Датские, немецкие и финские молодые люди считают, что Вторая мировая война — это важное историческое событие. Но понимает эту войну молодежь очень по-разному.
«Длинные тени тяжелого прошлого». Так звучит почти поэтический заголовок нового исследования, показывающего, как датские, немецкие и финские молодые люди понимают Вторую мировую войну.
Исследование не оставляет места для сомнений в том, что молодежь считает эту войну важнейшим событием XX века. Тем не менее они весьма по-разному видят те «длинные тени», которые эта знаменательная война отбросила на современную молодежь трех стран.
«Датская и финская молодежь обычно имеет узконациональный взгляд на Вторую мировую войну. Немецкая молодежь гораздо лучше осведомлена о том, какие последствия эта война имела для остальной Европы», — говорит Карстен Индиген (Carsten Yndigegn), преподаватель кафедры политологии и государственного управления Университета Южной Дании и один из тех, кто проводил это новое исследование, опубликованное в научном журнале Journal of Youth Studies.
Война все еще отбрасывает тени
Возраст молодых участников исследования варьируется от 16 до 25 лет, а значит, несколько поколений отделяют их от тех, кто пережил эту войну, охватившую большую часть планеты с 1939 по 1945 годы.
Тем не менее война остается актуальной и значимой темой для многих молодых людей, свидетельствует исследование.
«Многие из молодых людей слышали, как вспоминают об оккупации члены их семей. Это касается и Дании, и Германии, и Финляндии. Поэтому война до сих пор присутствует в активной части сознания большой части молодого поколения», — говорит Карстен Индиген.
Однако когда молодые датчане думают о мировой войне, в первую очередь им на ум приходит не Холокост, не высадка в Нормандии и не атомные бомбардировки Японии.
«У датской молодежи — очень узконациональное отношение ко Второй мировой войне. Они в первую очередь сфокусированы на датском движении Сопротивления и выражают восхищение людьми, которые в нем участвовали. В этом смысле у датской молодежи — более позитивный и героический взгляд на войну, чем у немецкой», — рассказывает Карстен Индиген, который вместе со своим коллегой-преподавателем Клаусом Левинсеном (Klaus Levinsen) занимался датской частью этого исследования.
Движение Сопротивления героизируется
Героизация Второй мировой войны у датской молодежи во многих отношениях отражает то, как помнят войну предыдущие поколения, отмечает профессор Анетте Варринг (Anette Warring) из Университета Роскилле.
Как показало ее собственное исследование, в послевоенный период образовалось то, что она называет «коллективной памятью» о времени оккупации. В соответствии с этой памятью Дания — страна Сопротивления, и здесь, безусловно, главную роль играют герои этого сопротивления. При этом практически предан забвению тот факт, что на самом деле гораздо больше датчан работало на немецкие оккупационные власти и воевало под немецкими военными знаменами, рассказывает Анетте Варринг.

«Взгляд молодежи на войну во многом соответствует воспоминаниям, которые мы слышим от старших. А это как раз истории о том, как движение Сопротивления непоколебимо держалось как символ всего хорошего и как морально-этическая опора в условиях войны», — говорит Анетте Варринг, которая изучает память об исторических событиях и использование истории, но в этом новом исследовании участия не принимала.
Нюансы от молодежи ускользнули
В общем и целом, однако, коллективные воспоминания о периоде оккупации в последние годы стали богаче нюансами, но это не сильно отразилось на сознании тех молодых людей, которые участвовали в исследовании, говорит Анетте Варринг.
С появлением нюансов наш совместный нарратив о периоде оккупации стал более-менее охватывать также и тех, кто стоял по другую сторону фронта от бойцов Сопротивления. Речь идет, например, о датских нацистах, «девушках для немцев» (уничижительное обозначение датских женщин, которые вступали в романтические отношения с немецкими солдатами в период оккупации — прим. Videnskab) и датчанах, которые добровольцами записывались в немецкие войска.
