будущего мира, если русскоязычное пространство будет постепенно, но неуклонно сужаться». А по факту оно сужается, в том числе, и из-за деградации России в ее периферийном состоянии, из-за продолжающейся эмиграции и из-за политики идентичностей и ассимиляции, проводимых в постсоветских этнократиях. Тем не менее, Чеснаков предлагает принять эту тенденцию, при этом одновременно выражая благие надежды и пожелания в отношение «Русского мира».
Поэтому дальше у Чеснакова идет очевидная несообразность относительно видимых им перспектив «Русского мира». Он пишет: «Вместе с тем, России придется более жестко защищать границы этого реального „Русского мира", который создавался и расширялся сначала Российской империей, а затем Советским Союзом». Ну, и как это же «жестко»?— спросим мы. Оказывается, по Чеснакову: «Российской дипломатии придется быть активной, последовательной и жесткой в отстаивании интересов и прав людей, которые хотят говорить на русском языке». Т. е. дипломатические ноты рассылать и заявления делать — продолжать заниматься тем, чем она и занималась после 1993 года «под Ваську, который кушает и ест». Между тем, на Западе прекрасно понимают идеологию «Русского мира», поэтому любая культурная политика постсоветских этнократий, направленная против «Русского мира» встретит понимание и будет поддержана ими. А в остальном — уж, извините — суверенитет и международное право, о которых столь печется Чеснаков, рассуждая об «агрессивном» изводе «Русского мира».
В рамках предлагаемой Чеснаковым стратегии «Русского мира» идет хорошо известное и не раз уже сформулированное: «Во-первых, отстаивать право людей говорить на русском языке. Во-вторых, обеспечить право получать образование на русском языке, по крайней мере, сохранить и усилить русские школы. Нужно больше русских школ на постсоветском пространстве. В-третьих, необходимо бороться за право русскоязычных граждан вести диалог и документооборот на русском языке с представителями муниципальных властей в своих странах на пространстве бывшего СССР. Если русский язык не может быть вторым государственным языком, то он должен быть одним из признанных региональных или местных языков в тех местах, где проживает значительная доля граждан, говорящих на русском языке». Между тем, и школ становится все меньше, и с признанием языковых прав особенно не спешат. Разумеется, есть идеальная модель Евросоюза на этот счет, но она к русским на постсоветском пространстве и в проблемных точках ЕС не применяется. И подобное «ущемление прав» никого особо в Брюсселе и Берлине не волнует, если речь идет о сужении традиционной культурной сферы России. Ведь, с их точки зрения, все можно объяснить «деколонизацией» с необходимо связанными с ней и понятными перегибами.
Позиция «валдайцев» выражает среднюю позицию между, условно говоря, оптимистическим и пессимистическим направлением в оценках перспектив концепта «Русского мира». Вот, например, как представлено оптимистическое видение состояния «Русского мира» в 2030 году у научного сотрудника Института философии НАН Белоруссии Алексея Дзерманта: «Русский мир» в 2030 году лучше всего представить «конфедерацией суверенных государств». Из практических предложений в отношение концепции «Русского мира» Дзермант предлагает делать акцент на социальный, а не этнонациональный его характер. Самую большую проблему на пути к этому «позитивному» сценарию Дзермант видит на Украине. По отношению к ней Дзермант предлагает «комплексный подход» — «специализированное информационное вещание с учетом реально существующей украинской национальной идентичности». При этом Дзермант предупреждает, что, если процесс «нацификации Украины» приобретет необратимый характер, то у России не получится уклониться от вооруженного конфликта с ней. «Украинский национализм крайне токсичен, имеет откровенные экспансионистские планы в отношении России и Беларуси».
