Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жизнь после коммунизма

Лейла Бултон, бывший московский корреспондент, возвращается в Россию через 20 лет после распада Советского Союза

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМосквичи протестуют против введения военной техники
Москвичи протестуют против введения военной техники
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лейла Бултон, бывший московский корреспондент Finantial Times, возвратилась в Россию через 20 лет после распада Советского Союза. Она встретилась со своими прежними знакомыми - гражданским активистом, бизнесменом, бывшим милиционером и "несистемным" политиком, чтобы выслушать их мнение о том, что произошло с ними и со страной за эти годы.

 

Путч против Михаила Горбачева, Генерального секретаря ЦК КПСС, который затеял постепенную перестройку (реструктуризацию) Советского Союза, подготовил почву для распада советской империи и ее государственной экономики. В минувшие выходные этому событию исполнилось 20 лет. На месте СССР возникло 15 отдельных стран.

 

Главной среди них была Россия, чей демократически избранный президент Борис Ельцин взобрался на танк, чтобы бросить вызов жестким путчистам, которые удерживали г-на Горбачева в заключении на его вилле в Крыму.

 

К тому времени, как переворот выдохся, все было готово к тому, чтобы Коммунистическая партия утратила свою 84-летнюю монополию на власть.

 

Команда молодых реформаторов во главе с Егором Гайдаром либерализовала цены и запустила массовую приватизацию посредством выдачи ваучеров всем жителям России.

 

Последовавшие экономические трудности, усугубленные компромиссами реформаторов и ошибками при эксцентричном руководстве президента Ельцина, вызвали неожиданный откат от перемен, которые любое другое общество привели бы в недоумение. Преемник Ельцина Владимир Путин возглавил все более сползающую в авторитаризм систему правления и потворствовал ностальгии по прошлому, позволяя экономике стагнировать на фоне высоких цен на нефть.


Читайте еще: Возвращение Путина рушит надежды на реформы

Для 61-летнего (прим. перев.: так в оригинале, на самом деле 59) экс-шпиона крах Советского Союза является «величайшей геополитической катастрофой века».

 

С другой стороны, нынешний 45-летний (прим. перев.: так в оригинале, на самом деле 46) президент Дмитрий Медведев говорит, что россияне его возраста, наверное, это «самое счастливое поколение», так как в состоянии оценить, как далеко страна ушла от пустых полок магазинов умирающей советской эпохи.

 

Я вернулась в Россию, чтобы выслушать мнение своих четверых друзей. (Автор была корреспондентом Financial Times в Москве в 1990-1994 годах).

 

Гражданский активист

 

Историк искусства Лена Немировская любила собирать иностранцев и россиян вокруг кухонного стола, а в 1993 году она создала школу, чтобы привить демократические ценности новому поколению политиков. «Это как большой кухонный стол, — объясняет за ужином энергичная 71-летняя Лена. — У нас были иллюзии, что со сменой поколений эта советскость уйдет, но вышло не так».

 

Однако, она в какой-то мере удовлетворена недавними протестами в ответ на документально подтвержденное мошенничество на выборах в этом месяце. «Это гражданское движение за обретение людьми гражданского достоинства», — объясняет она.


Еще по теме: Неудачный флирт России с реформами

Она и ее муж Юрий Сенокосов, философ, который также преподает в школе, были в числе тех, кто подписал декларацию, призывающую россиян к объединенным усилиям против обратного сползания страны в авторитарное правление. «Мы призываем все общественные силы объединиться, чтобы действовать сообща во избежание национальной катастрофы», — говорится в Меморандуме Учредительного совещания «Круглого стола 12 декабря», собравшего известные имена.

 

Через краткие курсы лекций ее Московской школы политических исследований прошли 10 тысяч человек, за время, что она открыла свои двери 18 лет назад при поддержке западных грантов, а позднее и на пожертвования российского бизнеса. В числе выступающих был и Питер Мандельсон (Peter Mandelson), британский экс-министр, член Европейской Комиссии и политтехнолог.

 

Какие изменения произошли в школе? «Наши сессии стали другими. Теперь люди принимают критику и мнение других», — сказала она еще до недавней вспышки гражданской активности. Среди ее выпускников мэры таких крупных городов, как Нижний-Новгород, спичрайтер президента и заместитель министра финансов. Но это была одинокая борьба. «Нам бы хотелось, чтобы такое образование было менее уникальным и доступным в школах», — говорит она, ссылаясь на отсутствие гражданского образования для молодых россиян.

 

Бизнесмен

 

Миша Бергер, сейчас ему 58, начал свое превращение из журналиста в бизнесмена, когда он разработал «суши-индекс» для провинциальных городов, чтобы выяснить, где будет срабатывать медиа реклама. «Я ездил во многие регионы, и так как официальные данные были ненадежны или часто просто неправильны, я спрашивал, сколько в городе японских ресторанов. Если 5-6, то там должны были быть преуспевающие предприниматели». По этому показателю Пермь с шестью суши-барами была гораздо более привлекательным коммерческим предложением, чем Красноярск, где вообще не было суши.


Читайте еще: Уроки реформ перестройки 2.0

После выдающейся карьеры в Известиях, где он освещал переход экономики от агонии коммунизма к нарождающимся рыночным реформам, он вывесил объявление «Продается Бергер», когда газета перешла к олигарху Владимиру Потанину, который дал понять, что она не должна соваться ни в один из секторов его разветвленной бизнес-империи. «Я понял, что если вы учтете все интересы [потанинской] группы ОНЭКСИМ, вы должны будете закрыть экономический раздел газеты».