«Долгие годы все они были маргинализованы и исключены из общенациональной памяти о войне. Но в последние годы начали учитываться нюансы, и теперь воспоминания об оккупации повествуют не только о движении Сопротивления. Меня удивляет, что участвующие в исследовании молодые люди так и не восприняли все эти нюансы», — говорит Анне Варринг. Она задается вопросом, почему картина Второй мировой войны в понимании датской молодежи так и не включила в себя ни Холокост, ни Политику сотрудничества Дании с Германией (особая договоренность, которая существовала между Данией и Германией в период оккупации. Также — политика, которую вело датское правительство по отношению к оккупационным властям вплоть до 29 августа 1943 года, — прим. Videnskab).
Финская молодежь видит в России врага
У финских молодых людей, задействованных в исследовании, так же как и у датских, очень узконациональный подход ко Второй мировой войне. Из их сознания практически вытеснен тот факт, что Финляндия была союзницей нацистской Германии большую часть войны (с 1941 по 1944 год).
«Финская молодежь практически не осознает, что вообще-то Финляндия изначально была в альянсе с Германией. Напротив, они очень сосредоточены на тех героических усилиях, которые финские военные ветераны предпринимали во время зимних войн против Советского союза», — говорит Карстен Индиген.

«В этом финская молодежь напоминает датскую: они фокусируются на позитивном и героическом, а все менее позитивное забывают».
Хотя и для датских, и для финских молодых людей характерен национальный подход ко Второй мировой войне, образ врага в этих двух странах различается. У датской молодежи он однозначно направлен на Германию. У финнов же враг — в первую очередь Советский Союз, делают вывод ученые.
Немецкая молодежь видит все в международной перспективе
В Германии молодые участники исследования прекрасно отдают себе отчет, что на их стране лежит тяжелая ответственность за войну и преступления нацизма.
«Немецкие молодые люди полностью осознают, что их страна развязала войну, и не только в Европе, но и за ее пределами. У них нет никаких сомнений насчет сути Второй мировой войны. Но видно также, что молодежь начала стремиться оставить это все позади. Многие из них дают понять, что не хотят лично испытывать вину за то, что случилось в прошлом, задолго до их рождения», — говорит Карстен Индиген, который сам занимался интервьюированием датских молодых людей, но соответствующие результаты из Германии получил от своих немецких коллег.
«Речь не идет о том, что немецкая молодежь отрицает или оправдывает Холокост или ответственность Германии как агрессора в этой войне. Просто они считают, что они лично не обязаны жить с этим чувством вины».
Чувствуют ли молодые немцы себя виноватыми?
Вопрос чувства вины среди немецкой молодежи в связи с преступлениями нацизма изучался и раньше. Результаты вошли в книгу «Дедушка не был нацистом» (Opa war kein nazi) 2001 года, и они несколько отличаются от того, что показало новое исследование, по словам Анетте Варринг.
«Более раннее исследование показало, что трое из пяти опрошенных молодых людей испытывали вину за нацизм. Странно, что они не включили эти результаты в новое исследование и не обсудили, почему выводы получились такими разными», — говорит Аннете Варринг.
То же самое исследование показало, что, хотя немецкая молодежь и не склонна вытеснять из памяти спорные страницы истории своей страны, историю собственной семьи они видят в гораздо более радужном свете.
«По данным исследования, немецкая молодежь располагает множеством фактических знаний о преступлениях нацизма и общей ответственности немцев. Это знание они целенаправленно усваивали в школе. Но когда они должны были рассказать, что во время войны делали их дедушки и бабушки, все менялось. Если верить ответам участников исследования о родителях их родителей, то придется признать, что в Германии вообще никаких нацистов не было», — рассказывает Анетте Варринг.
