«Я не тот, кто любит оглядываться назад», - говорит он.
Дело в том, что когда ты проводишь несколько часов в разговоре с Гэри Беттмэном (Gary Bettman), комиссаром НХЛ, столь значительную часть времени посвящаешь тому, что уже случилось (локаут владельцев) и тому, что сейчас происходит или не происходит (вопросы ударов по голове), что едва успеваешь поговорить о будущем.
А когда, наконец, подходишь к этой теме, кажется, что на самом деле разговор о будущем так и не зашел.
«Я смотрю вперед», - любит говорить Беттмэн. И он действительно так поступает, но настолько осторожным, уклончивым и ни к чему не обязывающим образом, что порой сложно точно сказать, что же на самом деле он думает - частью потому, что он сам не может быть уверен в том, каким путем пойдут главные руководители лиги, допустим, в дисциплинарных вопросах или вопросах обучения, или как будут действовать владельцы команд в вопросах перераспределения контрактов.
Так что давайте взглянем на то, что было упомянуто в последнем интервью The Globe and Mail с комиссаром и порассуждаем, если получится, о том, что оно может значить (или не значить) для канадцев. Ведь бесспорно у людей в этой стране есть личная заинтересованность в продолжении участия НХЛ в зимней Олимпиаде.
Причин много, но давайте особо остановимся на трех из них.
Во-первых, как смышленые ученики в своем национальном виде спорта, канадцы, разумеется, любят этот спорт на его наивысшем из возможных уровней.
Во-вторых, Канада - не только действующий олимпийский чемпион в мужском хоккее, но и единственная страна, завоевывавшая золотые медали дважды с тех пор, как НХЛ приняла решение разрешить своим игрокам участвовать в зимних Олимпиадах, и сейчас Канада находится в таком положении, что имеет шанс стать первой страной, которая защитит свой титул.
И, в-третьих, по самым разным причинам (слабые команды, невозможность привлекать самых мощных, ничем не ограниченных свободных агентов и простое невезение) Канада не выигрывала Чемпионат НХЛ со времен Montreal Canadiens в 1993 году, результатом чего стало то, что многие канадцы стали возлагать не меньшие надежды на различные воплощения сборной Канады, чем на шансы местных и региональных команд привезти домой Кубок Стэнли.
Комиссионер НХЛ считает, что это такой «уравнивающий шаг», на который лиге и ассоциации игроков «нужно взглянуть непредвзятым взглядом», прежде чем принимать решение по Сочи-2014.
«Очевидно, - говорит он, - есть определенные выгоды в том, чтобы поехать на Олимпиаду, и очевидно, что есть и недостатки в таком решении. Преимущества и недостатки зависят и о того, где проводится Олимпиада. На повестке дня и вопросы безопасности, особенно после последних событий в России… И это мы тоже должны принимать во внимание».
Ну, тот, кто задавал вопрос, интерпретировал этот ответ так: «НХЛ недовольна перспективами Сочи. И это далеко не только из-за опасений в области безопасности».
Дело и в невозможности составить расписание матчей так, чтобы трансляции шли в прайм-тайм, и в фактическом прекращении работы лиги на целых две недели посреди сезона (чего опасаются владельцы команд и катков). И, наконец, нет никаких финансовых послаблений для лиги в турнире, в котором задействованы многие миллионы долларов в виде прав на трансляции, доходов от продажи билетов и реализации сувениров и атрибутики.
На основе этого можно сказать, что справедливым решением по вопросу участия в Олимпиаде 2014 года будет ответ «Нет».
Однако есть и смягчающие факторы.
Один из них - это Ассоциация игроков Национальной хоккейной лиги, которая представляет интересы сотен людей, которые мечтают о том, чтобы сыграть за свои страны. Другой - это Александр Овечкин, второе по важности лицо в игре, который уже заявил, что будет играть за Россию вне зависимости от того, чего хочет НХЛ. (Если канадец Сидней Кросби, первое лицо в игре, решит использовать свой голос таким же образом, как Овечкин, НХЛ придется прислушаться к своим звездным игрокам).
Третьим фактором может быть сама Канада. Говоря о возможности возвращения лиги в один прекрасный день в Квебек или Виннипег, Беттмэн заявил: «Канада - это сердце и душа игры, и эта игра очень важна для Канады».
Многие конечно засомневаются в искренности подобной риторики, но Беттмэн добавил, что когда он пришел на эту работу в 1993 году - помните, последний канадский Кубой Стэнли? - он пришел с верой в то, что: «Если мы не можем быть сильными в Канаде, мы не можем быть сильными нигде».
Он даже сказал, что, по его мнению, важность бейсбола и футбола для американцев «бледнеет в сравнении» с тем, что хоккей значит для Канады.
Маловероятно, что подобную мысль мог бы озвучить даже болельщик сборной Канады с раскрашенным лицом - достаточно вспомнить футбол на летней Олимпиаде - но, видимо, для того, чтобы хотя бы более-менее объективно оценить, что значит та или иная игра для той или иной страны, нужен взгляд человека со стороны.
А если так, то было бы вполне справедливым сказать, что НХЛ будет способствовать отчуждению Канады, на свой страх и риск, если решит пропустить Олимпиаду-2014.
И чтобы заглянуть в такое будущее, не требуется никакого «непредвзятого взгляда».