Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 2 ноября 2010 года

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последствия визита российского президента Дмитрия Медведева на остров Кунашир, входящий в группу Курильских островов, чья территориальная принадлежность оспаривается Японией, обсуждаются сегодня всеми мировыми СМИ. Среди других тем дня - российские газовые игры с соседями, судьба отношений России и Грузии, а также возможные изменения американской внешней политики по итогам промежуточных выборов в Конгресс и Сенат США.

Аналитики и пресса видят разные причины для визита президента Медведева на остров Кунашир – один из четырех контролируемых Россией Курильских островов, на которые претендует Япония, - но большинство сходится во мнении, что это может надолго затормозить переговоры между двумя странами о разрешении территориального спора, заключении мирного договора и дальнейшем сотрудничестве.

Журналист Фред Уэйр, специализирующийся на России, в статье для Christian Science Monitor указывает, что судьба Курил - это единственная причина, по которой Токио и Москва так и не смогли подписать официальный мирный договор за 65 лет, прошедших после окончания войны. И поставить данную проблему на обсуждение  – это верный способ вызвать национальные страсти в обеих странах. Автор задается вопросом, что побудило Медведева посетить бесплодный каменистый остров Кунашир. По его мнению, это сигнал японцам, что данная земля принадлежит России, и что если они хотят обсуждать данный вопрос, им следует садиться за стол переговоров, которые так и не ведутся. «Японцы ведут себя так, будто это они победили во Второй мировой войне, а таким образом поступать не следует», - представляет позицию Кремля Уэйр.

Некоторые же политологи главными целями поездки российского лидера на так называемые «Северные территории» считают стремление «поиграть мускулами» в ответ на позицию японского правительства относительно российской политики на Дальнем Востоке и с Китаем и жестом для внутреннего употребления. В редакционной статье англоязычная японская газета Japan Times объясняет: «Целью визита российского президента было ослабить растущее недовольство населения остающихся недостаточно развитыми островов, дав ему понять, что Москва не собирается менять государственные границы». Возможно, также, что, в преддверии президентских выборов 2012 года, президент решил продемонстрировать, что он не намерен оставлять на произвол судьбы экономически отсталые районы, каковым является Кушнир.

А вот по мнению журналиста южнокорейской газеты Chosun Ilbo, «Япония столкнулась с достойным противником в территориальных спорах». Автор отмечает, что Россия – не единственная страна, с которой у Японии имеются территориальные разногласия. Схожие споры ведутся и с Китаем, и с Южной Кореей - и «Токио применяет один и тот же принцип ко всем этим территориям, заявляя об отсутствии исторических проблем, которые могли бы подорвать ее территориальные правопритязания. Иными словами, Япония утверждает, что никогда в колониальный период не контролировала данные территории вопреки воле других стран». Статья завершается словами о том, что чем дольше Япония будет отрицать историю, тем серьезнее будут становиться ее проблемы.

«Газовый аргумент» продолжает оставаться весомым в политико-экономической стратегии официальной Москвы в международных отношениях. Особенно ощутимо это сказывается на соседях.

Гонконгское издание Asia Times сообщает, что МИД Туркменистана распространил заявление, резко противоречащее позиции российского правительства по вопросу двусторонней торговли газом в частности и газоэкспортной политики Туркменистана вообще. В заявлении отвергается истинность утверждений России о том, что туркменский газ не пользуется спросом в Европе, Москва ведет переговоры с Ашхабадом об участии Газпрома в строительстве проектируемого газопровода ТАПИ (Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия), а Туркмения отказалась от проекта строительства газопровода в Россию вдоль берега Каспийского моря, через территорию Казахстана. Автор статьи приходит к выводу, что, несмотря на возмущение Туркменистана, позиция России предельна ясна:  она говорит Ашхабаду - вывозите свой газ куда угодно, только не в Европу, и Газпром вам с этим поможет.

Изменить кабальные газовые соглашения с Россией пытается и Украина: главным образом снизить базовую цену на сырье,  которая является высочайшей в Европе - 450 долларов за тысячу кубометров. При этом благодаря экономическому кризису соседние государства получат льготы по снабжению голубым топливом, а между Украиной и Россией стоит зафиксированная в соглашении формула. Об этом рассказывает газета «Украiна Молода» ее корреспондент, который сомневается, что щедрые обещания Кремля прекратить строительство двух обходных газопроводов вокруг Украины – «Южного» и «Северного» потоков окажутся выполнимыми, приводит слова экспертов в доказательство тому: «Это блеф! Россия никогда не пойдет на то, чтобы оставить пустыми собственные газопроводы». Тем более, что в проект вложены огромные средства - причем не только россиян, а и западноевропейских концессионеров, добавляет автор.

В «Аномалиях Северного Кавказа» разбирается научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Томас де Ваал. В журнале The National Interest мы находим его описание этой части российской территории, находящейся в тисках гражданской войны низкой интенсивности с сильным исламистским привкусом: «Это удружающие своей непрекращающейся цикличностью силовые акции мелкотравчатых джихадистов, подпитываемые государственными репрессиями, некомпетентностью и коррупцией бюрократии». Эксперт делает неожиданное для него открытие: местные лидеры в насилии исламистов обвиняют США. С точки зрения рационального мышления все это, конечно, похоже на безумие, пишет автор, но если приглядеться, то можно понять, что в том регионе верх берет иррациональное начало. Взять хотя бы сильную позицию главы Чечни Кадырова, которого российское руководство продолжает поддерживать, несмотря на то, что этот человек создает большую угрозу его интересам, чем прозападные чеченские националисты, такие как Аслан Масхадов и Ахмед Закаев. Да и Грузия, которой не меньше нужна стабильность на ее северных границах, также ведет далекую от разумной игру, проведя новую политику сближения с Северным Кавказом, что, по мнению россиян, является стратегией отделения этого региона от остальной России.

