Кровопролитный процесс, начавшийся в Сирии в 2011 году и превратившийся в опосредованную войну, во многом подошел к концу.
Практически все регионы, за исключением Идлиба и территорий, контролируемых курдскими силами, перешли под контроль сирийской армии. Соглашение, заключенное с целью выявления и отделения радикальных элементов в Идлибе, несмотря на некоторые заминки, по-прежнему сохраняет свою силу. Хотя находящиеся в городе группы, связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ — прим. ред.), сообщили, что они не будут соблюдать соглашение, эта ситуация пока не привела к тому, чтобы сочинское соглашение, стороной которого является и Турция, легло в долгий ящик.
Тем не менее нельзя сказать, что Идлиб, который сохраняет обширное место на повестке дня Турции и мира, в такой же мере завладел внутренней повесткой дня Сирии. Идлиб не обладает таким значением, как, например, Алеппо как центр торговли или Хомс с его важным стратегическим положением. Идлиб — это город, в котором за последние несколько лет были собраны вооруженные группы, перемещенные сюда по договоренности с сирийской армией. Идлиб, находящийся на границе с Турцией, рассматривается больше как проблема Турции, нежели Сирии, с точки зрения ходов и целей Турции на территории этой страны.
Что касается регионов, контролируемых курдами, от Дамаска и курдов с самого начала поступали заявления о том, что они намерены найти решение в политической плоскости. Хотя между сторонами время от времени повышается напряжение на фоне взаимных заявлений, переговоры все еще продолжаются.
В пригородах Хамы, Хомса и Дейр-эз-Зора на границе с Ираком находятся небольшие населенные пункты под контролем разных вооруженных групп, включая ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.). Но эта ситуация не имеет такого масштаба, который мог бы изменить ход развития событий в стране, и можно сказать, что по сравнению с предыдущими годами столкновения практически прекратились.
После многих лет горячей войны Сирия перешла к стадии оценки урона и восстановления.
В стране с тяжело поврежденной инфраструктурой были разрушены и стали непригодными для использования миллионы жилых помещений, офисов, мастерских, станций и зданий таких социальных учреждений, как школы и больницы. В тех районах, где столкновения прекратились и была обеспечена относительная безопасность по сравнению с другими районами, несколько лет назад начались работы по строительству и восстановлению. Таким важным с экономической точки зрения территориям, как Алеппо, отдается приоритет. Шаги в направлении масштабного восстановления, в которых на передний план выходят такие страны, как Россия, Китай, Иран, кажется, начались.
Однако главная проблема, стоящая сегодня перед Сирией и сирийцами, не события в Идлибе и, пожалуй, не строительные работы, которые растянутся на несколько лет…
Наряду с урегулированием экономики и восстановлением Сирию также ждет необходимость реконструкции с социальной и политической точек зрения.
А главная из проблем, которые требуют срочного решения, — это процесс возвращения сирийцев, рассредоточившихся по разным странам. В этой связи приведем ряд тезисов.
* С начала 2011 года миллионы человек эмигрировали в разные страны, прежде всего в Турцию, Ливан и Иорданию. Есть и сотни тысяч детей, которые родились у беженцев в этих странах. Часть этой массы, как ожидается, вернется в Сирию. Но за время войны между теми, кто остался в стране, и теми, кто ее покинул, во многом увеличился разрыв в опыте и взглядах. Когда беженцы начнут возвращаться в Сирию, эти различия могут вызвать проблемы внутри страны, и, как будет обеспечено согласие между сторонами, пока неясно.
* У тех, кто во время войны оставался в Сирии, сформировался достаточно жесткий взгляд в отношении тех, кто находился за пределами страны и занял место в рядах оппозиции. Опять же среди этой оппозиции есть и участники таких преступлений, как похищение людей, мародерство, изнасилование. В числе возможных вариантов развития событий — напряженность, которая может возникнуть с началом процесса возвращения сирийцев в свою страну по причине мести и разных позиций во время войны.
* Часть сирийцев, оставшихся в Сирии, могут считать себя теми, кто «защитил свою страну и не покинул ее, несмотря ни на что». Реакцию этой части населения, когда беженцы начнут возвращаться назад, пока предсказать невозможно.
* Наряду с теми, кто выехал из страны, более восьми миллионов человек как минимум один раз изменили место жительства внутри Сирии. Например, такие регионы, как Дамаск и Латакия, приняли на себя интенсивный поток мигрантов из таких городов, как прежде всего Алеппо, Ракка, Идлиб и Хама. Часть внутренних мигрантов обрела на новом месте дом, работу и построила жизнь заново. Эта ситуация существенно изменила демографический баланс и структуру, которые существовали в стране до 2011 года. В то время как население таких регионов, как Дамаск и Латакия, увеличилось как минимум в два раза, в некоторых районах население поредело. Если большая часть внутренних мигрантов не вернется туда, где они жили до 2011 года, тогда на тех территориях, куда они переселились, потребуется сделать кардинальные шаги прежде всего в направлении реорганизации инфраструктуры в соответствии с изменившимися потребностями.
* Внутренняя и внешняя миграция напрямую влияет и на такие элементы, как сельскохозяйственное производство, экономический баланс, потребность в квалифицированной или образованной рабочей силе, ее распределение. Пока неизвестно, какое количество внутренних мигрантов вернется на прежние места проживания, но учитывая, что многие регулируемые государством сферы, от сельскохозяйственного производства до распределения трудовых ресурсов в образовательных и здравоохранительных учреждениях, зависят от демографического фактора, неопределенность, связанная с перемещениями населения, выступает как важная проблема.
* Война оставила после себя большое количество вдов и сирот. Десятки тысяч человек столкнулись с инвалидностью разной степени. Ожидается, что эти слои населения будут обеспечены такими услугами, как пожизненное денежное пособие, уход.
* До 2011 года в Сирии были весьма распространены такие беззакония, как взяточничество и кумовство. Условия военного времени как обеспечили укоренение этих проблем, так и создали особый слой тех, кто разбогател на незаконных доходах. В стране, с одной стороны, идет строительство инфраструктуры, с другой — существует ожидание борьбы с беззакониями, но пока сигналов о том, что такая борьба будет идти, нет.
* В Сирии, где десятки лет существовала однопартийная система, необходимо принять кардинальные меры в таких сферах, как свобода печати и самовыражения, права человека. За прошедшее после восстания время одним из ожиданий народа стал переход к многопартийной организации политической жизни. Хотя по этим вопросам вносились разные законодательные поправки, их претворение в жизнь на практике до сих пор весьма сложно.
В ближайшие годы Сирию ждет тотальный процесс восстановления, от жилых кварталов до социума, от политики до гражданского общества.