Поэтому в свете подобных перспектив примечательны мнения по «Русскому миру» экспертов, связанных с Донецком. Историк, журналист и политический аналитик Роман Манекин (Москва-Донецк) полагает: «Русский мир», или, если говорить шире, русское цивилизационное пространство нуждается в восстановлении утраченной целостности». Но каким образом? Оказывается, «в выработке эффективных идеологических средств противостояния националистической заразе и точечной, буквально ювелирной работе с общественным мнением и правительственными кругами Украины». Т. е. рецепт буквально совпадает с предшествующим от Дзерманта. Но далее практический рецепт у Манекина очевидно зеркален известному проекту, продвигаемому «доброхотами» Украины — новый план Маршалла для нее. Назначение создания из Украины новой западной витрины — это подрыв России. Аналогичным образом рассуждает и Манекин, но только на счет создания витрины из Донбасса для подрыва националистической Украины. «Роль Донбасса в этой истории — роль образца, к которому надо стремиться Украине. Так по крайней мере должно быть! Пока, к сожалению, ситуация обратная. Ее, эту ситуацию, нужно исправлять».
Таким образом, налицо известная историческая ирония — общность исторических судеб «народов» «Русского мира» можно увидеть и так: она с 2014 года реализуется в рамках междоусобного военно-политического конфликта, направляемого внешними по отношению к нему силами. Восторг от такого поворота событий достаточно отчетливо прослеживается в мнениях подавляющего большинства западных экспертов-политологов. И чем это не «Русский мир»? «Общая историческая судьба» в форме конфликта проглядывается и в зеркальных целях взаимного переустройства: Россия добивается «федерализации» Украины. Федерализация и станет поражением националистической Украины. А на Украине политическая верхушка и всякого рода политологи мечтают о «конфедерализации» России после ее поражения в конфликте с Украиной.
А теперь о пессимистичном прогнозе в отношение перспектив «Русского мира» из экспертной подборки в журнале «Россия в глобальной политике». Так, например, научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Анна Гусарова полагает, что «концепция „Русского мира" обречена, а негативное ее восприятие продолжит доминировать в среднесрочной перспективе». Очевидно, судя по адресации Гусаровой — «доминировать» в странах СНГ. Подобный пессимизм у Гусаровой можно понять. И, тем не менее, наиболее пессимистично на перспективы «Русского мира» смотрит московский историк и политолог Александр Тарасов. Он указывает на то, что «наша власть не обладает стратегическим мышлением, она ведет себя ситуативно». Российский правящий класс озабочен исключительно собственным обогащением. При подобном обстоятельстве и при меньшем потенциале России была навязана новая холодная война, с использованием Украины в качестве тарана. «Представление, что в 2030 году будет существовать какой-то „Русский мир" — необоснованный оптимистический взгляд на вещи», — объясняет Тарасов.
Теперь вопрос о необходимых ресурсах. Борис Межуев считает, что у России должно оставаться достаточно материальных и духовных ресурсов поддерживать и укреплять в «Русском мире» «прорусскую идентичность». Но Алексей Чеснаков признает, что «ресурсов для ее реализации [культурной политики «Русского мира»] явно не достает, и это очевидно не только элитам, но и простым людям».
Подведем итог. Кризис 2014 года и последовавшие события продемонстрировали, что без военно-политической гегемонии у России нет возможности для продвижения своей интеграционной модели на постсоветском пространстве. А российский потенциал «мягкой силы», заключенный в образе РФ, явно недостаточен, чтобы последовательно наращивать гегемонию иным инструментарием. У РФ нет потенциала «мягкой силы» для распространения идеологии «Русского мира» на постсоветском пространстве. Концепция «Русского мира» предполагает существование ядра интеграции из трех «братских народов». Однако национальные проекты этих самых «братских народов», чьи «неисторические» идентичности созданы в новейшее время советской культурной политикой, предполагают отталкивание от России как раз из-за прежней сначала исторической общности, а потом близости. Логика создания «восточнославянских» наций предполагает отдаление, а не предлагаемое идеологией «Русского мира» сближение. Интеграция требует подавления этих идентичностей, но здесь эксперты по Русскому миру, как это продемонстрировал рассмотренный нами обзор, впадают в полный ступор. В подобном состоянии «идеологов» Пруссия не смогла бы объединить Германию, а Пьемонт — Италию.
Здесь следует признать, что у Российской Федерации в ее нынешнем состоянии нет средств воздействия на государственную культурную политику идентичностей в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Кроме того, как выясняется, и русские диаспоры за рубежом не являются в должной мере адресатом государственной поддержки в рамках провозглашенного «Русского мира», со стороны Москвы из-за практикуемого бюрократического подхода — а ведь иначе не умеют. Зарубежные русские до сих пор не получили должных преимуществ в приобретении российского гражданства. Не имеют они и преференций в сфере трудовой и образовательной миграции.