Немцы героизируют дедушек и бабушек
Другими словами, немецкая молодежь «забыла» о вине собственных семей в этой войне. Даже если бабушки и дедушки и рассказывали честно своим детям и внукам, что не хотели прятать военнопленных во время войны, со временем эти истории были изменены их потомками, которые стали рассказывать, что их бабушки и дедушки, наоборот, скрывали военнопленных и помогали им, объясняет Анетте Варринг.
«Происходила так называемая кумулятивная героизация — то есть, дедушки и бабушки со временем становились все большими и большими героями в глазах следующих поколений. Само собой, это происходило потому, что трудно понять, как твой любимый дед мог участвовать или пассивно способствовать преступлениям нацизма», — говорит Анетте Варринг.
Таким образом, по мнению Анетте Варринг, есть определенные признаки того, что в известной мере неприглядные страницы истории страны вытесняются и в сознании немецкой молодежи, несмотря на то, что Германия с 1980-х годов вела такую школьную политику, при которой внимание учеников все время концентрировалось на осуждении преступлений нацизма и общей ответственности населения.

«Я думаю, это свидетельствует о том, что если просто давать людям факты, которые они должны на голом месте усваивать, то история не приносит эмоционального понимания того, как такой жестокий режим мог вырасти в немецком обществе. Так что не получается в достаточной мере использовать историю в качестве учителя для современности», — считает Аннете Варринг.
Больше полагаются на семью, чем на школу
И в Германии, и в Финляндии большинство молодых людей дали понять, что они скорее доверяют тому, что о войне рассказывает им семья, чем официальной информации. Поэтому немецкие и финские молодые люди отличаются известным скепсисом в связи с книгами по истории и тем, что им преподавали в школе, в большей мере полагаясь на родителей и бабушек с дедушками.
«Среди датской молодежи такого нет. Они одинаково доверяют и семье, и тому, что им преподают в школе», — рассказывает Карстен Индиген.
И Карстен Индиген, и Анетте Варринг считают, что доверие датской молодежи к официальным источникам объясняется тем, что отношение Дании к Второй мировой войне менее противоречиво, чем в Финляндии и Германии.
«В Дании было много конфликтов на тему толкования этой войны, в том числе в связи с тем, что касается Политики сотрудничества. Но они ни в какое сравнение не идут с теми драматизмом и противоречивостью, которые царят в исторических дебатах в Германии и Финляндии», — говорит Анетте Варринг.
«Датское толкование, несмотря ни на что, более гармонично, и именно поэтому, я думаю, к официальным данным о войне относятся с большим доверием».

В любом случае, споры о том, как следует относиться к Второй мировой войне и как ее толковать, закончатся еще нескоро. Эту войну до сих пор используют в ходе политической борьбы, и даже современная молодежь подвергается ее политическому влиянию. Пример этого приведен ниже.
Как Вторая мировая война может влиять на современную молодежь
Конкретным примером того, что молодежь продолжает подвергаться политическому влиянию Второй мировой, оказался один датский участник исследования.
Молодой человек раньше симпатизировал идеям нацизма, объясняет Карстен Индиген. В какой-то момент, однако, он познакомился с человеком, который рассказал ему о датском движении Сопротивления в период оккупации.
«Он начал вникать в информацию о Сопротивлении и очень проникся им. Это полностью изменило весь его взгляд на прошлое и политику. Ведь трудно одновременно восхищаться движением Сопротивления и симпатизировать его врагам, нацистам», — говорит Карстен Индиген и продолжает:
«Я все равно думаю, что этого молодого человека можно назвать националистическим популистом, но это очень конкретный пример того, как прошлое может изменять наш взгляд на политику и современное общество».
Что делали исследователи
Данные для нового исследования получены из научно-исследовательского проекта MYPLACE — Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement (Память, Молодость, Политическое наследие и Гражданская активность), 2011-2015.
В рамках проекта информация о политических взглядах молодежи и ее понимании истории была собрана посредством опросов, а также квалификационных интервью с молодыми людьми 16-25 лет в 14 европейских странах.
