В субботу вечером россияне, включившие свои телевизоры, увидели нечто необычное. В России в телевизионных новостях долгое время преобладали подробные сообщения о том, как провел день правящий тандем, однако на сей раз один из сюжетов вечерней новостной программы выглядел совсем иначе.
Вместо репортажа либо о том, как президент Дмитрий Медведев открывает очередную больницу или встречается с очередным иностранным лидером, либо об очередной выходке супермена Владимира Путина зрителям показали массовые протесты в Москве, в которой более 50 000 человек вышли на улицы, чтобы потребовать перевыборов.
Похоже, что-то изменилось. Когда в предыдущий понедельник – на следующий день после парламентских выборов - на митинг в Москве вышли тысячи людей, а лидеров оппозиции арестовали на 15 суток, государственное телевидение не сказало об этом ни слова. Когда на следующий день в Москве на демонстрации были задержаны больше 500 человек, телевидение опять это проигнорировало. Вместо этого Первый канал транслировал репортаж о том, как молодежь вяло танцует под музыку и выкрикивает имя Путина на организованных правительством митингах.
Читайте еще: Мат или политика
После того как, как канал НТВ вскоре после прихода Путина к власти в 2000 году отобрали у владевшего им олигарха и отдали Газпрому, новости на российском телевидении стали абсолютно стерильными. Глав телеканалов регулярно приглашают в Кремль. Источники сообщают о неофициальных «стоп-листах», в которые попадают фигуры, считающиеся слишком неоднозначными, чтобы о них можно было упоминать в новостях. Критику г-на Путина на телевидении невозможно себе представить.
Однако как же тогда объяснить необычайно взвешенное и неожиданно сбалансированное освещение проходивших в субботу демонстраций на контролируемых государством телеканалах? Судя по всему, Кремль понял, что ему надо учитывать изменившееся настроение общества.
Журналисты государственных каналов начали самостоятельно поднимать шум. Один из ведущих с НТВ публично заявил, что он откажется вести субботнюю новостную программу, если она не будет сообщать о протестах. Также по некоторым сведениям, на этой неделе многие журналисты отказывались подписываться под новостными материалами о пропутинских митингах. Однако важнее всего то, что, по-видимому, кто-то высоко в Кремле понял, что при таком шуме и активном обсуждении митингов в интернете, телевидение будет выглядеть нелепо, если не станет их освещать.
Еще по теме: "Прямая линия" с Путиным на фоне волнений
«Очевидно, что был отдан приказ, - говорит Мария Макеева, заместитель главного редактора телеканала «Дождь» - независимого канала, транслирующегося по кабельному телевидению и в интернете. – Освещение неожиданно стало совершенно другим».
По ее словам, в дни перед выборами аудитория ее канала возросла впятеро благодаря тяге зрителей к объективной информации, так как государственные каналы молчали о предполагаемых нарушениях на выборах и о растущих протестных настроениях.
«Между правительством и телеканалами много лет существует неписаная договоренность о том, что можно показывать, но по мере того, как все больше людей получает доступ к интернету, она перестает работать, - утверждает одна из самых известных телеведущих в России Тина Канделаки, открыто поддерживавшая на выборах «Единую Россию» и президента Дмитрия Медведева. – То, что люди видят в интернете, не соответствует тому, что они видят по телевизору».
Даже в репортажах с субботних митингов, хотя они и были необычно сбалансированными по тону, государственные каналы не показали ни одного плаката с лозунгами, имеющими отношение к г-ну Путину. Между тем, хотя далеко не все собравшиеся на площади скандировали «Путин, уходи!» и «Путин – вор!», многие это все же делали, но телевидение не стало упоминать об этом.
Кремлевский англоязычный канал Russia Today, который о многих темах говорит свободнее, чем его русскоязычные аналоги, освещал протесты, однако его главный редактор Маргарита Симоньян задала тон этому освещению, написав в своем «Твиттере», что лидеры протестов должны «гореть в аду».
Канал также сравнил лидера оппозиции Алексея Навального, которого либералы критикуют за его явно выраженный русский национализм, с британкой Эммой Уэст (Emma West), произносившей расистские тирады в трамвае. Канал утверждает, что эти двое «созданы друг для друга», но лицемерные западные СМИ относятся к ним по-разному.
Читайте еще: Путин и журналисты
Однако даже лояльные сторонники Кремля полагают, что в образованном обществе с растущим доступом к интернету удушающая пропаганда государственного телевидения неуместна.
Г-жа Канделаки, посетившая в качестве наблюдателя субботнюю акцию протеста, заметила: «Я видела на митинге людей, которые говорили, что они собираются голосовать за Владимира Путина, но которые были рассержены, потому что они хотели честного диалога. Протесты показывают, что в стране есть интерес к политической дискуссии, а на телевидении ее недостаточно. Я постоянно говорю об этом, когда общаюсь с людьми из правительства».
В субботу перед толпой выступал в частности Леонид Парфенов – один из самых известных российских журналистов. Он никогда не был радикалом, однако в прошлом году удивил телевизионный истеблишмент, раскритиковав его в своей речи на церемонии вручения одной из премий. «Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица – не ньюсмейкеры, а начальники его начальника», - заявил он в тот раз недовольным руководителям российского телевидения. «Корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения», - добавил ведущий.
В субботу г-н Парфенов призвал участвующих в протестах россиян взять ситуацию в свои руки и потребовать, чтобы телевидение перестало быть «зомбоящиком» с репортажами в «северокорейском» стиле, которым оно является сейчас. «Вы единственные, кто может изменить телевидение», - заявил он. «Людям пора, наконец, потребовать, чтобы тележурналистика перестала быть пропагандой».
Владелец «Арсенала» увольняет редактора журнала
Российские печатные СМИ намного живее своих экранных собратьев. Среди них немало независимых и оппозиционных – правда, обычно с небольшими тиражами. Однако даже здесь есть границы, переходить которые не рекомендуется.
Еще по теме: Алишер Усманов показал немного "Власти"
Вчера редактор журнала «Коммерсант-Власть» Максим Ковальский был уволен владельцем издания Алишером Усмановым, которому также частично принадлежит футбольный клуб «Арсенал». Журнал опубликовал фотографию избирательного бюллетеня, поперек которого было написано жирным шрифтом: «Путин, иди на х…». Г-н Усманов, уволивший помимо Ковальского одного из руководителей своего издательского дома, заявил, что «СМИ не должны быть площадками для хулиганства». Олигарх Михаил Прохоров, заявивший на этой неделе, что он собирается баллотироваться в президенты, предложил после этого купить у г-на Усманова издательский дом.