Поэтому финал экспертного обзора по «Русскому миру» на страницах последнего номера журнала «Россия в глобальной политике» вполне традиционен для рекомендаций от всякого рода экспертов и политологов в последнее время. Президент «Балтийского форума» и председатель фракции «Согласие» Сейма Латвии Янис Урбанович порекомендовал РФ заняться экономикой, богатеть, развиваться, «становиться примером для подражания», чтобы потом демонстрировать миру «Русский мир».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -4 Действительно. Понапридумывают, а потом пытаются объяснить. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 МужикКакойта, Вам - популярно объяснили... Хохлизм... В кастрюлях головного содержания)... 
| 1 Крайняя тупость украинской аудитории - не вина придумавших. Нормальным-то нациям и без объяснений всё понятно ;) 
| -19 Руssкий мир, это мир в котором процветает коррупция, в котором права человека ничего не стоят, это мир, с разбитыми дорогами и разваливающейся инфраструктурой, мир, в котором власть имущие предлагают лечиться корой дуба, а сами уезжают лечиться в лучшие зарубежные клиники, мир, где на образование и здравоохранение выделяются мизерные средства, и как следствие, отставание во всех сферах и т.д. Нужен ли кому то такой русский мир? Ответ очевиден! Раскрыть всю ветку (36 сообщений в ветке) 
| -4 koral, А боярышник? Как же русский мир без боярышника? Кстати, генецвали, а чего у вас боржоми такой дорогой? Вы его что, Абхазии качаете? 
| 0 МужикКакойта, Боржоми у нас стоит копейки, на 2 цента дороже чем бутылка простой воды, около 30 центов. 
| 5 "это мир с разбитыми дорогами и разваливающейся инфраструктурой..." ----------------------------------------------- Забавно, когда Русский Мир пытается обгадить комплексующее существо с самого помойного днища Третьего Мира ;) Разбитому (словно вспаханному) асфальту в центре Тбилиси, кучам фекалий в центре Тбилиси, скопищу бомжей в центре Тбилиси, невообразимо (чудовищно!) перестроенным многоэтажкам, словно перенесенным из Бангладеш или Сомалали, до Русского Мира - как до Пекина раком. 
| 0 shg200, Прекращай смотреть КисельТВ, а то и кора дуба не поможет;) www.tourister.ru/world/asia/georgia/city/tbilisi/gallery/all_best_photos 
| 1 "Прекращай смотреть КисельТВ..." -------------------------------- Никакого КисельТВ, носатое. Под каждое своё слово я готов предоставить фото с натуры - фото того, как грузинская столица утопает в грузинском мусоре и грузинском навозе. Твой комплекс национальной неполноценности перед русскими огромен, как твой нос, Гоги ;) Тяжёло жить в помойке Третьего мира, правда? 
| 0 shg200, вот я выше предоставил, много грязи ты увидел? хотя повторюсь, свинья везде грязь найдет. 
| 0 - свинья везде грязь найдет. Это как ты нашел грязь в России, клювоносый? ;) 
| -2 koral, Генецвали, в Русском Мире две проблемы. Первая из них, такие как Рубахины. А дороги можно починить. 
| 0 МужикКакойта, Сколько лет уже прошло с тех пор как эти проблемы были озвучены, и что, починили? 
| 0 Слыш, плечевая, а не ты ли вчера тут каминаут совершила и таки призналась в своей хохлячести? ;) 20:37 27.04.2018 | -5 МужикКакойта Вот у нас, вна Украине, скрепы хорошо продаются! Вместе с историей. А чем торгуют росиянцы? Нефтью и газом?! 
| 0 Бестолковая Рубахина, я тебе уже ответил выше. 
| 0 Что баба, по привычке врубила режим дурочки? ;) Отвечай на вопрос, зачем ты так вчера своей хохлячестью спалилась? 