В последнем исследовании ученые сосредоточились на данных о Второй мировой войне, полученных в Дании, Германии и Финляндии.
В каждой из трех стран более в опросах участвовали в общей сложности 800 молодых людей. Помимо этого, 60 молодых людей в каждой стране были проинтервьюированы (то есть прошли квалификационные интервью).
В Дании все молодые участники исследования были из Оденсе.
Сомнительное прошлое?
Исследователи выбрали молодежь из Дании, Германии и Финляндии потому, что у всех трех стран есть «сомнительное прошлое».
Немецкая молодежь должна как-то относиться к тому, что их страна во время диктатуры партии нацистов выступала в роли агрессора, развязала войну и потерпела поражение, а также несет ответственность за ужасные военные преступления, в том числе Холокост.
Финская молодежь должна сформировать отношение к тому, что их страна в ходе войны меняла союзников и роли. На финнов в 1939 году напал Советский Союз, но после этого они вступили в альянс с Германией и возобновили борьбу с русскими в 1940-1944 годах. После мирного договора с Советским Союзом в 1944 году финны в Лапландскую войну изгнали немцев из северной Финляндии.
Датчане должны занять позицию насчет капитуляции датского правительства перед немецкой оккупацией. Сначала правительство начало политическое, а потом и чисто административное сотрудничество с немецкими оккупационными властями. Однако со временем Политике сотрудничества все чаще бросало вызов движение Сопротивления.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 7 Героизм датчан в защите от немецких полчищ смогли превысить только британцы при обороне Сингапура... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 четослышал, сопротивление в Дании Оказывали исключительно коммунисты, потому что они испытывали на себе репрессии. Остальные, особенно богатые, не желали жертвовать бизнесом ради какого-то там суверенитета. 
| 0 Чтоб я так жил, при захвате Дании был убит 1 (один !) датский солдат стоявший в карауле 
| 9 Тема вполне серьезная. Не стоит немцев загонять в тупик и делать вечно виноватыми. Обратка рано или поздно сработает. Пусть лучше помнят и чествуют тех, кто был против нацизма, а дети за отцов не ответчики. Но и плохое забывать нельзя, не навязывая вину всем. Виновных уже или нет, или крайне мало осталось. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 5 чудь вычегодская, отвечать за отцов - нет. Но и оправдывать отцов - тоже ни к чему. Для меня до сих пор непонятно как наши, насмотревшись на то, что немцы творили на нашей территории не оставили от Германии выжженного места. Натурально, святые люди. А теперь немчики предпочитают об этом не вспоминать. 
| 0 Michel, "Не стоит немцев загонять в тупик и делать вечно виноватыми" - Конечно не надо. Надо делать так, чтобы помнили историю не переделанную, а реальную. И чтобы знали, что должны сказать спасибо и кому сказать спасибо за то, что живут. 
| 0 чудь вычегодская, так в тупик немцев пиндосы все 70 лет загоняло, чтобы из-за навязанного чувства вины вызвать отторжение и возродить нацизм. 
| 1 чудь вычегодская, И кто же это немцев загоняет в тупик - мы, что ли? Вы напрасно за них, болезных, переживаете. Они, кажется, вполне успешно сами собой избавляются от чувства исторической вины и не за горами то время, когда избавятся от него совсем. Так что имеет смысл переживать не за то, что мы, якобы, их куда-то там загнали, а за то, что Германия играет роль авангарда антироссийской политики и антироссийских санкций в Европе, а немецкие батальоны опять, как встарь, размещаются на наших границах. 
| 0 Простопрохожий, где написано, что это мы их загоняем? Как раз не мы. И это плохо кончится. Немцы уже были отловлены, побиты, виновные осуждены и выпороты. Всё, живём дальше. И лишь когда начинают за старую скрипку браться, демонстрировать им поротвю задницу прадеда. В напоминание. 
