Встреча первых леди Польши и России на полугодовой годовщине трагедии под Смоленском, ситуация вокруг Ирана, который признал на выходных, что среди работников Бушерской АЭС были обнаружены шпионы, очередные раздоры между Россией и Грузией, прошедшие в Киргизии парламентские выборы и приезд в Москву губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера – вот основные темы сегодняшних СМИ.
«Первые леди Польши и России встретились, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе» под Смоленском полгода назад, сообщает канадское агентство Canadian Press. Корреспондент агентства признает, что этого трагическое событие привело к явному потеплению между странами. «Россияне искренне разделили “боль и скорбь Польши”», заявила жена российского президента Дмитрия Медведева Светлана. По ее словам, хотя в истории двух стран были непростые страницы, «народы России и Польши находили пути поддержки и взаимоуважения». Жена польского президента Бронислава Коморовского Анна поблагодарила россиян за теплое отношение к родственникам жертв, посещающим место крушения самолета».
Репортаж, посвященный этому мероприятию, был опубликован и в польской газете Gazeta Wyborcza. В эмоциональном материале на этот раз не нашлось места критике, задачей автора было лишь передать атмосферу встречи и слова присутствовавших. В частности автор цитирует слова вдовы замминистра обороны Станислава Коморовского, погибшего под Смоленском. Эва Коморовска сказала: «Этот самолет уже нельзя собрать, чтобы он смог летать. Но наши сердца, хоть они разбились на кусочки – это сердца живых людей. В них есть ткани, которые можно восстановить: если мы будем питать их любовью и памятью, то они оживут, и я верю, что когда-нибудь мы снова сможем летать. Будем же питать их любовью!» В статье также приводятся слова мужа одной из погибших представительниц польского правительства, сказавшего: «Я надеюсь, что политики наших стран услышат то, что сказали супруги президентов».
Однако не все мировые игроки рассматривают последствия сближения двух стран как позитивные. Газета New York Times пишет, что «Европа стремится блокировать польский газовый контракт» с российским Газпромом, который, по мнению Еврокомиссии, загонит Польшу в западню долгосрочных контрактов на поставку природного газа и помешает диверсификации источников энергии, как в Польше, так и во всей Европе, усилив зависимость Варшавы от российского топлива. Если комиссия добьется успеха, это может стать ударом для России, которая твердо намерена сорвать любые попытки посторонних компаний получить доступ к ее трубопроводам на всем их протяжении от российских месторождений до высокодоходных европейских рынков, говорят аналитики, подчеркивая, что «Россия использует Польшу в качестве прецедента и смотрит, удастся ли ей обойти стороной законодательство ЕС».
Продолжительный дипломатический марафон вокруг иранской ядерной программы периодически освещается в материалах СМИ по мере появления новых факторов, связанных с этой ближневосточной проблемой. Ливанская газета The Daily Star задалась на днях вопросом: «Как Китай поступит с Ираном?». После того, как крупнейшие торговые партнеры Ирана, США и Великобритания, во время исламской революции 1979 года бросились вон из страны, у Китая и у России образовались обширные интересы в ядерной энергетике и других экономических секторах Ирана. С Россией уже вроде бы все ясно, отмечает газета, на данном этапе главный вопрос - будет ли Китай открыто поддерживать Иран в его требованиях облегчить санкции. Политологи сходятся во мнении, что Китай будет весьма осторожно поддерживать баланс между своими интересами в Иране, арабских странах и США.
Россия, в отличие от Китая, уже определилась с этим вопросом - для газеты The Moscow Times это очевидно, учитывая появившийся указ президента Медведева, запрещающий продажу комплексов ПВО С-300 в Иран. Автор материала пишет, что «отказ России продавать комплексы С-300 в Иран - это ее членский взнос на 800 миллионов долларов за право вступления в эксклюзивный клуб Запада». Он рассуждает о том, почему «русские готовы идти на такие издержки» и приходит к выводу, что хотя у руля по-прежнему находится премьер-министр Владимир Путин, «курс все чаще начинает прокладывать Медведев», и курс этот ведет на Запад.
