Политика в сфере энергетики играет ключевую роль в длительной войне России с Западом и Украиной. В самом деле, энергетика для Москвы — как швейцарский армейский нож, режущий одновременно в нескольких направлениях. Энергетика обеспечивает основу доходов, открывающих возможности для всех правительственных операций, она служит готовым инструментом постоянного коррумпирования европейских элит и институтов, является неисчерпаемым источником влияния и инструментом коррупции европейских правительств и политики.
Война России против Украины лишь повышает жизненную важность энергетики для Москвы в рамках ее европейской стратегии.
Захватив Крым, Москва экспроприировала газовые платформы, расположенные в море у крымского побережья. Более того, она пытается добиться экономической зависимости Украины от России, строя газопровод «Северный поток — 2», который пройдет в обход государств Балтии, Белоруссии, Польши и Украины, транспортируя газ в Германию. Это изолирует Украину и ослабит поддержку, которую Киев получает от Европы. Последний пункт недостаточно понятен за границей. Скупив газовые распределительные сети в Германии, Москва получит рычаги воздействия на Германию, а также на предполагаемый реэкспорт полученного по «Северному потоку — 2» газа из Германии в Центральную и Восточную Европу.
Однако дьявольская стратегия на этом не заканчивается. В 2019 году должен открыться «Турецкий поток», газопровод из Москвы в Турцию. По нему вне юрисдикции Европейского союза будет транспортироваться газ к греко-турецкой границе, а далее — к потребителям на Балканах, в Италии и в Центральной Европе. В рамках этой стратегии Путин ездит по Балканам и, как он это делал десять лет назад, дважды продает одну и ту же лошадь. В сущности он обещает каждой балканской столице, что она станет распределительным центром газа, поставляемого по «Турецкому потоку». Но если во всех городах будет газораспределительный центр, значит его не получит никто. Тогда Москва при помощи своих балканских клиентов будет доминировать на восточноевропейской сцене и усиливать попытки помешать интеграции этих стран в Европу в любой форме. Интеграция может происходить в форме расширения НАТО на Балканах и расширения интеграции Украины с Европой (так как газ должен был проходить через Украину). В то же время Москва получит дополнительные инструменты коррумпирования этих правительств и обществ и использования этого влияния, чтобы ослабить поддержку, получаемую Украиной от Европы, и помешать ее европейской интеграции.
С 2009 года Россия стремилась получить рычаги влияния на все балканские энергетические сети. В 2009 году венгерский энергетический концерн «МОЛ» инвестировал в крупнейшую хорватскую энергетическую компанию «ИНА», помешав, таким образом, компаниям «Роснефть» и «Газпром». Москва ответила заявлением, что контракт был получен в результате подкупа. Москва до сих пор стремится выкупить акции «ИНА» по более выгодным ценам у «МОЛ», в обмен на что Орбан уступил России контроль над венгерским энергетическим сектором. В том же 2009 году российская нефтегазовая компания «Сургутнефтегаз» выкупила 21% акций концерна «МОЛ» у австрийской энергетической компании по цене, почти вдвое превышающей их рыночную стоимость, что указывает на политическую подоплеку сделки. С тех пор, особенно с 2013 года, когда хорватское правительство заявило о намерении сократить свою долю в «ИНА», «Газпром», «Роснефть» и российское правительство одновременно искали расположения Загреба и «МОЛ» и оказывали на них давление, чтобы они продали им доли в хорватской нефтегазовой сети, что позволило бы последней получить, по меньшей мере, право вето в отношении «МОЛ», а хорватскому правительству — едва ли не доминирующую роль на Балканах, а следовательно, и в области энергетических поставок в Австрию и Италию.
Последствия подобных махинаций легко предсказуемы. Учитывая нынешний хаос в ЕС и трансатлантических отношениях в целом, Москва может добиться своего, если не встретит никакого противодействия, в попытках изолировать Украину посредством «Северного потока — 2», «Турецкого потока» и долгосрочного влияния на Балканах. В сфере безопасности Европа и Украина могут столкнуться не только с военными угрозами, но и жестокими угрозами в области энергетики. Таким образом, в 2019 год Запад вступает, не имея четкой стратегии поведения.
Стивен Бланк — старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике. Автор многочисленных статей, документов и монографий, посвященных вопросам геополитики и геостратегии России и Евразии. Бывший стипендиат Военного колледжа Армии США.