| 1 чудь вычегодская, А я решил, что свой призыв не загонять немцев Вы в наш адрес направили. Пардон, если это не так, однако, что же мне было думать - в чей? Ведь американцы-то и англичане немцам еще во времена ФРГ уже все грехи отпустили: денег немерено дали; разрешили Аденауэру нацистов на государственные должности и даже в правительство назначать; а откровенных убийц, даже таких как командиров/офицеров айнзатцгрупп, с приговорами от 20-ти лет до пожизненного, буквально через несколько лет на свободу поотпускали. Не очень похоже на "загонять в тупик и делать вечно виноватыми", правда? Если у немцев еще сохранилось чувство вины, то это только потому, что еще живы такие как Герхард Шредер, который хорошо помнит, что случилось с его папой. Но Шредеру и другим таким уже за 70, так что прежние времена естественным образом заканчиваются. А теперь посмотрите на помоложе, типа Меркель, на ее поведение и политику - думаете, она ощущает чувство вины перед нашим народом ? Или хоть сколько собирается в отношении нас "помнить и чествовать тех, кто был против нацизма"? В общем, применительно к немцам не вижу никакой их загнанности и тупика, а вижу, что они активным образом пытаются загнать в экономический и политический тупик нас! И всё громче и громче заговаривают, как их бедных-несчастных изводило и мучило СССР во времена оккупации. 
| 0 Шиза косит их ряды! 
| 5 Еще несколько поколений и опять полезут. Разница в войнах 100-200 лет 
| 4 Сопротивление датчан это как французская армия - вроде было, но кончилось быстро. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Г-н Здравомыслие, слышал мнение, что Дании сдаться быстрее не позволил германский бюрократизм того времени. 
| 0 Г-н Здравомыслие, оказывается еще и датчан в победители нужно записать. 
| 1 Датчане и финны ВНЕЗАПНО селюки. 
| 0 у каждого народа своя история. вот монголы восхваляют чингизхана, а узбеки - тимура. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 fvi, у всех свои комплексы. А что сделал ты?(с) 
| 0 fvi, Это верно. Но Чингизхан и Тимур всё-таки жили в другие времена, далекие от критериев европейской "цивилизованности". И газовых камер и концлагерей уничтожения не строили. 
| 10 Все почему то вспоминают только холокост , а 24 млн погибших Советских граждан , как будто бы не было . Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 2 theworldyourhome59, великодушные русские и жадное еврейское лобби. 
| 0 theworldyourhome59, если мир не знает, какую цену заплатили русские за победу над нацизмом, то это вина прежде всего СССР и, теперь, РФ. А евреям за то, что весь мир помнит о Холокосте, почет и уважение. Умеют отстаивать свои национальные интересы. 
| -16 Ой-ой-ой! Так возмущаемся. как будто у нас о войне не врут. Врут и еще как! Помню в 2000 году был в командировке в Чечне (работал в милиции) Так вот только за это время троим воронежцам дали Героя России: один погиб при обстреле, ничего не успев сделать. а один генерал и один полковник банально купили , сочинив истории своих геройств, в то время когда банально жрали водку в бане со штабистами. Что касается ВОВ, то ее историю мы знаем в основном из худ. фильмов, большинство из которых просто сказки. да еще из книг подонков-генералов. А многие ли понимают почему почти никто из солдат бывших на той войне. о войне почти ничего не рассказывает? Потому что она была совсем не такой, как пишут в книжках и показывают в кино. Мне один содат (рядовой) прошедший всю войну в полковой разведке, бравший. кстати, Рейхстаг (пять боевых орденов) рассказывал. что за войну в их взводе от своих погибло больлше чем от немцев. Многие ли из нас знают о периодических приказах о показательных расстрелах в каждом полку. А таких было немало и каждый солдат, кто воевал об этом знает. Такие дела Раскрыть всю ветку (13 сообщений в ветке) 
| 4 Тагил1, Ещё как рассказывали. И в школах устраивали лекции, книжки и мемуары писали, и дневники сохранились. Я сам знал одного ветерана, он ещё в финскую воевал, себе ноги отморозил, так он целый музей у себя дома устроил, школьники к нему приходили, как и мы, помогалиа по хозяйству, там розетку починить, в магазин сходить. 