| 3 "вот я выше предоставил, много грязи ты увидел?" -------------------------------------- Это красивые фото для туристов. Я могу предоставить такие же по Золотому кольцу России. Тоже будет красиво, тоже без грязи. Но это не мешает тебе квакать про "разбитые дороги" и "разваливающуюся инфраструктуру России", хотя грузинская инфраструтктура развалена в МНОГО РАЗ ХУЖЕ. Ты будешь это отрицать? Ты настаиваешь, глупый Гоги, что в центре Тбилиси лучше чем в центре Москвы? Да или нет? ;) Каждый твой пост - расписка в твоих комплексах. (Впрочем, среди русофобов нормальных людей и не бывает). 
| 0 shg200, Это фото не ДЛЯ туристов, а сделанные туристами! Грузинская инфраструктура действительно была в очень плохом состоянии после всех войн и эмбарго развязанных руSSким миром, но слава Богу, мы вырвались из этого... мира, и теперь и инфраструктура обновляется ударными темпами, а дороги, такие вам и не снились! Да, для того, что бы разрушить совковую инфраструктуру и построить новую нужно время, но главное, что это делается и Грузия становится все красивее с каждым годом, ежегодное увеличение туристов на 30-35% только подтверждает мои слова. 
| 0 - Это фото не ДЛЯ туристов, а сделанные туристами! Клювоносец, ты реально упоротое или умело прикидываешься? А где же еще туристов водят, как не по местам где не стыдно водить? Вот сюда, наверное не водят? ;) varlamov.ru/2357665.html 
| 0 koral Рубахину доказывать бесполезно. Он хохол, он не виноват. 
| 0 Плечевая, ты то что вякаешь? Спалилась - сиди теперь под шконкой, жди когда забудут твой каминаут ;) А как забудут - я напомню ;) 
| 0 Рубахина. Скажу по секрету. Тока ты никому ни-ни. Он был написан специально для таких упоротых как ты. Я знаю когда вы за сердце начинаете хвататься))) 
| 0 Клювоносая Верочка, ну что ты так заверещала? Тебе показали то, в чем ты СЕЙЧАС живешь ;) Зачем обижаешься на правду? ;) 
| 0 Плечевая, скажу тебе открыто, чтоб даже до твоей деревянной башки дошло. Слово - не воробей. Теперь фих отмоешься ;) 
| 0 МужикКакойта, Доказывать что то фахише, дело не благодарное, вон, тот же shg200 зачем то в Грузию поперся, бомжей фотографировать, люди отдыхать сюда приезжают, вина попить, покушать вкусно, на красоты полюбоваться, а он бомжей фотографировать приехал, видимо очень быстро соскучился по своему свинарнику, ностальгия замучала, даже вон аватарку со свиньей поставил;))) 
| 0 Так тебе никто и не доказывает ничего, клювоносая вера. Тебя просто ткнули мордой в дерьмо из которого ты выползла ;) 
| 0 koral Я знаю, что в Грузию сейчас очень много едут из России. А вот упоротая Рубахина доказывала, что в Чечню. Ну вот что этому балбесу можно доказать? 
| 0 Плечевая, ты реально упоротая или умело прикидываешься? Доказывал не я, доказывала СТАТИСТИКА ;) 
| 0 МужикКакойта, Да не нет, не балбес он, обычная фахише)))) работает в субботу, вот и злится)) 
| 0 Клювоносая верочка, а что это ты по турецки волаешь? Или ты вовсе не грызунка, как пытаешься изображать, а турчанка? Или это то слово, которое тебе турки ласково на ушко шептали постоянно? ;) 
| 1 "Грузинская инфраструктура действительно была в очень плохом состоянии после всех войн развязанных руSSким миром..." ---------------------------- Лжёшь, Гоги. Очень глупо лжёшь. (Русофобы не бывают умными, они всегда неполноценны - что хохлы, что вы). Фото Привокзальной площади Тбилиси 1970-х показывают, что при русской власти там были чистота и порядок. Весь мусор, разруха и фекалии, в который она утопает сейчас - ваши, грузинские. Это 100% ваша заслуга. Это нормально для стран Третьего мира вроде твоей, Гоги. ;) В Африке до сих пор, через шестьдесят лет после ухода белых, самые лучшие районы - сеттльменты (settelements), построенные белыми для себя. Сейчас в них живёт чёрная "элита". И как и в Грузии, наследство белых колонизаторов утопает в навозе, наваленном местными, разваливаясь без ухода. Всё один-в-один как в Грузии. И как и в Грузии, турист может найти в Африке красивые и чистые места. В Кении, например, очень приличные туристические заведения и красивые виды - как на твоих фото. Там убирают. Но это не мешает ни Кении, ни Грузии быть нищей помоечной Чёрной Африкой ;) "Теперь и инфраструктура обновляется ударными темпами, а дороги, такие вам и не снились!" ---------------------------- Ты прав, Гоги. Ты абсолютно прав! Такие дороги, как в центре Тбилиси - в центре Москвы нам и в страшном сне не снились! ;) 
