«Что общего имеют евразийские энергетические трубопроводы с военными проектами Соединенных Штатов? После того, как они были предложены, они уже не хотят умирать – они начинают жить своей собственной жизнью и преследуют нас, пока кто-то ни вонзит острый кол в их сердце» - так начинается материал аналитического журнала Foreign Policy о строительстве газопровода Nabucco – транспортной системы, призванной диверсифицировать энергетические поставки и сократить зависимость от России. Издание саркастично замечает, что накануне специальный посланник государственного департамента США по евразийской энергетической политике Ричард Морнингстар должным образом соблюдал все необходимые церемонии, уместные для проведения заупокойной службы и исполнения реквиема по поводу Nabucco. Он предположил, не говоря об этом открыто, что этот трубопровод имеет шанс быть построенным только в том случае, если произойдут требующиеся, но маловероятные стечения обстоятельств.
Что касается трубопровода Nabucco, то журналист немецкой газеты Handelsblatt Штефан Колер приводит ироничное высказывание по этому поводу одного высокопоставленного российского политика, который заметил в этой связи, что оперы редко становятся реальностью. Его статья «Россия как партнер ожидает большего признания» посвящена оценке энергетического сотрудничества Германии и России. Автор считает, что немцы должны больше заботиться о своих традиционных связях с Москвой, чем мечтать о смелых планах строительства новых трубопроводов. Природный газ будет в будущем наиболее востребованным энергоносителем, и это понимают не только в Европе. Сейчас Россия хочет, чтобы ее признали тем, чем они и была в течение многих десятилетий – надежным партнером.
Сама же Россия, осознавая масштабные изменения на глобальном рынке ресурсов, переместила игровое поле на восток в сторону Китая. То, что «российско-китайские взаимоотношения весьма непросты, в этом сомневаться не приходится, однако когда в этих двусторонних отношениях дело доходит до энергетики, сложности и противоречия в этой сфере увеличиваются многократно, переходя границы обычного», подчеркивает старший научный сотрудник Института анализа глобальной безопасности Кевин Роснер. В статье, опубликованной в Journal of Energy Security, он раскрывает истинный свет энергетических отношений двух стран. «Несмотря на публичные заявления руководства двух стран об огромной важности и значимости углубления связей в области энергоресурсов, сотрудничество продвигается вперед крайне медленно», трещины не заделаны: хотя Россия и Китай являются членами региональной Шанхайской организации сотрудничества, обе страны соперничают, борясь за влияние во всей Центральной Азии». Следовательно, как сказал Бобо Ло из Центра европейских реформ, стратегическое партнерство России и Китая было бы правильнее назвать «браком по расчету».
Отставка мэра Москву Лужкова помимо прочих последствий повлекла за собой и манипуляции по поводу тектонических глобальных сдвигах в российском пространстве: заговорили о признаках медведевской «оттепели».
Так, в журнале Newsweek, в статье «Заодно с будущим», пишут, что становится очевидно: протеже набрался сил, а ключевые сторонники Путина тяготеют к тому, чтобы поддержать Медведева. Первым и наиболее значительным доказательством нового, «промедведевского» течения среди российской политической элиты, по мнению издания, стало образование новой политической партии «Россия, вперед!» после прошлогодней знаменательной речи Медведева о модернизации. Партию возглавляет традиционная смесь из бывших путинских «верноподданных» вроде бывшего полковника КГБ и депутата думы Геннадия Гудкова и бывших фигур оппозиции. Таким образом Медведеву дается карт-бланш, и его притязания на то, чтобы обойти Путина не только формально, но и в действительности, растут, надеется издание.
