Пятого июня в Тольятти должно было начаться грандиозное торжество.

Программу готовили долго и кропотливо, и на то была важная причина: «Ладу» производят уже 50 лет. Тольятти, стоящий на берегу Волги в центральной России — родина «Лад».

В Тольятти должны были приехать гости из разных городов России, а также из Германии, Венгрии, Эстонии, Литвы, Латвии, Словакии, Чехии и Финляндии. Любитель «Лад» из финского муниципалитета Инкоо Рауль Пууртинен (Raul Puurtinen) тоже должен был приехать на праздник на своей Lada 1200L, она же ВАЗ-2101.

«Но даты мероприятия сдвинули», — рассказывает Пууртинен по телефону.

Всему виной эпидемия коронавируса. Масштабные мероприятия были запрещены. Границы закрыли.

«Лада» — главная икона советского автопрома, особенно ее первая модель ВАЗ-2101, или, по-нашему, Lada 1200 (название экспортной модели ВАЗ-2101, прим. перев.). Это та машина с круглыми фарами, которую в Финляндии еще называют «Ладой» с «глазами-пуговками».

У других моделей тоже были свои клички. В Советском Союзе и за границей марка называлась по-разному. В Советском Союзе использовалось название «Жигули», в других странах — «Лада».

Модель была создана по образцу автомобиля Fiat 124. Весь автозавод был совместным итальянско-советским проектом. Завод решили строить в Ставрополе, и уже на ранних этапах реализации проекта в 1964 году город переименовали в Тольятти — в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти (Palmiro Togliatti).

И все же в АвтоВАЗе любят подчеркивать, что ВАЗ-2101 отличался от Fiat 124. В модель было внесено более 800 изменений. В результате ВАЗ-2101 стал на 90 килограммов тяжелее Fiat 124.

19 апреля 1970 года после долгой работы первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были готовы. Как раз перед важным праздником — столетием со дня рождения Владимира Ленина.

Продажи начались в августе того же года.

Финляндия входила в группу первых стран, которым в 1971 году начали продавать «Лады».

«Лада» быстро стала популярной в Финляндии. Вскоре в страну начали ввозить по 10-15 тысяч автомобилей в год.

«Цена, вот что было очень хорошим, — называет Пууртинен одну из причин популярности „Лады". — Конечно, можно рассуждать о политических причинах, но не у всех были левые взгляды».

«Лада» появилась в Финляндии в удачное время. Она пользовалась успехом и в 1960-е, а в 1970-е годы ее популярность только продолжала набирать обороты. Порой реклама «Лады» казалась агрессивной.

Говоря о количестве «Лад», нельзя забывать об особенностях финско-советской торговли.

В 1950-1991 годы торговые отношения Финляндии и Советского Союза развивались на базе клиринговых договоров. Торговыми отношениями занималось государственное руководство. Об общих суммах и стоимости товаров договаривались ежегодно.

Грубо говоря, эта система означала, что Финляндия ввозит в Советский Союз столько же, сколько вывозит. Если финны хотели нарастить экспорт, то нужно было увеличить импорт.

«Нужно было найти советские товары, которые действительно можно было бы успешно продать в Финляндии», — говорит Иикка Корхонен (Iikka Korhonen), руководитель отдела исследований Института переходной экономики при Банке Финляндии.

Одним из таких товаров была «Лада», и она правда пользовалась в Финляндии спросом. Например, государственные организации и муниципалитеты покупали много «Лад». Так они поддерживали финский экспорт.

Для Финляндии эти торговые отношения были во многом выгодными. В Советский Союз ввезли много финских товаров, производство которых давало финнам работу. В качестве бартера финны получали, к примеру, сырую нефть, которую можно было переработать и перепродать с прибылью. И, конечно же, «Лады».

«Это поддерживало структуры экономики, предприятия и сферы, которые не справились бы в условиях рыночной экономики. Что и случилось после распада СССР», — говорит Корхонен.

Кризис начала 1990-х годов эта система только усилила.

Тогда же в продажах «Лад» все встало с ног на голову. Выезжать за границу стало легче, и россияне начали приезжать в Финляндию, чтобы скупать подержанные «Лады». Хорошие автомобили использовали, машины в плохом состоянии разбирали на запчасти.

В связи с этим стоимость бывших в употреблении «Лад» в какой-то момент в Финляндии выросла.

АвтоВАЗ должен был отмечать юбилей, как говорят, «без отрыва от производства». В Тольятти по-прежнему делают «Лады».

И сейчас «Лада» — самая продаваемая марка автомобилей в России. В этом году за период с января по апрель в России было продано около 89 тысяч «Лад», хотя в связи с коронавирусом и закрытием магазинов в апреле продажи упали по сравнению с этим же периодом прошлого года на 71%.

Сейчас производится пять моделей: Vesta, XRAY, Granta, Largus, 4×4. Машины собирают не только в Тольятти.

«В Ижевске, Аргуне, Казахстане, Египте», — пишет нам в Ватсапе Сергей Ильинский, начальник пресс-центра АвтоВАЗА.