| 0 shg200, Так я же и говорю, что после войн развязанных руssким миром, ты что, читать по руssки разучился? Те 300 тысяч людей которых вы изгнали из своих домов заселились в этом месте, поэтому, там так и загажено все. Вокзал никто не ремонтирует, так как строится новый. А насчет стран третьего мира, это ты точно написал, прямо кальку с Роssии снял;) Но то ли еще будет;)) 
| 0 - что после войн развязанных Да что ты говоришь, клювоносая верочка? И кто ж там у тебя в Тифлисе воевал то, что такое говнище кругом? ;) 
| 0 - заселились в этом месте, поэтому, там так и загажено все То есть ты признаешь, что любое место, где селятся твои клювоносые соплеменники, непременно опускается в дерьмище? ;) 
| 2 "Я же говорил, что свинья грязь везде найдет." ------------------------------------ Гоги, ты непрерывно находишь грязь в России. Ты не находишь в ней ничего кроме грязи. Ты говоришь, что она даже грязней Грузии (хотя дело обстоит ровно наоборот). Гоги, ты человек или ветчина? ;) "Продолжи поиск подобных фото в российских городах..." ------------------------------------ Продолжи! Возьми любую Привокзальную площадь Москвы (благо их там целых четыре) и найди на ней хотя бы одну десятую того дерьма, что лежит на площади Тбилиси! ;) "Люди отдыхать сюда приезжают, вина попить, покушать вкусно, на красоты полюбоваться..." ------------------------------------ В Батуми у вас дёшево и вкусно, факт. Очень дёшево. Как и положено в Третьем мире. ;) "Он бомжей фотографировать приехал, видимо очень быстро соскучился по своему свинарнику..." ------------------------------------ Для того и фотографировал, чтобы напоминать грузинам, вякающим на Россию: они живут в помойке уровня Чёрной Африки, и их вякание - вякание из помойки ;) 
| 4 "После войн развязанных руssким миром... 300 тысяч людей которых вы изгнали из своих домов заселились в этом месте" ----------------------------------------- Гоги хочет сказать, что грузино-абхазскую войну 1992 года (с треском проигранную грузинами) развязали не грузины, а русские. Как я уже говорил, среди русофобов не бывает нормальных; они все невменяемые убожества ;) 
| 0 "Я хочу сказать, что огромное кол-во людей вынужденных жить в месте которое не приспособлено для этого, неизбежно превратит это место в помойку." ------------------------------------- Большое спасибо тебе, Гоги. Реально. Мадлоба! Во-первых: ты наконец признал, что центр твоей столицы - помойка. Потребовалось больше 50 постов, чтобы выдавить это из тебя (но что поделать: упрямство - обычная спутница тупости). Во-вторых: ты называл Россию помойкой, хотя живёшь сам живёшь на помойке, по твоим собственным словам. На куда худшей помойке: в разы более грязной, в разы более нищей. То есть твои слова продиктованы не реальным положением дел, а ненавистью и комплексом неполноценности. Ты расписался в этом. В-третьих: я, Гоги, русский националист. Мне ненавистна идея о "равенстве наций" и "братстве народов", я считаю её подлой и лжива. Я считаю, что мой народ окружён кольцом завистливой и ничтожной мрази, ненавидящей его за то, что он когда-то спас их от уничтожения. Я считаю, что единственный правильный способ обращения с такими "братьями" - сломать им шею и поставить на шею русский сапог: дабы не оборотились они против вас "и, оборотившись, не растерзали бы вас" (Матф 7:6) И я благодарен тебе, что ты на 200% иллюстрируешь мою правоту. "Желаю вам узнать это как можно скорее!" ------------------------------------- Я только что поблагодарил тебя ;) 
| 0 shg200, Во первых речь идет о маленьком пятачке, вовсе не в центре города, который заселен беженцами (отдельное спасибо роSSии)и его реабилитация дело времени. (роssия очень постаралась, что бы Грузия как можно дольше не имела возможности провести реабилитацию проблемных мест) Во вторых, Не надо сравнить великолепие Грузии (даже имеющей малочисленные, пока еще не реабилитированные совковые места) с глобальной помойкой роssией, повторюсь, ежегодный рост туризма на 30-35% и их восторженные отзывы только подтвердят мои слова. В третьих, передавай привет чеченцам (которым вы платите дань) ингушам, татарам (Гимбатулин-фахише не в счет), и прочим национальностям, которые восхищаются твоим национализмом. Ну и напоследок, я тебе нисколько не благодарен, существо, приехавшее в Грузию не с целью отдохнуть, попить хорошего вина, поесть вкусную еду. послушать красивые песни и полюбоваться на ее красоты, а ищущее помойки и визжа от удовольствия когда их находит, кроме презрения ничего не вызывает! Мне кажется, вам не стоит уезжать из вашего свинарника так далеко, умрете от отсутствия привычных запахов. 
