Приказы об организации противодействия восточному соседу были известны только узкому кругу людей. Планы операций имели кодовые названия «Валпури» и «Калерво».
Во время холодной войны официальная Финляндия готовилась — в духе советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи — отражать нападение войск НАТО на Советский Союз через территорию Финляндии. Однако в юбилейном издании Сил обороны Финляндии, вышедшем на днях, сообщается, что небольшая группа высших офицеров все же готовила строго засекреченные планы операций по отражению нападения Советского Союза.
«В рамках советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Финляндия была обязана отразить нападение с запада. Оказывается, у нас был план и в отношении востока — на тот случай, если с той стороны возникнет угроза», — рассказывает профессор Веса Тюнккюнен (Vesa Tynkkynen).
«О планах обороны на восточном направлении до недавнего времени ничего не сообщалось».
В юбилейном издании есть статья о секретных планах, которую Тюнккюнен написал совместно с полковником Петтери Йоуко (Petteri Jouko).
О военных планах, целью которых было отражение возможной атаки Советского Союза, сохранилось довольно мало архивных документов. Причина проста: страх.
«Было такое время, когда мало что решались написать на бумаге», — рассказывает Тюнккюнен.
В июне 1952 года командующий Силами обороны Финляндии Аарне Сихво (Aarne Sihvo) подписал первый после окончания Второй мировой войны оперативный приказ — приказ об обороне Финляндии. Он имел кодовое название «Поставки горючего» (Polttoainehankinta).
План состоял почти из ста страниц. Он был выпущен под грифом строгой секретности всего в 15 экземплярах.
«Известно, что в начале 1950-х годов был разработан первый план „Поставки горючего" для западного направления, и тогда же был разработан проект для восточного направления», — говорит Тюнккюнен.
Приказ был обновлен в 1958 году, тогда вышел новый приказ под кодовым названием «Валпури» (Valpuri). Наряду с ним был разработан и новый план под кодовым названием «Путевые заметки» (Matkakertomus).
Сохранившиеся части плана «Путевые заметки» свидетельствуют о том, что оборона состояла из семи расположенных друг за другом линий, проходящих с юга на север. Планировалось отражать удар с востока.
Тюнккюнен жалеет, что записи устных обсуждений этих планов 1950-1960-х годов не сохранились.
«Это своего рода пелена, когда можешь сказать, что что-то было, но что именно — остается только догадываться на основании имеющихся в распоряжении источников».
О самом раннем периоде подготовки плана по отражению нападения с востока остались только воспоминания офицера оперативного отдела. Они свидетельствуют о том, что отправной точкой плана было отражение внезапного нападения Советского Союза. Центр тяжести организации обороны располагался в направлении прибрежной дороги, идущей к западу от города Хамина.
Бои предполагалось начать на Линии Салпа. Главная линия обороны располагалась у реки Кюмийоки.
«О том, как готовились к обороне на востоке, знала только небольшая группа людей, поэтому и следов осталось гораздо меньше. Разработку таких материалов нижним чинам не доверяли. Они остались в сейфе высшего командования», — рассказывает Тюнккюнен.
«Например, план 1966 года под кодовым названием „Калерво" сохранился в единственном экземпляре. Его поиск был похож на детективную историю, и нашли его в одном сейфе».
«Калерво» (Kalervo) был планом обороны Финляндии на случай нападения с востока или с Финского залива. В плане предполагалось вести сражения на трех расположенных одна за другой линиях обороны и в отдельных оборонительных центрах.
Силы обороны отказались от двух отдельных планов только после того, как в 1970-х годах в Финляндии сложилась территориальная система обороны. В ее основе лежала способность военных губерний сражаться самостоятельно в пределах своих границ.
По имеющимся сведениям, позже отдельные планы обороны при нападении с запада и востока не разрабатывались.
В юбилейном издании Сил обороны Финляндии «100 лет Силам обороны Финляндии» (Suomen puolustusvoimat 100 vuotta) собраны статьи 30 авторов, большая часть которых являются научными исследователями.
В статье подполковника Марко Палокангаса (Marko Palokangas), посвященной военному искусству Финляндии 1960-х годов, рассказывается о том, как быстро в Финляндии среагировали на оккупацию Чехословакии в 1968 году.
Еще весной 1968 года военное руководство Финляндии проходило подготовку на случай попытки захвата страны. После оккупации Чехословакии были пересмотрены планы действий в отношении защиты аэродромов и портов.
«Венгерское восстание 1956 года стало для Сил обороны Финляндии устрашающим примером того, насколько быстро может произойти нападение и захват, — рассказывает Тюнккюнен. — А затем, к нашему большому удивлению, та угроза, ответ на которую мы прорабатывали, воплотилась в Чехословакии».
Статья полковника Петтери Йоуко (Petteri Jouko) о материальном состоянии сил обороны в 1970-1990-х годах описывает ужасающую картину того, в каком состоянии оказались Силы обороны Финляндии в последние десятилетия холодной войны.
Йоуко пишет о проверке готовности Сил обороны в 1976-1978 годах. Отчет о проверке состоял из 200 страниц и был подписан генерал-лейтенантом Яакко Валтаненом (Jaakko Valtanen). Проверка готовности показала, что у сухопутных войск не хватало десятков тысяч штурмовых винтовок, и почти половине личного состава надо было выдать автоматы и винтовки. У полевых артиллерийских подразделений треть орудий были абсолютно устаревшими. Не хватало сотен тысяч мин.
«Значительная часть полумиллионного состава Сил обороны Финляндии в случае войны была бы одета в гражданское, у половины личного состава не было бы шлемов», — пишет Йоуко.
Йоуко подробно описывает, что проблема с материальной частью решилась только в начале 1990-х годов, когда после объединения Германии Финляндии удалось купить то, что осталось от бывшей армии Восточной Германии.
Тогда Силам обороны удалось купить по дешевке сотни бронемашин, артиллерийских орудий и гранатометов. Для перевозки всего материала потребовалось более 2,3 тысяч вагонов. Они могли бы составить поезд длиной 60 километров.