Между тем Тбилиси с интересом ждет решений лиссабонского саммита НАТО и саммита ОБСЕ в Астане, надеясь, что члены Альянса еще раз подтвердят приверженность к территориальной целостности Грузии и продолжат политику непризнания независимости сепаратистских регионов. Хотя «революционного прорыва» и особых иллюзий о том, что международное содружество радикально пойдет против России, проведет против нее политику изоляции, Грузия пытается не питать. Тем более, что, наоборот, в последнее время очевидна интенсификация сотрудничества России с НАТО. Об этом бывший заместитель госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Вольский заявил в интервью изданию «Пирвели».

Мировые СМИ рассматривают предстоящие выборы в Конгресс США, вернее их результаты, как новый этап, или по крайней мере, значительную корректировку во внешнеполитической доктрине Вашингтона.

Корреспондент агентства Associated Press Десмонд Батлер в статье, опубликованной на сайте агентства The Canadian Press предсказывает, что крупная победа республиканцев может стать мощной встряской для отношений США с Европой, повлияв на такие вопросы как климатические изменения и отношения с Турцией. Он подчеркивает, что Конгресс не руководит внешней политикой США, однако способен влиять на нее самыми разными способами - президент Обама в таком случае увидит, как законодатели тормозят или ставят подножку многим его приоритетам. Но первой жертвой, по мнению журналиста, будет программа контроля вооружений, а также американо-российские отношения. Администрация уже несколько  месяцев пытается заручиться в Сенате поддержкой республиканцев, чтобы получить достаточно голосов для ратификации нового договора с Россией о СНВ. Еще одной неудачей для американо-российских отношений может стать стремление Обамы поддержать Россию с ее заявкой на вступление в ВТО, поскольку Конгресс может заблокировать предложение. 

В связи с этим весьма удивительным кажется выступление Марка Левина, американского конституционного прокурора, на телеканале «Fox News». Он утверждает, что России и  Китаю выгодна победа республиканцев: «они вместе с мультинациональными корпорациями вливают миллионы долларов в Республиканскую партию через Торговую палату США».

Тем временем американские политологи Дэниэл Вагнер и Диана Стеллман, чья статья опубликована в журнале Foreign Policy Journal, поддерживая президента Обаму в его военно-стратегических планах, раскрывают потенциальные плюсы сотрудничества США с Россией, в том числе в рамках программы СНВ. В конечном итоге ратификация договора не только приведет к сокращениям ядерных арсеналов обеих подписавших его стран, но и станет шагом вперед и побуждающим стимулом к дальнейшему ядерному разоружению на мировой арене. И позиция оппонентов президента – республиканцев - вне зависимости от того, каких успехов администрация Обамы добьется в области «перезагрузки», способна помешать выполнению обязательств и обещаний, данных иностранным союзникам и партнерам США.

В газете Wall Street Journal опубликован материал эксперта по брендингу территорий Джереми Хилдрета, консультирующего города  и страны в поиске собственной идентичности. Хилдрет рассказывает об уникальном музее ГУЛАГа - лагере принудительного труда «Пермь-36», ныне переделанного в туристический аттракцион и мемориал. Во времена, когда лагерь функционировал, здесь царила банальная жестокость и изнурительные страдания. В отличие от тогдашних узников, сегодняшние посетители лагеря могут ходить по нему беспрепятственно и видеть мастерские, камеры одиночного заключения, крошечную кухню при столовой и кино, где в поздние времена, когда условия стали не такими суровыми, заключенным позволялось смотреть фильмы вроде «Ленин в октябре», рассказывает автор. Кураторы «Перми-36» подчеркивают, что система ГУЛага не была некой аберрацией или злополучным вывертом общества, которое в остальном было здоровым. Хилдрет по этому поводу отсылает к книге Энн Аппельбаум, лауреата Пулитцеровской премии, в которой она написала так: «В сталинском Советском Союзе разница между жизнью по эту и по ту сторону колючей проволоки не была фундаментальной, она была скорее количественной. Как в лагерях, так и вне их можно было видеть ... то же самое угрюмое презрение к человеческой жизни».

Журналист журнала Time Саймон Шустер пытается разобраться, станет ли Россия следующей на очереди в ряду разоблачительных мишеней сайта WikiLeaks и насколько опасно «наезжать» на одно из самых «суровых государств мира». Такой интерес к теме неслучаен: судя по поступающим из Москвы сигналам этот «репрессивный режим» отреагирует на возможные выпады в его адрес отнюдь не так сдержанно, как это сделала Америка. Автор пишет, что история свидетельствует: в ФСБ готовы затыкать рты и в Интернете. Кто-то верит во «всемогущество» наследницы КГБ: «уничтожать сам сайт WikiLeaks необязательно, потому что «за каждым интернет-проектом стоят люди». На людей же можно действовать страхом». Другие эксперты, однако, говорят, что WikiLeaks представляет куда более серьезную угрозу для российских служб безопасности, нежели прежние источники утечек. Во-первых, у WikiLeaks уже образовалась репутация ресурса, публикующего подлинные документы, а значит, повышается вероятность, что российская пресса будет освещать этот сюжет. Кроме того, WikiLeaks - это разветвленная и скрытная организация, готовая выдерживать информационные атаки. Но есть те, кто пессимистично оценивает попытку владельцев ресурса открыть правду: чтобы действительно пошатнуть положение российской политической элиты, нужно что-то действительно ужасное.