Тридцать лет назад пала Берлинская стена, что ознаменовало символическое окончание холодной войны. Поскольку бывшие страны Восточного блока стремились присоединиться к клубу западных демократий на пике однополярного момента Америки, некоторым казалось, что присоединение к ним России — лишь вопрос времени, несмотря на заявления о конце истории. Автор данной статьи пытается выяснить, что означало бы присоединение России к двум институциональным опорам западного мира — НАТО и Европейскому Союзу — для расстановки сил между Западом и Китаем. Авторские расчеты этих сил (которые требуют доработки), показывают, что, хотя членство России в западном клубе еще больше изменило бы расстановку сил в пользу коллективного Запада, она не была бы решающим фактором, способным изменить ситуацию в условиях мирного соперничества между Западом и Китаем.
Россия могла бы присоединиться к Западу, но не сделала этого
Возможно, кому-то будет трудно понять это сегодня, но российские и западные лидеры размышляли о том, может ли Россия вступить в НАТО (а может и в ЕС) в 1990-х и даже в начале 2000-х годов. В 1990 году последний советский лидер Михаил Горбачев, по словам Джеймса Бейкера (James Baker), тогдашнего госсекретаря США, трижды поднимал вопрос о возможности вступления СССР в НАТО. Позже не только Борис Ельцин заявлял, что членство России в НАТО является «долгосрочной политической целью», но и Владимир Путин спрашивал Билла Клинтона (Bill Clinton) и лорда Робертсона (Lord Robertson) о том, когда НАТО предложит Москве вступить в альянс. В документе Госдепартамента США от 1993 года был даже установлен крайний срок вступления России (и Украины) в блок — 2005 год. Не только Ельцин, но и его министр иностранных дел Андрей Козырев размышлял о вступлении России в Европейское сообщество, предшественник ЕС, а британский премьер Джон Мейджор (John Major) призвал ЕС в 1992 году «мыслить шире» и предоставить членство России. 10 лет спустя такие лидеры ЕС, как итальянский премьер Сильвио Берлускони, все еще призывали Россию вступить в Европейский Союз, а новоиспеченный президент Путин заявил: «Россия более чем разнообразная страна, но мы — часть западноевропейской культуры…. Где бы ни жили наши люди — на Дальнем Востоке или на юге, мы — европейцы», — сказал Путин, который поначалу продолжал политику своего предшественника по гармонизации законодательства России и ЕС, а также продолжил партнерство с НАТО в начале 2000-х годов.
Помимо российских лидеров, некоторые влиятельные политики страны — в том числе Сергей Караганов, Тимофей Бордачев и Игорь Юргенс — также предвидели, что Россия в конечном итоге будет интегрирована в НАТО, как и некоторые их западные коллеги, такие как Бейкер, который назвал членство России в НАТО беспроигрышным как для России, так и для альянса. Среди других западных экспертов, считавших в 1990-е годы, что Россия может быть интегрирована в западный клуб, были Грэм Эллисон (Graham Allison), Карл Кайзер (Karl Kaiser), Даниэль Ергин (Daniel Yergin) и Тэйн Густафсон (Thane Gustafson).
Однако в конечном итоге в результате расширения НАТО и серии «цветных революций» российское руководство пришло к убеждению, справедливому или нет, что Запад, стремясь интегрировать соседние страны на постсоветском пространстве, расположенные к западу и даже к югу от России, не спешит принимать Москву в свой клуб на правах равного члена. Исходя из убежденности в этом, Россия организовала военную интервенцию в Грузии в 2008 году и на Украине в 2014 году, чтобы помешать этим странам в их движении к членству в НАТО и ЕС. Сегодня перспективы вступления России в тот или другой блок кажутся столь же туманными, как и во времена холодной войны. При этом Россия отдалилась от того, что Кремль считает приходящим в упадок Западом, и активно оказывает знаки внимания растущему Китаю. Из-за этого отчуждения некоторые ведущие американские внешнеполитические аналитики, такие как Стивен Уолт (Stephen Walt), предупреждают, что «неэффективный подход Америки к России ведет к укреплению растущего стратегического партнерства между Москвой и Пекином». Эллисон также забил тревогу по поводу того, что он считает «формирующимся стратегическим альянсом», который, по его мнению, является угрозой для США.