| 0 Alex1997, Разумеется: о героических боях, победах т.е. о парадной стороне это мы знаем. А вот о неприглядной стороне (самой большой. ибо война - это ужас, смерть, разрушение, убийства и грабежи) это он рассказывал? О перебежчиках говорил, о лесах, полных дезертиров упоминал? О самодурстве, трусости и подлости командиров, часто просто убегавших. бросив свои подразделения. он что говорил? К примиру в Севастополе, когда наших прижали к побережью, а суда для эвакуации уже не могли подойти к побережью, был приказ эвакуировать последними транспортами только офицеров. С военной точки зрения это было целесообразно. Но я вот думаю: что думали те офицеры. которые (согласно приказа, конечно) оставляли своих подчиненных, девушек-медсестер, раненных. зная, что все они завтра погибнут? Как они жили, когда им рассказывали, что на следующий день немцы закидали побережье минами и кусками мяса людей берег был покрыт на целый метр? Починка розеток и колка дров, это конечно. хорошо. но вот какая штука: тот разведчик,о котором я писал выше никогда не только не выступал с лекциями. никогда с фронтовиками из нашего села не отмечал День Победы. Я как-то спросил его об этом. Он ответил. что ему не о чем с ними говорить, т.к. они почти никто толком не воевал - писари, конюхи и т.д. 
| 4 Тагил1, один солдат рассказал? Не преуменьшайте, помню период когда было очень модно вскрывать "правду" про ВОВ - на любом канале можно было наткнуться на журналистские расследования о показательных расстрелах, зажравшиихся генералах, и сердобольных немецких солдатах. Слава богу, сейчас вроде отпустило... Но с ВОВ ситуация особая - много информации в свободном доступе: архивы, дневники, письма - кто ищет тот найдет. И не надо врать про "почти никто из солдат бывших на той войне. о войне почти ничего не рассказывает". Рассказывали. И более чем достаточно, чтобы не городить ерунды про "от своих погибло больлше чем от немцев". Ищите, читайте, откроете для себя много нового. 
| 0 Тагил1, а вы много своим или чужим детям рассказываете, что в молодости творили? Честно и обо всем? 
| 0 Alex1997, Шутите. Я тут как-то жене рассказал, как в Чечне бежал за пособником бандитов по минному полю. Думал: похвалит, скажет: какой я герой. Так она так на меня наорала за мою безответственность. Больше я о своем "героизме", да и дурости тоже, не рассказываю. А есть что. 
| 2 Тагил1, самодурство и трусость как на войне, так и в нормальной жизни. Но вы сами своему ребенку будете про это рассказывать? Трусов, вообще то, в войну расстреливали, по возможности. 
| 0 Alex1997, Ну что я Вам могу сказать? Сам я на той войне не был и передаю только то,что слышал. Не от генералов и мемуаристов, а от простых солдат. И не на выступления и лекциях, а часто за стаканом. Я понял только. что та война была совсем не такой, как пишут в книжках. Пусть не я, но вот сам воевавший тогда писатель Василь Быков "Сотников" и др.) не смотрел советские фильмы о войне. Он говорил:" Я был на другой войне". Да оно и верно. О чем в основном наши фильмы о той войне? Конечно об "интеллигентных" офицерах. Непростых взаимоотношениях между ними - в основном из-за неразделенной любви к медсестре. Об их героизме и самопожертвовании. Ну а простые солдаты - кто? Тупое быдло. Вот возьмите тот же "Батальоны просят огня". Кто там солдаты: шуты. трусы, вороватые и тупые. Разве нет? И такая линия во множестве фильмов - ""Пядь земли". "Горячий снег", "Аты-баты" - несть им числа. 