Наиболее прогнозируемые результаты смены столичной власти имеют экономический оттенок. Например, «Уход мэра может замедлить строительство в Москве», полагает корреспондент газеты New York Times. Автор материала Эндрю Крамер напоминает, что за два десятилетия пребывания на посту мэра Юрий Лужков преобразил Москву, превратив ее из города малоэтажной застройки в мегаполис. Для защитников исторических памятников власть Лужкова была длительным кошмаром. Для застройщиков Лужков был манной небесной. Строительную лихорадку подпитывали своим капиталом даже арабские шейхи и инвесторы с Уолл-стрит. Но вот теперь застройщиков волнует перспектива расследования сделок жены Лужкова Елены Батуриной, ставшей строительным магнатом. Они обеспокоены тем, что может обнаружиться в результате следствия. Критики давно уже говорят о том, что бум строительства сопровождался коррупцией и кумовством огромного масштаба. В общем, «каковы бы ни были причины этого грехопадения, сектор недвижимости должен готовиться к сопутствующему ущербу для себя».
Американская газета Christian Science Monitor обратила внимание на то, что идеологическая составляющая модернизации по Медведеву получает все новые проявления: в пользу этого говорит и заявление Кремля заявил о том, что он возобновляет следствие по ряду нераскрытых убийств журналистов, продемонстрировав тем самым изменение своего отношения после нескольких лет бездействия властей и зашедшего в тупик правосудия. При этом, наблюдатели убеждены, «что такая новая тональность звучит с самого верха. Есть ощущение, что Кремль вполне серьезно взялся за данные дела, и возможно, это связано с тем, что президента беспокоит имидж России за рубежом». Однако некоторые активисты-правозащитники отнеслись к этому скептически: «Да, мы видим, что меняется риторика, меняется политический стиль, но между словами и делами огромное расстояние».
«Кирсан Илюмжинов пятнает репутацию древней игры», битва за «шахматный дух» имеет катастрофические последствия, «балаган», а не выборы. Такими эпитетами пестрят материалы о переизбрании нового президента ФИДЕ в мировых СМИ. То, что этот пост вновь занял глава Республики Калмыкия Илюмжинов, было ошибкой, полагает шахматист Дэниэл Кинг, мнение которого печатает британская газета The Guardian. Илюмжинов подпортил репутацию шахмат, его растратил немалые средства на свои прихотливые проекты, например, на строительство роскошных буддийских храмов, идеалистические решения, репрессивные меры в отношении местной оппозиции и журналистов, заявления, что его похищали инопланетяне – яркие аргументы «против» против этого эксцентричного политика как главы шахматной Федерации. Но за Илюмжиновым стояла поддержка Кремля; кроме того, он, как предполагают, простимулировал делегатов финансово, оплатив им стоимость авиаперелета и пообещав выделить средства для местных федераций. Трагедия, сетует Кинг, заключается в том, что шахматы, с их всемирной славой и статусом интеллектуальной игры, должны бы быть чрезвычайно привлекательны для спонсоров. Однако, учитывая характер и биографию Илюмжинова, неудивительно, что в период его пребывания в должности президента не появился ни один серьёзный западный спонсор с предложением поддержать этот вид спорта.
Британская газета Financial Times на этот раз вышла с большим многочастным отчетом про Россию. В статьях затрагивается тема финансовых реформ, провозглашенных российскими властями, но, на взгляд корреспондента газеты, весьма сомнительных в плане реализации для западных инвесторов. В отношении планов превратить Москву в международный финансовый центр бизнесмены не особенно проявляют энтузиазм, ссылаясь на высокую инфляцию, отсутствие защиты прав акционеров и прочее. Тем не менее, журналист пишет: «Москва не вдруг станет следующим Сингапуром, и не сразу следующей Швейцарией. Но будет ли это к лучшему? Разумеется». Кроме этого в обзоре содержатся оценки экспертов выбранных Кремлем источников экономического роста, перспективность которых, впрочем, всегда под сомнением в стране, известной политическими землетрясениями. Как раз этому вопросу уделяется отдельная статья о том, будет ли принадлежать власть в России после 2012 года одному человеку или снова стоит ждать дуэт.