Отношения между Китаем и Россией действительно укрепляются с каждым часом. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с графиком официальных визитов Си Цзиньпина (Xi Jinping) и Владимира Путина. Китай был первой страной, которую Путин посетил после инаугурации на третий президентский срок в мае 2012 года, а Си нанес ответный визит в 2013 году. По состоянию на июнь 2019 года два лидера встречались в общей сложности почти 30 раз, и по ним не видно, что они устали от встреч друг с другом. Путин называет Си «мой дорогой друг» и «мой хороший давний друг». Си выражается еще более лестно: «Он мой лучший и близкий друг. Я очень дорожу нашей искренней дружбой», — сказал Си Цзиньпин о Путине этим летом. Согласно опросу, проведенному недавно по заказу китайской газеты «Глобал Таймс» (Global Times), треть китайцев считают Россию страной, больше других влияющей на Китай, а опросы, проведенные в России, неизменно показывают, что явное большинство относятся к Китаю положительно. Помимо укрепления политических связей, Россия и Китай также расширяют свое военное сотрудничество и сотрудничество в сфере безопасности, включая совместное воздушное патрулирование и совместные военно-морские военные учения в Средиземном море. Кроме того, Россия помогает Китаю в разработке собственных радиолокационных систем дальнего обнаружения. В последнем информационном документе Министерства обороны Китая эти отношения названы «всеобъемлющим стратегическим партнерством», а в англоязычной редакции последней внешнеполитической доктрины России (опубликованной в 2016 году) российско-китайские отношения названы «всеобъемлющим, равноправным и основанным на доверии партнерством и стратегическим сотрудничеством».
И все же, как я утверждал в прошлом году, я не верю, что Россия и Китай вступят в союз, основанный на принципах, подобных принципам Статьи 5, пока их лидеры продолжают верить, что они смогут самостоятельно сдерживать США как от агрессии, так и от смены режима. Но я действительно считаю, что предупреждения, подобные тем, которые сделали Уолт и Эллисон, заставляют задаться вопросом: а что, если бы Россия объединилась не с Китаем, а с Западом? Какой была бы расстановка сил между Западом и Китаем, если бы в 1990-е или 2000-е годы Россию приняли в западный клуб? Я попытаюсь ответить на этот вопрос, хотя, перефразируя русскую поговорку, «история не терпит „если" и „но"».
Методы измерения мощи государств
Для определения расстановки сил между Западом и Китаем я воспользуюсь четырьмя методами оценки потенциала страны, которые используют ученые в этой области, основываясь на данных, полученных от таких организаций, как Всемирный банк и Стокгольмский международный институт исследования проблем мира. Читателям, знакомым с докладом 2018 года о мощи государств, подготовленным мной в соавторстве с Наби Абдуллаевым, в котором приводится сравнение национальной мощи России с мощью ее западных соперников и некоторых ее партнеров, эти методы будут и понятными.
Во-первых, я измерил долю стран в мировом ВВП, что представляет собой один из основных методов оценки национальной мощи стран с одной переменной величиной.
Во-вторых, я использовал вариант метода, применяемого в проекте «Корреляция войн» (Correlates of War), заменив показатель производства стали на показатель экспорта наукоемкой продукции. Он рассчитывается как среднее значение следующих соотношений:
- TPR (коэффициент общей численности населения) = отношение общей численности населения страны к общей численности населения мира;
- UPR (коэффициент численности городского населения) = отношение численности городского населения страны к общей численности городского населения мира;
- ECR (коэффициент потребления первичной энергии) = отношение объема потребления первичной энергии в стране к объему потребления первичной энергии в мире;
- MER (коэффициент военных расходов) = отношение военных расходов страны в постоянных ценах, выраженных в долларах, к военным расходам в мире в постоянных ценах, выраженных в долларах;
- HTER (коэффициент экспорта наукоемкой продукции) = отношение объема экспорта наукоемкой продукции страны к объему экспорта наукоемкой продукции в мире.