| 0 Тагил1, всё познается в сравнении! 
| 1 Тагил1, Истории подобные этим просто не тиражируются, т.к. не являются чем-то общественно полезным, некими примерами для подражания, образцами. Это не то, как согласно норм закона и морали должен вести себя человек. Это часто противозаконные деяния, не получившие в силу обстоятельств юридической оценки. Если, к примеру, ребенку с рождения, да даже взрослому человеку, постоянно показывать документальные кадры убийств, жестокости, насилия и прочих преступлений, думаю не надо рассказывать, что из этого ничего хорошего не получится. Таких примеров и в прошлом на фронте, и в повседневной жизни можно наковырять предостаточно. При этом нельзя говорить, что это замалчивание. Такие события имеют некую историческую цену, но не общественно полезную. Странно, что это вообще кому-то из здесь присутствующих надо объяснять. Такие события сегодня очень часто используются для манипуляции, переворачивания с ног на голову. Вот, дескать как все было на самом деле, а то что говорили раньше ерунда. И кмк, вы пытаетесь заниматься именно этим. Могу ошибаться, но вам виднее. Проведу параллель: вот почему же вы, Тагил1, не пишете в подробностях всю правду о том, как регулярно (надеюсь) сидите на унитазе? Что в этот момент творится у вас на душе? А в голове? А в других местах? Почему, все кто в теме предпочитают это замалчивать? По телевизору это показывать вообще табу! И только храбрая одинокая Малышева отваживается поднимать подобные темы в СМИ. Честь ей и хвала за это! 
| 0 РуссоТуристо, Ну вот и дошли до унитазов. А как хорошо всё начиналось - с невинного мифотворчества. Вот Вы говорите. что это не замалчивание. Ну тогда опубликуют пусть те периодические приказы о периодических показательных расстрелах в каждом полку. Посмотрим: кто эти приказы подписывал и сколько расстреляно просто так. И объяснят: чем это отличается от децимации. 
| 0 Тагил1, конечно конечно, от френдли фаера погибло больше. а заградотряды так вообще расстреливали дезертиров прям на поле боя. сидят такие, смотрят - бегут дезертиры, и давай по ним стрелять, ну а за дезертирами ещё и немцы бегут, их тоже нечаянно убивали. так и войну выиграли. такие дела... 
| 0 FullHouse, Эка тебя понесло 
| 1 Тагил1, Не очень понимаю смысл того, что Вы написали. Вы хотите кого-то убедить, что война - это грязь, кровь, предательство, вранье, корысть и мерзость? Так это было известно еще за много сотен лет до Вашего рождения. Но я добавлю, что война - это еще и героизм, самопожертвование, честь и взаимовыручка, боль от потерь друзей и близких и радость от побед. И тоже ничего нового не скажу. Война - это ВОЙНА. И у каждого, кто это проходил, свой опыт, свой осадок, свои ощущения, своя боль. Это - очень личное. 
| 5 Они в первую очередь сфокусированы на датском движении Сопротивления и выражают восхищение людьми, которые в нем участвовали. ------------------- "Мы пахали..."
Показать новые комментарии (0)четослышал
Чтоб я так жил
четослышал
чудь вычегодская
Michel
novik_64
Чтоб я так жил
Простопрохожий
чудь вычегодская
Простопрохожий
liova01
alexandro.andrianov
Г-н Здравомыслие
Грумант
Kubanoid_Vova
jadefalcon
fvi
Чтоб я так жил
Простопрохожий
theworldyourhome59
Чтоб я так жил
Kubanoid_Vova
Тагил1
Alex1997
Тагил1
Enta
Alex1997
Тагил1
Alex1997
Тагил1
крымнаш
РуссоТуристо
Тагил1
FullHouse
Тагил1
Majorind
zigzag
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)