Кто-нибудь должен посоветовать Дмитрию Медведеву быть сдержаннее. В своем ежегодном президентском послании он заявил, что, если американский Сенат не одобрит договор о СНВ, начнется новая гонка вооружений. Однако подобные угрозы вряд ли убедят кого-либо из сенаторов – республиканцев или демократов – поддержать договор.
Медведев, как будто пытается шантажом заставить Сенат ратифицировать СНВ, а такое отношение к себе вряд ли стала бы терпеть любая из стран. На фоне сообщения Wall Street Journal о том, что Россия начала размещать ядерные ракеты малой дальности вблизи сил НАТО, фанфаронство Медведева вряд ли облегчит президенту Обаме жизнь.
«Представители американских властей говорят, что передислокация боеголовок на базы, расположенные на границах со странами-союзниками НАТО, противоречит обещаниям вывести тактические ядерные вооружения из приграничных районов и сократить их количество, которые Москва дала в 1991 году. США давно выказывали беспокойство по поводу недостаточной прозрачности России в вопросах, связанных с ее арсеналом тактических ядерных вооружений, объем которого, как полагают, во много раз превышает американский», - пишет Wall Street Journal.
На деле Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы пытаться конкурировать с Америкой или угрожать Европе – своему крупнейшему покупателю природного газа. Достаточно вспомнить, чем закончилась последняя такая попытка. Советский Союз распался. Россия лишилась большинства приобретений, полученных по итогам Второй мировой войны. Фактически, обрушилась последняя великая европейская империя. С учетом этого, неужели Медведев действительно думает, что России стоит ввязываться в новое соревнование с Америкой?
Дело в том, что Медведеву – как и Обаме – отчаянно необходимо, чтобы СНВ был ратифицирован. Оба президента нуждаются во внешнеполитической победе. Лично я считаю, что договор следовало бы одобрить. Шумиха, которую поднял сенатор Кайл по поводу потенциальных опасностей, связанных с договором, совершенно неоправданна. Сотрудничество с Россией, позволяющее проводить инспекции на местах и избавиться от лишних вооружений, - вещь, безусловно, полезная.
При этом плохо, что Медведев тоже решил встать в позу. Без всякого сомнения, некоторые русофобы в Америке сочтут его заявление моральным аналогом речи, произнесенной Сталиным 9 февраля 1946 года в Большом театре, в которой говорилось, что «развитие мирового капитализма в наше время происходит… через кризисы, и военные катастрофы», и которую западные политики вполне оправданно восприняли как вызов, брошенный западным демократиям. Тогда с этого началась холодная война. На сей раз ничего подобного, конечно, не произойдет. Однако, какая бы судьба не ожидала договор о СНВ, совершенно очевидно, что отношения между Америкой и Россией получат очередной удар.