В-третьих, я применил вариант многовариантного метода, используемого тайваньским ученым Чинь-Лун Чанем (Chin-Lung Chang), который равен сумме (критическая масса + экономическая мощь + военная мощь)/3, где:
- Критическая масса = ([численность населения страны/общая численность населения мира] * 100) + ([площадь страны/общая площадь стран мира] * 100)
- Экономическая мощь = (ВВП, ППС страны в постоянных ценах, выраженных в долларах/ВВП, ППС стран мира в постоянных ценах, выраженных в долларах) * 150
- Военная мощь = (военные расходы страны/общие военные расходы в мире) * 100
В-четвертых, я рассчитал вариант экспериментального индекса мощи страны (EINP), который мы с моим соавтором разработали на основе формулы Рэя С. Клайна (Ray S. Cline) для нашей статьи 2018 года.
EINP = национальные ресурсы * способность использовать ресурсы, где:
- Национальные ресурсы = критическая масса + экономическая мощь + военная мощь + технологическая мощь, где:
o Критическая масса = (площадь территории страны/общая площадь территории стран мира + численность населения страны/общая численность населения мира * относительная продолжительность жизни в стране) * 2, где:
Относительная продолжительность жизни в стране = средняя продолжительность жизни населения страны/средняя продолжительность жизни населения мира
- Экономическая мощь = ВВП страны/мировой ВВП * 2
- Военная мощь = военные расходы страны/общие военные расходы в мире * поправочный коэффициент на ядерное оружие, где:
o Поправочный коэффициент на ядерное оружие равен 1,5 для стран, в которых размещено более 500 боеголовок, 1,3 для стран, в которых размещено от 100 до 499 боеголовок, и 1,2 для стран, в которых размещено менее 99 боеголовок.
- Технологическая мощь = количество патентов, оформленных резидентами страны/общее количество патентов в мире
- Способность использовать ресурсы = показатель эффективности работы правительства: процентное соотношение между всеми странами.
Я выбрал данные измерений за 2016 год, поскольку это был самый последний год, за который были доступны данные по одному из ключевых показателей (потребление энергии). Затем я провел измерения, чтобы исследовать два основных сценария — существующий («Статус-кво») и «Запад на максимуме», то есть с Россией и другими европейскими странами, которые в настоящее время не «присоединяются» к Западу ни через ЕС, ни через НАТО. Сценарий 1 («Статус-кво») отражает реальность 2016 года, в нем полноправные члены НАТО и ЕС участвуют в мирном соперничестве между Китаем и Россией (даже если не все члены этих блоков с энтузиазмом следуют в этом соперничестве примеру США). При перечислении членов НАТО и ЕС, а также большинства стран, являющихся официальными кандидатами на вступление в обе организации (на стороне США), я не включил в уравнение страны-члены Шанхайской организации безопасности или Организации договора коллективной безопасности на стороне Китая и России, потому что, на мой взгляд, эти страны по-прежнему неохотно принимают однозначно какую-то сторону в соперничестве между ними и Западом. Сценарий 2 («Запад на максимуме») предусматривает не только Россию, но и большинство других членов ОБСЕ, объединившихся с коллективным Западом. Исключение составляют несколько европейских членов ОБСЕ, которых мне пришлось исключить из расчетов по причине недостатка данных по некоторым ключевым показателям национальной мощи. Я также исключил из расчетов постсоветские республики Центральной Азии и Монголию, которые, на мой взгляд, слишком далеки от центра Европы, чтобы НАТО или ЕС рассматривали возможность их интеграции в какую-либо из версий «альтернативной истории». Правда, я включил в расчеты большинство других стран-членов ОБСЕ, поскольку, на мой взгляд, если бы Россия стала членом НАТО и/или ЕС, она бы не возражала против вступления в эти блоки других стран (в том числе Украины и Грузии).
Результаты вычислений: Россия обладает властью и оказывает значительное влияние, но не является силой, способной коренным образом изменить ситуацию
Конечно, Россия не могла бы пойти на сближение ни с Китаем, ни с Западом, стремясь стать независимым полюсом власти в новом мировом порядке, как об этом заявляют близкие к Кремлю люди, например, Владислав Сурков. Однако претензии России на то, что Сурков назвал стратегическим одиночеством в меняющемся мире, на мой взгляд, были бы проблематичными. На долю России приходится 3% мирового экономического производства и 2% населения. Даже если бы она объединила в Евразийском союзе все постсоветские республики (за исключением стран Балтии), она все равно не была бы на одном уровне с США и их союзниками или Китаем по таким ключевым составляющим власти и могущества, как производительность экономики, численность населения и технологическая мощь.
