Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вслед за США Евросоюз сможет более открыто поддерживать Узбекистан

"The Washington Post" (США): Секретный альянс США и Узбекистана picture
The Washington Post (США): Секретный альянс США и Узбекистана picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В США, несмотря на протесты международных неправительственных и правозащитных организаций, ожидается принятие закона, который позволит возобновить оказание военной помощи Узбекистану. Госадминистрация США прекратила помогать узбекской армии в 2004 году в связи с ухудшением ситуации с правами человека в этой стране.

Конгресс США в ближайшее время, как ожидается, снимет запрет на оказание военной помощи Узбекистану. Эксперты в Европе комментируют активизацию отношений между США и Узбекистаном и позицию Европейского Союза.
 
В США, несмотря на протесты международных неправительственных и правозащитных организаций, ожидается принятие закона, который позволит возобновить оказание военной помощи Узбекистану. Госадминистрация США прекратила помогать узбекской армии в 2004 году в связи с ухудшением ситуации с правами человека в этой стране. «Теперь мы видим резкую смену приоритетов политики госдепа», - сказал Deutsche Welle специалист по Узбекистану из правозащитной организации Human Rights Watch Стив Свердлоу. «Политика Соединенных Штатов в Центральной Азии все больше определяется Пентагоном, то есть, интересами обороны и безопасности», - добавил сотрудник Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) Нил Мелвин.

 

Читайте также: Путинский Евразийский союз заслуживает более пристального внимания

 
Начало новому сближению с Узбекистаном положил, как считают опрошенные эксперты, Европейский Союз, отказавшийся в 2009 году от введенных после трагедии в Андижане санкций в отношении официального Ташкента. «Европа первой дала возможность Узбекистану выйти из изоляции. Соединенные Штаты теперь присоединились и стремятся выйти на прежний уровень отношений», - сказал Мелвин.
 
Символически важное событие для Узбекистана, а для США - стратегически

 
Что будет означать на практике возобновление военной помощи со стороны США Узбекистану? «США всегда утверждали, что поставляли в Узбекистан не вооружение, а армейское снаряжение, то есть ботинки, униформу, бронежилеты; проводили тренинги с узбекскими военными. Аналогичную помощь оказывала в свое время и Великобритания, поставляя, например, средства транспорта, в частности, внедорожники Land Rover», - отметил Мелвин. Объемы военной помощи со стороны Соединенных Штатов, по данным эксперта SIPRI, никогда не были значительными. Не будут и сейчас: согласно данным госдепартамента, размер помощи на 2012 год не превысит 100 тысяч американских долларов.
 
Свидетельством того, что военные отношения между США и Узбекистаном, а также Германией, арендующей базу в Термезе, выходят на иной уровень, служит прошедшая 11 октября встреча между президентом Узбекистана Исламом Каримовым и спецпредставителями двух упомянутых стран. «Мы придаем этой встрече большое значение. Чувствуется, что американо-узбекские военные отношения на пороге больших перемен», - сказал Стив Свердлоу.
 
Базирующиеся в Европе эксперты заметили, что США крайне заинтересованы в том, чтобы Узбекистан дал согласие на обратный транзит грузов сил международной коалиции из Афганистана. «Мы знаем, что переговоры, в том числе с участием замминистра иностранных дел Узбекистана Камилова и премьер-министра Ганиева, ведутся именно в связи с желанием США вывести войска из Афганистана», - добавил Свердлоу.
 
Для Узбекистана, борющегося с последствиями международной изоляции после событий в Андижане в 2005 году, активизация отношений с США по военной линии - символически очень важное событие, считает Нил Мелвин. Трудности, связанные с войной в Афганистане, заставили ЕС и США полностью отказаться от попыток достичь желаемого прогресса в Узбекистане в вопросах соблюдения прав человека. «Я думаю, что это укрепляет власти Узбекистана во мнении, что они поступили верно, не пустив в страну международную комиссию для расследования андижанских событий», - подчеркнул Мелвин.
 
«У Ташкента в этой игре нет других целей кроме политических»

 
По словам эксперта SIPRI, нынешний прогресс в отношениях с Вашингтоном даст Ташкенту козырь в игре с Москвой за участие или неучастие в коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ. «США вновь говорят с Узбекистаном как с равным партнером, проблема прав человека забыта. Это ровно та задача, над которой Каримов и его команда работали с 2005 года. Теперь она выполнена», - резюмировал Мелвин.

 

Еще по теме: Кризис в Европе дарит Москве новые возможности


Узбекистан, как и другие центральноазиатские страны, проводит многовекторную внешнюю политику, и потеря поддержки со стороны Запада резко сократила их возможности для маневров. Что же касается защиты Северного маршрута по узбекской территории, как об этом официально заявлено, то практической необходимости в возобновлении военной помощи с этой целью эксперт SIPRI не видит. В его представлении, это отговорка, сделанная потому, что войскам международной коалиции просто крайне необходим данный маршрут поставок.
 
Европе стоит подготовиться к нестабильности в Центральной Азии
 
Что должна означать для Европейского Союза интенсификация военных отношений между США и Узбекистаном? Скорее всего, позиция ЕС по отношению к Ташкенту изменится, предполагает Стив Свердлоу из Human Rights Watch. «Думаю, что Евросоюз не станет больше скрывать факты сотрудничества с узбекским правительством, как это было в случае с Германией, а сможет более открыто поддерживать отношения с Узбекистаном. И все поймут, что военные приоритеты и для США, и для Европы важнее прав человека», - добавил Свердлоу.
 
Прогресс в отношениях между Узбекистаном и Вашингтоном еще не несет в себе непосредственной угрозы того, что ситуация с правами человека ухудшится, а риск новых репрессий увеличится, говорит Нил Мелвин. Однако по его словам, Центральная Азия в целом вошла в «очень нестабильный период». «В этих условиях, я имею в виду то, что в Узбекистане до сих пор не решен вопрос о передаче власти, риск вспышки насилия очень высок», - заключил Мелвин.