| 0 Ё-моё, oral, так в вашей загнивающей дыре тоже Россия виновата? Не все эти воры в законе, которые там у вас работают? И правда, со своим обрушенным образованием вы резко отупели, веслоносы! )) 
| 0 #1 "Во первых речь идет о маленьком пятачке, вовсе не в центре города..." --------------------------------- Речь идёт о ВСЕЙ СТРАНЕ, Гоги. О всей, кроме туристических пятачков, вылизанных на потребу туристам. Точь-в-точь как в Кении. Я легко предоставлю кадры, сделанные не на Привокзальной площади, а в других частях Тбилиси. Там ровно то же самое: бедность, грязь и Третий мир, лезущий изо всех щелей. #2 "(отдельное спасибо роSSии)и его реабилитация дело времени..." --------------------------------- Ах, времени. Конечно. Но пока за 27 лет независимости вы успешно прошли путь от приличной площади к помойке, а не наоборот. Но ты всё равно надейся. Что ещё тебе остаётся? #3 (роssия очень постаралась, что бы Грузия как можно дольше не имела возможности провести реабилитацию проблемных мест...) --------------------------------- ...с 1992 по 2008 не высылая грузин из России, позволяя им зарабатывать в России, открывая свой рынок для Грузии и поставляя в Грузию ресурсы дешевле мировых цен. Чудовищные подлости. Хорошо, что они остались в прошлом ;) #4 "Не надо сравнить великолепие Грузии с глобальной помойкой роssией..." --------------------------------- ...Потому что Россия в разы богаче и в разы чище Грузии - во много раз! - и сравнение будет нестерпимо для грузинского гонора. Тебе вот не хватило сил признать это, даже будучи припёрт к стене фотками. Грузину и хохлу проще умереть, чем признать, что они живут в помойке по сравнению с Россией. #5 "Повторюсь, ежегодный рост туризма на 30-35% и их восторженные отзывы только подтвердят мои слова..." --------------------------------- Не подтвердят, Гоги. Ты так глуп и так расстроен, что не можешь правдоподобно врать. ;) в 2015 рост 5% в 2016 рост 7,6% в 2017 рост 18,8% (все цифры по грузинским источникам. Никакой кремлевской пропаганды.) Ваша грузинская поцреотня пытается раздуть эти цифры, пересчитывая их по национальностям: рост французов 40%, рост граждан Великобритании 35% и т.д. Детская наивность в сочетании с детской же глупостью. Итоговый рост туризма всё равно таков, как привёл я. Для сравнения, в России рост въездного туризма (только иностранцы:) в 2015 рост 8% в 2016 рост 10% в 2017 рост 14% Россия и тут уделала твою Сакартвело, Гоги. Ваххх! Абиднааа... #6 "Передавай привет чеченцам (которым вы платите дань)..." --------------------------------- ...попутно пропуская их через концлагерь в Чернокозово. Очень интересный способ платить дань, Гоги, не находишь? #7 "Ищущее помойки и визжа от удовольствия когда их находит..." --------------------------------- Гоги, в твоей стране не надо искать помойки. Надо искать места, где их НЕТ!! ;) #8 "Мне кажется, вам не стоит уезжать из вашего свинарника так далеко, умрете от отсутствия привычных запахов..." --------------------------------- Мне кажется, фотки исчерпывающе показывают, чья столица похожа на свинарник, а чья нет. Пирши шевеци, бичо! Вах! :) #9 "Я тебе нисколько не благодарен, существо, приехавшее в Грузию не с целью отдохнуть, попить хорошего вина, поесть вкусную еду. послушать красивые песни и полюбоваться на ее красоты..." --------------------------------- Я приехал именно за этими удовольствиями, Гоги, и получил их все до единого. А потом получил ещё одно удовольствие: ткнул грузина носом в то, чем завалена грузинская столица, и напомнил, где место его страны и его нации. И я затрудняюсь сказать, какое из удовольствий больше ;) 
| 0 Русский мир, это взгляд на современное мироустройство... 