Признание недостатков и планирование следующих шагов
Конечно же, это исследование не лишено недостатков. Ниже я перечислю некоторые из них, и этот список далеко не полный.
Во-первых, мои расчеты предполагают, что во втором сценарии все европейские страны вступили бы в ЕС и НАТО или хотя бы объединились с ними. Это спорное предположение, о чем свидетельствует недавнее решение ЕС не начинать переговоры о членстве с Албанией и Северной Македонией из-за озабоченности Франции, которая не особо связана с попытками примирения с Россией. Москва выступает против вступления Албании и Северной Македонии в ЕС, но такое членство не было бы для России «красной линией».
Во-вторых, вышеупомянутые четыре метода предназначены для измерения ресурсов государств только в том случае, если они конкурируют или сотрудничают в мирное время. Война между конкурентами означала бы совсем другую игру, в которой нужно было бы либо придать большую ценность, либо добавить в расчеты такие составляющие могущества страны, как обладание ядерным оружием, средствами доставки большой дальности и другими военными средствами. Более того, на мой взгляд, представлять себе войну между коллективным Западом, включая Россию, и Китаем было бы бесполезным занятием, поскольку в обозримом будущем Россия не согласилась бы участвовать в такой войне.
В-третьих, расчеты совокупной национальной мощи в обоих сценариях не отражают того влияния, которое оказало бы членство России в ЕС и НАТО на ключевые составляющие ее национальной мощи, такие как ВВП и численность населения. С одной стороны, российская экономика выиграла бы от того, что Россия стала частью общих рынков ЕС. С другой стороны, если бы Россия была в ЕС и НАТО, то она, вероятно, смогла бы продать лишь часть из тех передовых систем вооружения стоимостью в десятки миллиардов долларов, которые она продает Китаю. Более того, России, наверное, было бы труднее обойти Саудовскую Аравию и лишить ее звания крупнейшего экспортера нефти в Китай. И Россия также столкнулась бы с проблемой оттока рабочей силы в более богатые страны ЕС. Это лишь некоторые из многочисленных последствий членства России в ЕС и НАТО для уровня национальной мощи России, не говоря уже о том влиянии, которое оно оказало бы на мощь Запада.
В-четвертых, эти расчеты национальной мощи основаны на данных за 2016 год и нуждаются в пересмотре, возможно, с учетом того, что говорится в прогнозах ООН, Всемирного банка и других авторитетных организаций о влиянии, которое мог бы оказать переход России на сторону Китая или Запада на их соперничество в будущем.
В-пятых, как было сказано выше, мне пришлось исключить из расчетов несколько европейских стран-членов ОБСЕ из-за недостатка данных по некоторым ключевым показателям национальной мощи для большинства используемых методов. Из-за такого же недостатка данных мне пришлось заменить показатель количества триадных патентов, рассчитанный ОЭСР, количеством патентов, зарегистрированных резидентами, рассчитанным Всемирным банком по индексу EINP, что, по моему мнению, привело к резкому увеличению показателя технологической мощи Китая.
В-шестых, хотя индекс EINP, основанный на Формуле Клайна, учитывает теоретическую способность правительств использовать имеющуюся в их распоряжении национальную мощь, в нем он не полностью учтены такие ключевые переменные этой формулы, как «национальная воля» и «стратегическая цель».
И последнее, но не менее важное: в дополнение к двум расчетам по формуле Клайна в этом исследовании было бы полезно измерить степень сплоченности рядов, возможно, с помощью социологических опросов. Ведь способность коллективного Запада использовать свою мощь зависит от его политической сплоченности, а этого, ему, похоже, не хватает даже в отсутствие России, которая, вероятно, гораздо менее охотно противостояла бы Китаю, чем, скажем, США, если бы реализовался сценарий 2.
Симон Сараджян — директор-основатель проекта «Россия имеет значение» (Russia Matters) в Белферовском центре науки и международных отношений Школы госуправления имени Дж. Ф. Кеннеди при Гарвардском университете.