Затем он приступил к созданию новой ежедневной газеты для медиа-магната Владимира Гусинского, который, в конце концов, сбежал за границу, чтобы спастись от давления Владимира Путина на олигархов.

 

Миша остался и вырос до генерального директора медиа-группы United Media, принадлежащей одному из олигархов, устоявших после наступления на демократию. В своем деле Миша избегает политического освещения и сосредоточился на бизнесе и развлечениях. Тем не менее, во время акций протеста в этом месяце он работал круглосуточно, отслеживая освещение акций протеста. И он не боится высказывать свои взгляды.

 

«У меня большое уважение к Горбачеву», — говорит Миша, который присутствовал на торжествах в Лондоне по случаю 80-летия бывшего советского лидера. Это свидетельство того, как человека, который был во главе государства в момент кончины советской системы, дома оскорбили или, в лучшем случае, забыли. «Это позор, что мы должны экспортировать это чувство гордости. Здесь мы ведем себя, как будто он не существует».

 

Милиционер

 

Профессиональный милиционер, 56-летняя Галя Лебедева-Егорова стала одним из первых предпринимателей в России – в дни, когда частные предприятия еще не были разрешены.

 

В 1990 году она в свое свободное время красила мою квартиру. Выйдя на пенсию два года назад с набором ветеранских медалей, она рассматривает возможность возвращения на работу в качестве офис-менеджера. И все же она остается твердым сторонником коммунистической партии, опирающейся на недовольство очевидным неравенством в стране и неспособностью властей обеспечить то, что когда-то было у людей во все более идеализируемом советском прошлом.

 

Галя отмахивается от обвинений в широко распространенной коррупции в полиции, сказав «Там нечего красть». Она сожалеет о вынужденной отставке в начале этого года руководителя старой закваски Юрия Лужкова с поста мэра Москвы. В его время, говорит она, дороги были должным образом очищены от снега и милиция пользовалась бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта. И ее мало волнует, как Елена Батурина, его жена-девелопер, стала самой богатой женщиной России во время его пребывания у власти.


Еще по теме: Путин должен пойти на реформы или он стнет российским Мугабе

После краха коммунизма открылась возможность для россиян свободно выезжать за границу, и Галя была по полицейскому обмену в Болгарии, Турции, Греции, Израиле и на Кипре.

 

На нее не производит особого впечатления другое большое изменение, наступившие с советских времен – изобилие товаров в магазинах. «Магазинов много, но все очень дорого», — говорит она, находясь в квартире, где до сих пор нет стиральной машины.

 

Она напоминает мне, что в старые времена я дала ее дочери и зятю иностранных репетиторов в качестве свадебных подарков. «Мы сделали для вас отпечатки их ног, потому что их было трудно найти здесь».

 

Галя намекает, что она, возможно, голосовала бы иначе, если бы препирающиеся демократы, такие как Григорий Явлинский, объединились ради завоевания популярности. «Я не обязательно соглашаюсь с тобой, — говорит она мужу, который заявляет о верности пары коммунистической партии. — Я могла бы быть радикалкой».

 

Политик

 

59-летний Григорий Явлинский, экономист и основатель оппозиционной партии «Яблоко», после выхода из первого демократически избранного правительства России Бориса Ельцина в ноябре 1990 года был приговорен к роли новоявленной Кассандры.

 

Харизматичный и очень умный человек, он постоянно предупреждал, что политика, проводимая другими людьми, приведет к катастрофе. После нескольких лет пребывания в маргинальной оппозиции, он получает свой последний шанс «голоса» - возможность представить свои взгляды общественности в контролируемых государством электронных СМИ, так как его выдвинули кандидатом на пост президента против Владимира Путина на выборах в марте следующего года.

Смотрите еще: Предложения Медведева по реформированию политической системы РФ

 

«Если вы выпрыгиваете из окна, путь вниз очень быстрый», — так он описывает политику либерализации цен и приватизации, проводимой командой молодых реформаторов во главе с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом после того, как Россия стала полностью независимой в декабре 1991 года. «Я предлагал идти по лестнице. Проблема в том, что Чубайс и Гайдар просили других людей выпрыгнуть в окно, а они сами остались в комнате».

 

Как результат в эпоху Путина «у нас есть экономика без права собственности, без верховенства закона и где есть огромный разрыв между богатыми и бедными – три процента с очень высоким уровнем жизни, 20% тех, кто живет по западным стандартам жизни, и 75% людей, у которых нет будущего, нет перспективы получения достойной работы, образования или медицинской помощи».

 

Другие экономисты, как Евгений Ясин, бывший министр экономики, утверждают, что не было никакой возможности для постепенного подхода, за что выступает Явлинский, который возражает: «Основной проблемой этого периода является разочарование людей, и вот почему люди уезжают». В их числе и два его сына, которые живут в Лондоне, но хотели бы вернуться в Россию, когда увидят признаки прогресса.

 

Почему он продолжает заниматься своим делом? «Я люблю свою страну, я люблю свой народ. Я люблю своих детей. У меня пессимистичные размышления, но оптимистичные желания».