Взрыв террориста-смертника, произошедший в самом оживленном аэропорту Москвы, продемонстрировал больше, чем неспособность служб безопасность обслуживать металлоискатели или уничтожать потенциальные угрозы, полагает автор американского издания The International Herald Tribune. Теракт приоткрыл трещины в жесткой политической системе, построенной премьер-министром Путиным за последнее десятилетие. Именно эти недостатки сделали возможной трагедию, произошедшую на прошлой неделе – и образуют условия для новых терактов. Нераскрытые убийства критиков правительства часто упоминаются в качестве доказательства существования бездушного полицейского государства. На самом деле, убийства гораздо лучше иллюстрируют, насколько снизился уровень государственного контроля, пишет журналист. Коррупция и отсутствие подотчетности означают, что правоохранительные органы в основном отказались от выполнения своих надлежащих обязанностей. Шестьдесят процентов россиян считают, что милиционеры в первую очередь озабочены «своими собственными интересами», в то время как 24% считают, что милиция считает приоритетом безопасность граждан.
Тем временем, как передает телеканал EuroNews, Россия и НАТО договорились об активизации совместных антитеррористических действий. Соглашение было достигнуто в рамках заседания Совета НАТО-Россия в Брюсселе. Участники встречи осудили теракт в московском аэропорту Домодедово и выразили намерение скоординировано отражать угрозы глобального терроризма. Они, в частности, ускорят работу над созданием принципиально нового сканера, позволяющего на расстоянии определить наличие взрывчатки на теле террориста-смертника и тем самым предотвратить сценарий трагедии, разыгравшейся в зале прилёта Домодедово.
В свежем номере американской версии журнала Newsweek опубликован материал, в котором высказывается мнение, что терроризм в России доморощенный, а коренится он в ошибках самой власти, допущенных в последнее время. Одна из них, это безжалостная, но весьма ловкая и удобная тактика, при помощи которой Москва подорвала сепаратистское движение в Чечне. Она вооружила одну из групп повстанцев и дала возможность ее лидерам мучить, убивать и запугивать своих противников, чтобы одержать над ними победу. Новые правители республики получили власть и удерживают ее в своих руках самыми разными методами, начиная от похищения членов семей подозреваемых в террористической деятельности и кончая убийствами без суда и следствия. Однако теракты не прекратились. Вместо этого метастазы исламского радикализма распространились по всему региону и дают о себе знать в России чередой террористических ужасов.
«Как победить террористов»? – на вопрос пытается ответить журналист Зураб Тодуа из «Независимой Молдовы» http://www.nm.md/ . Любой специалист в области борьбы с терроризмом скажет, что главное условие для успешной борьбы с этим злом - ни при каких обстоятельствах, ни за что не идти на уступки террористам. Любые уступки провоцируют их на новые преступления, так как создают иллюзию того, что террором можно добиться своих целей. Между тем для того, чтобы подорвать основы международного терроризма и освободить жителей планеты от угрозы стать жертвой религиозных и прочих фанатиков, необходимо, уверен автор материала, сделать всего три вещи. Всем ведущим государствам мира подняться над своими национальными интересами и хотя бы на время отказаться от попыток использовать террористические организации в своих целях. Помимо этого нанести удар по интеллектуальному центру международного терроризма, прежде всего - исламского, который обосновался в Лондоне. Британские власти в последние годы их слегка потрепали. Тем не менее до сих пор там по-прежнему легально действуют около 200 исламских центров, ассоциаций, в которых и ведется основная работа по организации и координации террористической войны по всему миру. И наконец, вынудить Саудовскую Аравию прекратить финансирование религиозных террористических организаций. Каждый год эта страна тратит на их поддержку десятки миллиардов долларов.
«Пока Медведев колупается в «Твиттере» и покупает яхты за 30 млн евро, а Путин строит новые резиденции, в России идет война. И террористы здесь почти ни при чем. Они лишь одно из лиц этой войны» - так начинается статья «Война пришла в их дом» в украинской газете «Украiнський Тиждень». Многие россияне небезосновательно склонны считать виновной в домодедовской трагедии собственную власть. Они говорят об этом в Интернете и даже по телевидению. Они уже даже не боятся, что за такие слова их не погладят по головке. Говорят, президент страшной и сильной России узнал о событиях в аэропорту собственной столицы из сообщений в Интернете. «Аж через два часа он был в состоянии на них отреагировать и созвал совещание. Российские каналы все эти два часа транслировали всяческую муру, даже не стараясь сообщить гражданам, которые в панике пересказывали ужасные слухи, что же на самом деле происходит», - отмечает автор материала.