Тем временем Иран обнаружил на своих ядерных объектах шпионов. Газета Washington Times рассказывает, что Исламская республика признала: некоторые сотрудники, работающие на атомных объектах страны, соблазнились деньгами и передали секретные данные Западу, но повышенные меры безопасности и предоставление сотрудникам привилегий положили конец шпионажу. Журналист Али Акбар Дарейни предполагает, что подобным ошеломляющим признанием Иран пытается привлечь внимание общественности к якобы имеющим место попыткам США и их союзников саботировать развитие атомного проекта Ирана.
Грузинская газета The Messenger затрагивает вопрос, который, при наличии множества неразрешенных проблем между Россией и Грузией, все же более волнует Тбилиси: «Почему Москва настаивает на соглашении о неприменении силы?». Редакционная статья поясняет, что грузинское руководство отказывается это сделать, повторяя, что соглашение уже было подписано в рамках договоренности Саркози-Медведева-Саакашвили о прекращении огня, заключенной 12 августа 2008 года. Российские чиновники заявляют, что Грузии следует заключить такое соглашение с Абхазией и Южной Осетией, чтобы это стало основой для грузинско-российского диалога. Газета уверена, что Россия ведет хитрую игру: она прекрасно знает, что Грузия не будет ни на кого нападать – у нее нет ни такого желания, ни возможностей для этого. «Москва просто хочет убить сразу двух зайцев: во-первых, она продолжит делать пропагандистские заявления об агрессивности Грузии, а во-вторых, она понимает, что подобное соглашение означало бы, что Грузия косвенным образом признает независимость оккупированных территорий». В материале предложено несколько выходов из этого тупика, высказанные грузинскими аналитиками.
Наблюдается ли раздор между православными Церквями Грузии и России? Этот вопрос стал актуальным для портала Грузия online после того, как Патриарх Кирилл поздравил лидера сепаратистской Южной Осетии с 20 годовщиной объявления независимости от Грузии. В ответ, патриарх всея Грузии назвал это действие «совершенно непонятным». Издание, несмотря на то, что русская и грузинская Церкви и после августовской войны 2008 года сохраняли дружеские отношения, находит и указывает на но подводные течения: существует риск явной экспансии РПЦ в канонических границах Грузинской Православной Церкви. А заявления, что патриархи России и Грузии могут примирить два этих народа, является чисто политической пропагандой для изменения политической ориентации грузинского государства. Пример тогу, как во время войны русская православная общественность обратилась с письмом к грузинскому народу, в котором говорилось: «Братья, мы не ваши враги, мы враги вашей политической ориентации!».
Судьба Москвы по-прежнему волнует западную прессу. Латвийская газета «Час» сообщая, что в список кандидатов в мэры Москвы внесен такой статусный чиновников, как Сергей Собянин, преподносит это как неслучайное стечение обстоятельств: он и есть основной кандидат. По мнению газеты, для Собянина, который давно работает вместе с Владимиром Путиным, руководил огромным регионом - Тюменской областью, возглавлял администрацию президента, а потом и аппарат правительства, включение в список «для галочки» невозможно. Вопрос о назначении Собянина был решен еще до отставки Лужкова - все дело было в подборе статистов, утверждает издание, ссылаясь на чиновника в правительстве Москвы.
Между тем Radio Free Europe передает сенсационное заявление «Виктора Батурина о сестре: она разорена». Предприниматель, называя фирму «Интеко» пирамидой, утверждает, что супруге экс-мэра Москвы не хватит никаких денег, чтобы расплатиться по обязательствам: долги «Интеко» уже сейчас превышают ее активы. Радио напоминает., что после отставки Юрия Лужкова Батурин обратился в Следственный комитет при прокуратуре с требованием возбудить уголовное расследование в отношении своей сестры. Батурин утверждает, что сестра до сих пор не выплатила ему 500 млн долларов, в том числе 3,6 млрд рублей зарплаты, положенные посла раздела бизнеса в 2006–2007 годах. Однако в «Интеко» претензии Батурина назвали «бредом сумасшедшего».