| 1 koral Руssкий мир, это мир в котором процветает коррупция, в котором права человека ничего не стоят, это мир, с разбитыми дорогами и разваливающейся инфраструктурой, мир, в котором власть имущие предлагают лечиться корой дуба, а сами уезжают лечиться в лучшие зарубежные клиники, мир, где на образование и здравоохранение выделяются мизерные средства, и как следствие, отставание во всех сферах и т.д. Нужен ли кому то такой русский мир? Ответ очевиден!----------очевиден кому? тебе? потому что ты это написал когда что то утверждаешь приводи аргументы а не как баба базарная что услышал то и говоришь 
| 0 Много манипуляций, и притягивания желаемого за действительное. Но вопросы(на мой скромный взгляд) поставлены верно 
| 0 Русский мир - это явление того же порядка, что и англосфера, франкофония, испанидад и т.п.; цивилизационное пространство, объединённое языком (в данном случае русским), культурой, ментальностью, общей историей. Это общность людей, думающих и говорящих по-русски, воспитанных на русских сказках, песнях, мультфильмах, литературе и кино; людей, которым одинаково близки и понятны смыслы, продуцируемые русской культурой, и которые ориентируются на создаваемые ею ролевые модели и нравственные установки. Хорошим маркером принадлежности к той или иной цивилизационной общности является употребление культурных отсылок и способность считывать их у собеседника. Так, например, для человека вне русского мира будут одинаково непонятны русские пословицы, цитаты из русской классической литературы и строки из песен "Кино" или "Любэ"; так же, как и нам зачастую непонятны и чужды, к примеру, отсылки к поп-культуре англосферы. В этом смысле очень смешно наблюдать за тем, как занимаются самоотрицанием украинцы, когда, например, их президент заявляет о разрыве с Россией и выходе Украины из русского мира и тут же без палева демонстрирует свою принадлежность к нему, цитируя строки русских поэтов. Может ли он так же свободно на языке оригинала цитировать европейскую, китайскую или персидскую поэзию? Едва ли; и это явно показывает, к какому цивилизационному пространству принадлежит Украина и украинцы. И им следует осознавать, что самоотрицание этой принадлежности для них будет тождественно самоуничтожению. 
| 0 Чтобы богатеть и развиваться, необходим доступ к рынкам; для получения доступа к рынкам необходимы интеграционные структуры. Чтобы создать интеграционные структуры, необходимо богатеть и развиваться. Уловка-22.
Показать новые комментарии (0)МужикКакойта
1balbec
shg200
koral
МужикКакойта
koral
shg200
koral
shg200
koral
Александр Рыбакин
МужикКакойта
koral
Александр Рыбакин
МужикКакойта
Александр Рыбакин
shg200
koral
Александр Рыбакин
МужикКакойта
Александр Рыбакин
МужикКакойта
Александр Рыбакин
Александр Рыбакин
koral
Александр Рыбакин
МужикКакойта
Александр Рыбакин
koral
Александр Рыбакин
shg200
koral
Александр Рыбакин
Александр Рыбакин
shg200
shg200
shg200
koral
крымнаш
shg200
1balbec
russ_land
litoprint
Miss Understanding
Miss Understanding
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)