В Египте продолжаются массовые выступления против авторитарного правления 82-летнего президента Хосни Мубарака, который находится у власти с 1981 года, сообщает американская служба Радио «Свобода». По официальным данным, число жертв превысило сто человек, некоторые источники утверждают, что погибших намного больше. Как минимум 2 тысячи человек ранены. Катарский спутниковый телеканал «Аль-Джазира» сообщает иные цифры – 150 убитых и около 4 тысяч раненых. Об этом, в частности, в интервью РС говорит и, эксперт Школы Международных отношений америкаснкого университета в Джорджтауне, профессор-арабист Самер Шехата считает, что сейчас стратегия правящего режима такова: власть хочет нарисовать определенную картинку для египетского народа и для международного сообщества – что, якобы, если режим падет, вы получите анархию, массовые беспорядки, бескрайнее насилие, и так далее. И Мубарак как бы предлагает египтянам и всему миру выбор: «Или хаос, или я!». «Разумеется, это неправда», - утверждает аналитик.
Между тем, как передает ВВС, глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон призвала к «организованной передаче власти» в Египте. Она отметила, что в Вашингтоне выступают за создание демократического правительства страны.
После начала волнений на Ближнем Востоке администрация Обамы предупредила региональных автократов, что им не следует в дальнейшем игнорировать чаяния своих избирателей. Однако, если события в Тунисе, Египте, Йемене и, возможно, даже в Алжире просто связать напрямую, остается непонятным, почему диктаторы в таких странах Евразии, как Белоруссия, Туркмения и Узбекистан не боятся подобных народных протестов. Над этим феноменом задумался профессор Северо-восточного университета Иллинойса Рассел Занка. Последние 20 лет этими республиками правят практически одни и те же люди, все это время издевавшиеся над гражданами, фальсифицировавшие выборы, бросавшие в тюрьму политических противников и накачивавшие их наркотиками и державшие большую часть населения в нищете, в то время как тонкая прослойка элиты наслаждалась роскошью. При этом, судя по всему, сейчас нет ни тени шанса на то, что этих правителей свергнут их собственные народы. В статье, напечатанной в журнале Foreign Policy http://foreignpolicy.com/ , он излагает свою точку зрения, почему это так.
Экспертная комиссия Russia Profile, анализируя революционные события с Тунисе, высказывает мнение, может ли Россия извлечь для себя урок из этих событий. Не грозит ли Путину и Медведеву опасность повторить судьбу Бен Али, достаточно ли высок уровень общественного и политического недовольства в России, чтобы спровоцировать народ на восстание, не сужается и не ослабляется ли социальная опора правящего режима? В Москве большинство наблюдателей сосредотачиваются на тех факторах, из-за которых разгорелись беспорядки в Тунисе и которые в той или иной степени можно наблюдать и в России: всеобщее недовольство коррумпированностью режима; возмущение по поводу ограничения политических свобод (цензурирование СМИ, махинации с выборами); высокий уровень неравенства доходов; сужение социальной опоры правящей элиты и нарастающие расколы внутри ее самой; непрофессионализм и жестокость правоохранительных органов и, наконец, ошибки государства, включая чрезмерное сосредоточение внимание на предположительно существующих, но ложных угрозах (в Тунисе - на исламских экстремистах, в России - на радикальных либералах). Лидер российской оппозиции Борис Немцов выразил надежду, что Россия наконец последует примеру Туниса после многих лет правления железной рукой Путина.
«Почему Путин не вернется на пост президента – в 2012 году точно». Об этом рассуждает Гордон Хан в блоге Russia: Other Points of View. Во-первых, если бы он хотел продолжить свое президентство, он бы нашел способ остаться либо вернулся бы в это кресло спустя год-полтора после прихода к власти Медведева. Он уже говорил, что устал от этой ноши и от внешней политики. Медведев играет важную роль в принятии внешнеполитических решений, и что скорее всего, эта роль решающая. Ключевая роль Медведева, а также тот факт, что он все увереннее и комфортнее ощущает себя в президентском качестве, говорит о том, что у Путина должна быть какая-то очень сильная причина для возвращения, что, естественно, вызовет кое у кого недовольство. Медведев намного более популярен на Западе, чем Путин. Для западных политиков и руководителей бизнеса, и соответственно, для перспектив вложения западных инвестиций в России возвращение Путина будет тем шагом, который потребует подробных и убедительных объяснений и обоснований. Более того, замечает автор, недавние высказывания представителей элиты и опросы общественного мнения показывают, что значительная ее часть, а также значительная часть общества начинают отдавать свое предпочтение Медведеву. Путин стал символом стагнации, а Медведев – символом модернизации; Путин стал символом коррупции, а Медведев – символом борьбы с ней; Путин стал лидером престарелой «телевизионной партии», а Медведев – молодой «партии интернета»; Путин – вечно неизменной России, а Медведев – перемен и надежд.