Ижевск — город в Удмуртии, Аргун находится недалеко от Грозного, столицы Чечни.

«Традиционные» «Лады» производили в огромном количестве. До 1988 года, когда производство ВАЗ-2101 прекратилось, в общей сложности было собрано 4,8 миллиона автомобилей этой модели в разных модификациях.

Также было выпущено 4,3 миллиона автомобилей модели ВАЗ-2106 (Lada 1600) и 2,8 миллиона ВАЗ-2107 (Lada 2107).

Сейчас, несмотря на свою популярность, «Лада» — всего лишь одна из многих марок автомобилей, хотя в России она по-прежнему встречается часто. Сейчас ее доля на российском авторынке составляет чуть больше 20%.

Примерно 30% всех автомобилей на российских дорогах изготовлены АвтоВАЗом. Как сообщает автомобилестроительная компания, по российским дорогам по-прежнему ездят сотни тысяч ВАЗ-2101.

АвтоВАЗ остается важной компанией для России, хотя ее большая часть и принадлежит Renault. Завод дает много рабочих мест, хотя их число и было сокращено. Во время кризиса 2009 года государство спасло завод от банкротства.

Многие старые «Лады» можно найти у российских коллекционеров, которые с пиететом их реставрируют. Общественная организация Lada History участвовала в организации и подготовке фестиваля в Тольятти.

«В организации числятся люди со всех концов России», — говорит по телефону член правления Lada History Антон Степанов.

Организация относится к историческим деталям очень внимательно. «Лады» нельзя изменять как вздумается, нужно обращаться к «библии» — каталогам АвтоВАЗ. Члены организации реставрируют автомобили и не «тюнингуют» их.

Сам Антон Степанов — владелец ВАЗ-2101 1977 года.

«У многих членов нашей организации это связано с ностальгией по детству — когда-то у отца была такая машина. Люди постарше вспоминают автомобили молодости».

Степанов рассказывает, что его всегда интересовали машины.

Когда он был маленьким, у его родителей «к сожалению» не было машины, зато у обоих дедушек они были. Он любил болтать с ними об автомобилях.

Родители Антона Степанова купили машину, когда ему было 12 лет. ВАЗ-2106 1991 года. Но отец водил автомобиль только в теплое время года.

«Всю зиму я ждал, когда мы уже наконец заведем машину и куда-нибудь поедем».

Отец продал автомобиль, но у Степанова остались приятные воспоминания. И во взрослом возрасте он купил старую «Ладу».

Сейчас мысль купить новую машину кажется странной. Современные автомобили самому не починить.

«Мне нравится, что многое можно сделать самостоятельно. Я понимаю этот двигатель, понимаю этот автомобиль, понимаю, как в нем все работает».

Это не только здорово, но и необходимо. Во многих автомастерских молодые механики не умеют чинить «Лады», делится Антон Степанов.

Любители «Лад» из разных стран поддерживают контакт друг с другом. Пууртинен переписывается со Степановым.

У Рауля Пууртинена есть девять автомобилей, произведенных АвтоВАЗом. Три «традиционных» «Лады», четыре «Самары» и две «Нивы».

«В Рождество 1984 года, когда мне было два года и десять месяцев, я загадал себе „Ладу". Я уже умел произносить это название. Тогда бабушка купила мне уменьшенную модель, красную Lada 1200. Я очень давно увлекаюсь этими автомобилями», — рассказывает Пууртинен.

В увлечении была и пауза, но в 2004 году «Лады» вновь начали его интересовать.

Вскоре он привез из Эстонии Lada 1500S (ВАЗ-2103) 1976 года. Это была «модель для внутреннего рынка», то есть она была собрана для советского рынка. Она была не такой элегантной, но в каком-то смысле «более настоящей».

В автомобилях, которые ввозили в Финляндию, часто были хорошие подголовники, усилитель тормозов и заднее стекло с подогревом.

Любители «Лад» — как правило, добродушные ребята. Финское объединение Lada Kerho («Клуб «Лад») было создано после выхода популярного в Финляндии телевизионного скетча.

И все же это вовсе не шутки, говорит Пууртинен.

«„Лада" — замечательная машина для коллекционирования, которая вовсе не уступает другим. Это увлечение сравнимо с коллекционированием мерседесов и роллс-ройсов».

Радостно и от того, что машину можно чинить самому. Это словно путешествие в прошлое, делится впечатлениями Пууртинен.

Итак, фестиваль «Лад» в Тольятти был перенесен.

Это очень грустно, но не катастрофа. Событие переносили и раньше. По-хорошему, празднование должно было состояться в апреле, но, как говорит Антон Степанов, все понимали, что весенняя погода для мероприятия не очень подходит.

«Сейчас стоит дата 17-19 июля, — говорит Степанов. — Конечно, мы надеемся, что больше ничего сдвигаться не будет, но все же следим за развитием ситуации с эпидемией вируса у нас и в других странах».

Рауль Пууртинен по-прежнему планирует участвовать, но он вряд ли приедет на своей машине.

«Посмотрим. Наверное, прилечу самолетом».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.