И, прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него,

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело.

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

 

Эти строки принадлежат известному русскому писателю и поэту Михаилу Лермонтову. Очень красивый перевод на турецкий язык выполнил Атаол Бехрамоглу (Ataol Behramoğlu, турецкий поэт, автор, переводчик, — прим. пер.).


Лермонтов (1814-1841) — один из самых значительных поэтов России, подававший надежды как продолжатель Пушкина. Наряду с сильными стихами важное место в его творчестве занимает произведение «Герой нашего времени». Поэта, который также был автором рассказов, романов и пьес, глубоко потрясает гибель Пушкина на дуэли в 1837 году, и он пишет стихотворение, фрагмент которого мы привели выше. Лермонтов с большим негодованием откликается на это событие, которое считает убийством, и в проблеме дуэлей винит царский режим и придворную знать.


У времени есть дух, узниками которого порой становятся люди. Жителям другой эпохи он может быть непонятен, но этот дух настолько всеобъемлющий, что каждого делает своей жертвой. Иногда при вынесении суждения относительно таких отдельных печальных событий необходимо также понимать условия, которые создает дух времени.


Как известно, слово «дуэль» означает вооруженный поединок, который проводят два враждующих или оскорбивших друг друга лица в присутствии секундантов и в соответствии с определенными правилами.


Эта традиция долгое время продолжала существовать в Европе. К счастью, в эпоху Просвещения она подвергалась большой критике и в конечном счете была запрещена.


В России же первая дуэль произошла в XVII веке, и особенно в XIX столетии эта традиция, несмотря на запрет, имела большое влияние на жизнь русской знати и даже писателей.


В ее сути лежит следующее: лицо, подвергшееся оскорблению, рискуя жизнью, защищает свою честь. Но, например, гибель Пушкина на дуэли — невосполнимая потеря.


Толстой, как утверждается, вызывал на дуэль Тургенева. Но, к счастью, Тургенев был против поединка, и он был предотвращен.


Лермонтов выступал решительно против этой традиции. Смерть Пушкина он рассматривал как убийство. Он критиковал царский режим, призывая к большей борьбе с такого рода инцидентами и применению необходимых санкций.


Но любопытно, что, несмотря на такую бурную реакцию, Лермонтов сам был вынужден принять участие в дуэли в городе Пятигорск в 1841 году и ушел из жизни в возрасте 27 лет.


Лермонтов своим творчеством дал русской поэзии сильное изысканное дыхание. Его драматические произведения сыграли важную роль в развитии театрального искусства, а жизнь поэта легла в основу многих романов, стихов, пьес и фильмов. Если бы не этот неожиданный конец, Лермонтов оставил бы после себя еще много великих талантливых произведений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.