Сибирский регион, расположенный в северо-восточной части России, считается местом проживания множества небольших, но древних народов. Один из них — чукчи, народ, который до сих пор не знает цивилизации и ведет примитивный образ жизни, разводя скот и охотясь на оленей и других животных вдоль побережья Северного Ледовитого океана, а также Чукотского и Берингова морей.

В новой публикации из серии «Истории народов» мы расскажем о традициях народа, устоявшего перед многочисленными атаками со стороны русских, желавших его истребления.

Ближайший к американцам азиатский народ

Племена чукчей населяют Чукотский полуостров и берега Чукотского моря, что на границе Сибири. Согласно генетическим исследованиям, они являются ближайшим азиатским родственным народом по отношению к коренным жителям Америки и, в первую очередь, американским индейцам. Они были связаны друг с другом во времена существования перешейка, соединявшего континенты. Сегодня это место известно как Берингов пролив.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе, являясь одним из коренных народов региона, но несколько групп также проживают в соседней Республике Саха на западе (субъект Российской Федерации), Магаданской области на юго-западе и в Корякском автономном округе — на юге.

Кроме того, некоторые чукчи проживают в других частях западной России (Москва и Санкт-Петербург), в ряде европейских стран и Северной Америке. Их общая численность составляет около 16 тысяч человек, а самые ранние письменные упоминания о чукчах относятся к 1755 году, когда были сделаны путевые заметки одного из русских исследователей.

Чукчи принадлежат североазиатской расе. Это невысокие люди с темной кожей и полным телосложением. Они являются обладателями широких и очень плоских лиц, выступающих скул и темных узких глаз, что является яркой чертой монголоидной внешности. Кроме того, у них темные, прямые и жесткие волосы, и у мужчин не растет борода.

Чукчей называют самым сильным народом в Северо-Восточной Азии. Они часто действуют неразумно в порыве злости, склонны показывать зубы, даже дергать за волосы, как разгневанные дети, твердо верят в месть и сопротивляются всем формам навязываемой им власти.

Сопротивление русским

Чукчей называют «выжившими» по причине сохранения своей земли и культуры, несмотря на все многочисленные попытки Советского Союза истребить их. Их можно отнести к числу сильных народов, которых невозможно приручить и полностью победить.

На протяжении долгих веков русские пытались установить контроль над регионом, населенным чукчами, но им это не удалось. Первые походы русских на эти земли состоялись в начале XVII века, когда они была проведена серия крупных военных кампаний против чукотского народа. Все это время он храбро защищался, а пленные чукчи убивали друг друга, предпочитая смерть рабству.

К 30-м годам XVIII века их территория, но не сам народ, была захвачена, и русские начали строительство острогов, в том числе Анадырского острога, чтобы утвердить свою власть на этих землях. Тем не менее сопротивление коренных жителей продолжалось, несмотря на все усилия их подавить.

Русские правители понимали: цена уничтожения чукотского народа будет очень высока и потребует как денежных ресурсов, так и крупных войск. В результате они приняли решение заключить мир с чукотским народом и отказались от принудительного сбора дани в пользу мирной торговли.

Затем власти постепенно начали интеграцию этого региона с российским государством, и данный процесс проходил в несколько этапов.

Оленные и приморские чукчи

Традиционно чукчи делятся на две племенные группы. Первая группа, именуемая приморскими чукчами, обосновалась на северном побережье, в то время как другая предпочла кочевать со своими стадами, и ее представителей называют оленеводами, или оленными чукчами.

Традиционные жилища приморских представителей коренного народа расположены в постоянных прибрежных поселениях. Обычно эти жилища находились под землей, и в основном чукчи жили за счет рыболовства и охоты на морских млекопитающих в Арктике: моржей, тюленей, китов и белых медведей.

Китобойный промысел имеет сезонный характер, так как зависит от миграции китов, в то время как охота на других животных идет круглый год не только на берегу, но и на льду и в открытом море. Что касается рыбной ловли, то для нее используются кожаные лодки, копья, и сети.

Приморские чукчи передвигаются на лодках, которые считаются важным социальным и экономическим инструментом. Лодки используются членами одной семьи или делятся между соседями, а потому являются прочным связующим звеном между между отдельными семьями.

Что касается чукотских северных оленеводов, то они являются кочевниками, живущими в палатках, поскольку часто мигрируют со своими стадами, меняя место жительства по мере смены пастбищ. Свои жилища и вещи они перевозят на санях, запряженных оленями, или собачьих упряжках.

Чукотская семья перед своим домом

Благодаря своему образу жизни эти группы назвали оленными, так как стада оленей не только являются средством передвижения, но и обеспечивают их молоком, мясом и кожей для одежды и укрытия жилищ. В зависимости от сезона чукчи-оленеводы кочуют с места на место: летом они мигрируют пешком, а зимой — на оленьих упряжках.

Оленеводство требует много внимания и определенного образа жизни: некоторые походы длятся до девяти месяцев, а иногда чукчам приходится совершать 200-мильные походы, спасаясь от насекомых, заражающих стадо.

Множество ритуалов и обычаев

Как и многие коренные народы Сибири, чукчи имеют богатую историю народного творчества и ритуальных традиций и сумели сохранить свое наследие, несмотря на попытки русских стереть народ с лица земли. Например, согласно одному из обычаев, беременная женщина каждый день сразу после пробуждения выходит из жилища, наблюдает за восходом солнца и обходит дом в направлении движения солнца. Когда наступает время родов, мужчинам нельзя заходить в комнату женщины, так как это сулит неудачу.

Как и при родах, после смерти человека совершаются особые ритуалы. Так, умершего помещают в спальню и наблюдают примерно в течение дня на случай его возвращения к жизни. В это время запрещается бить в барабаны или издавать другие громкие звуки. После истечения положенного срока тело омывают, одевают в новую одежду, вывозят в тундру и сжигают.

В чукотском фольклоре присутствуют мифы о сотворении земли, луны, солнца, звезд и битвах древних людей, многочисленные сказки о животных, рассказы о злых духах, виновных в болезнях людей и других их бедствиях, а также рассказы о шаманах (племенных священнослужителях), обладающих сверхъестественными способностями.

Как гласит одна из народных чукотских сказок, однажды люди плыли в океане, и внезапно в их лодке начала бить фонтаном вода. Тогда хозяин лодки обратился к духам морских водорослей, они помогли ему, и когда лодка подошла к берегу, он велел духам уйти.

Во время наиболее важных традиционных праздников полярные народы приносят жертвы духам, от которых зависит их выживание. Жертвоприношение для успешного оленеводства происходит осенью, а для рыболовства и охоты на млекопитающих — летом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.