Предстоящий визит в Бразилию президента Ирана Махмуда Ахмадинежада вызывает усиление критики в адрес этой страны со стороны Вашингтона и омрачает бурно развивающиеся взаимоотношения между США и Бразилией, которые, казалось, дают надежду на беспрецедентное сотрудничество в Латинской Америке.
Бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva) планирует принять Ахмадинежада в понедельник. По мнению экспертов, это помешает попыткам США и Европы надавить на Иран, чтобы тот свернул свою ядерную программу, а также укрепит его позиции в критический момент переговоров.
Заявления Ахмадинежада с отрицанием Холокоста, его призывы к уничтожению Израиля и подавление протестов после выборов в Иране привели к изоляции этой страны крупнейшими экономическими державами мира - но Бразилия здесь составляет крупное исключение.
"Повышать авторитет Ахмадинежада, принимая его в стране, это ужасная ошибка, - заявил конгрессмен-демократ из Нью-Йорка Элиот Энгел (Eliot Engel), который, являясь членом комитета палаты представителей по международным делам, внимательно следит за Бразилией, - в этих условиях приходится сомневаться в том, что Бразилия по-настоящему готова к той новой эпохе глобальных отношений, которую она себе представляет".
Хотя Ахмадинежад уже посещал некоторые латиноамериканские страны, такие как Венесуэла, его визит в Бразилию имеет большее значение. Все более глобальный характер бразильской экономики, которая сегодня занимает восьмое место в мире, повышает вес этой страны в международных делах. Бразилия играет ведущую роль в целом ряде международных организаций, таких как ВТО.
Надежды на то, что Бразилия станет играть новую, очень важную глобальную роль, резко усилились в апреле, когда президент США Барак Обама приветствовал да Силву, назвав его "самым популярным в мире политиком". Американское руководство надеялось на более тесные торговые взаимоотношения. Руководители США называли Бразилию союзницей из лагеря стран с переходной экономикой, способной выступать в качестве арбитра в региональных спорах, а также остужать головы антиамериканским лидерам в этом регионе, таким как Уго Чавес из Венесуэлы. Но эти надежды начали частично угасать.
К ужасу американских дипломатов, Бразилия начала придираться к Соединенным Штатам из-за их договора об использовании колумбийских военных баз после закрытия американской базы в Эквадоре. Хотя вначале казалось, что да Силва согласится на этот план, бразильский лидер поменял курс и потребовал, чтобы Обама приехал в Латинскую Америку и представил дополнительные разъяснения региональным лидерам. Такая встреча не состоялась.
После провала попыток Организации американских государств выступить посредницей в переговорах между изгнанным из страны президентом Гондураса Мануэлем Селайя (Manuel Zelaya) и правительством де-факто, Бразилия заявила, что не признает намеченные на 29 ноября выборы, которые США расценивают как способ выхода из кризиса.
Но ухаживание Бразилии за Ираном может стать самым большим камнем преткновения. Бразилия, которая является крупнейшим торговым партнером Ирана на западе, поддерживает стремление Тегерана к использованию атомной энергии в мирных целях. Соединенные Штаты и Европа считают, что на самом деле Иран стремится стать обладателем ядерного оружия, и в связи с этим пытаются ограничить его программу в данной сфере.
Министр иностранных дел Бразилии Селсу Аморим (Celso Amorim) заявил, что его страна стремится поддерживать добрые отношения со всеми государствами, включая государства-изгои, такие как Иран. Он объяснил это тем, что споры необходимо урегулировать путем диалога, и что ни одну страну нельзя изолировать. На прошлой неделе Бразилия принимала израильского руководителя Шимона Переса. На просьбы прокомментировать эти заявления министерство иностранных дел не ответило.
Экономический рост Бразилии способствует росту ее дипломатических амбиций. Страна стремится получить постоянное место в Совете Безопасности ООН. Аморим и да Силва утверждают, что Бразилия способна помочь в установлении мира на Ближнем Востоке.
По словам некоторых бывших бразильских дипломатов, такая позиция является отражением наивного мировоззрения.
"Если США, Россия и Китай не в состоянии урегулировать такие крайне сложные и серьезные проблемы как ближневосточная, то Бразилия вряд ли сможет оказать на нее свое влияние", - говорит бывший посол Бразилии в США Рубенс Барбоса (Rubens Barbosa).
Безусловно, Бразилия может получить международное одобрение, если использует визит Ахмадинежада для того, чтобы призвать его согласиться на меры международного контроля за обогащением урана, чего добиваются Соединенные Штаты и Европа. Но, как отмечают некоторые обозреватели, если этого не произойдет, Бразилия своими действиями по ухаживанию за Ираном в такой критический момент вполне может растерять новообретенный вес и репутацию в международных кругах.