В это воскресенье в Киргизии прошли парламентские выборы, которые могут помочь стране залечить свои раны, а могут привести к ее полному коллапсу. Британская газета The Guardian придерживается в данном случае оптимистичного мнения. Корреспондент называет выборы «историческими» и цитирует слова одного западного дипломата, сказавшего: ««Киргизия движется в правильном направлении. С рельсов она не сошла». Он также приводит слова сотрудника московского Института стран СНГ Андрея Грозина, который считает, что Россия, Казахстан и Узбекистан не в восторге от того, что истинная демократия может пустить корни рядом с их домом, добавил он. «Это все авторитарные режимы. Для них это угроза. В данный момент Киргизия является наиболее свободной страной в постсоветской Средней Азии», - говорит он.
А корреспондент Интернет-издания Global Post более пессимистичен. В своем материале «Укрепят ли выборы в Киргизии демократию?» он пишет: «Хорошие новости состоят в том, что парламентские выборы в Киргизии, прошедшие в воскресенье, могут оказаться важным шагом, сделанным этим беспокойным среднеазиатским государством на пути к стабильности. Плохие новости состоят в том, что это голосование может, на самом деле, привести к новому кровопролитию, если не полнейшему развалу страны». Шаг, предпринятый временным правительством под руководством Розы Отунбаевой, является очень рискованным, считает журналист. И хотя он признает, что есть масса факторов, способных привести к положительному результату для страны, негативные факторы не менее сильны, а то и сильнее.
Роланд Олифант, пишущий для журнала Russia Profile и Интернет-издания Faster Times описывает «Приключения Арнольда Шварценеггера в России». «Забудьте о военной победе над Грузией или перезагрузке с администрацией обамы. Крупнейшей внешнеполитической победой российского президента Дмитрия Медведева за его почти три года у власти стало сближение России и… Калифорнии. Ближайшим союзником Кремля за рубежом является не Обама и не Уго Чавес, а Арнольд Шварценеггер», - пишет корреспондент. Он говорит, что дружба Шварценеггера и Медведева – это не просто удовольствие, но и взаимовыгодное партнерство – «Калифорния закатывает в бутылки и посылает в Россию предпринимательский, инновационных дух, а Москва может показать Лос-Анджелесу и Сан-Франциско, как управлять транспортной системой, которую нельзя назвать иначе, как монументом советской мечте. Проигравших нет». Кроме того, журналист указывает на то, что в январе у калифорнийского губернатора истекает второй срок полномочий, а Москве нужен новый мэр – и задается вопросом, нет ли и здесь у Медведева со Шварценеггером «общих интересов».
«Шварценеггер говорит, что путинская Россия – «золотая жила» для инвесторов», - вторит агентство деловых новостей Bloomberg. Шварценеггер, познакомившийся с президентом Дмитрием Медведевым в Сан-Франциско в июне этого года, поддержал план сорокапятилетнего российского лидера создать с помощью иностранного капитала и ноу-хау международный технологический центр. Американский губернатор, которого сопровождают представители 28 калифорнийских компаний, посетит московский пригород Сколково, который Медведев планирует превратить в российскую версию Кремниевой долины. По мнению Шварценеггера, нет никаких причин, почему в будущем Россия не сможет экспортировать машины в Европу или мотоциклы в США.
Американский журнал Newsweek нарисовал портрет президента Чечни Рамзана Кадырова, предстающего в образе «Диктатора-имама», который под лозунгом борьбы с терроризмом объявил войну всему, что он расценивает как публичное совершение непристойных действий. В борьбе за претворение своей мечты в жизнь, за исправление того, что считается немусульманским поведением, президент в прошлом году учредил собственную полицию нравов в стиле Талибана, пишет журналист Дэвид Монтелеоне. На первый взгляд, Кадыров может показаться прекрасным, удобным для Кремля инструментом для восстановления порядка на мятежном Северном Кавказе, и пропагандируемый им вариант ислама – это отнюдь не ваххабизм. Беда только в том, что разницу между этими направлениями мусульманской религии не так-то легко заметить, отмечает автор. И насаждение кадыровской версии ислама, наряду с продолжением старой практики пыток и исчезновения людей без судебного разбирательства могут приведут к радикализации мусульман России, что в свою очередь означает – попытки восстановить прочный долгосрочный мир в регионе сойдут на нет.