Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Правые сами себе вредят

Республиканцы разделены почти по всем принципиальным вопросам. То же самое может произойти и с британскими консерваторами

© REUTERS / Brian Snyder Митт Ромни
Митт Ромни
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году президентская гонка породила бесчисленное количество забавных эпизодов. Он попытался добиться расположения аудитории в Детройте и похвалился тем, что, будучи настоящим патриотом, предпочитает американские машины, а его жена даже имеет «пару Кадиллаков». Хуже было бы разве что надеть майку с надписью «Я – 1%».

Президентская кампания 2008 года в Соединенных Штатах оказалась столь захватывающей, что завтра телеканал HBO покажет фильм под названием «Изменение игры» (Game Change), сюжетом которого послужил лишь один ее аспект – напряженная деятельность Сары Пэйлин (Sarah Palin), роль который сыграла Джулианна Мур (Julianne Moore). Сражение 2012 года, конечно, не идет ни в какое сравнение с драмой четырехлетней давности - эпической борьбой между Обамой и Хиллари, противостоянием двух исторических первооткрывателей. Но и нынешнее противостояние в ходе первичных выборов республиканцев обладает кинематографическим потенциалом – но только для комедийного телеканала Comedy Central.

В этом году президентская гонка породила бесчисленное количество забавных эпизодов – самый последний из них связан с попытками мультимиллионера Митта Ромни (Mitt Romney) выступить в роли обычного Джо. Последним из такого рода заявлений было его признание, что сам он не является поклонником гонок Nascar – этот вид спорта пользуется большой популярностью среди белых мужчин с низкими доходами. «Но у меня есть друзья, - добавил он, - которые являются владельцами команд гоночной серии Nascar». Ранее он попытался добиться расположения аудитории в Детройте и похвалился тем, что, будучи настоящим патриотом, предпочитает американские машины, а его жена даже имеет «пару Кадиллаков». Хуже было бы разве что надеть майку с надписью «Я – 1%».

Но самое смешное – это не то, что Ромни говорит о себе, а то, что говорят о нем, когда критикуют его идеологические ухищрения, которые этот хромающий ведущий кандидат использует для того, чтобы стать кандидатом в президенты от Республиканской партии. «Консерватор, либерал и умеренный заходят в бар. Хозяин за стойкой говорит: «Привет, Митт».

Читайте также: Митт Ромни - американский Владимир Жириновский

И если эта шутка имеет отношение к Ромни, то она также относится и ко всей его партии. На прошлой неделе был «супервторник», во время которого Ромни вновь победил с большим трудом в результате еще одного раздельного решения судей, что свидетельствует о глубоком расколе внутри Республиканской партии - в том числе и структурном. Каламбуры по поводу личностей, участвующих в этом второсортном представлении, скрывают то, что оставшиеся четыре кандидата представляют совершенно различные направления внутри Республиканской партии, которые невозможно примирить друг с другом.

Ромни воплощает республиканский дух – он аристократичен, консервативен в фискальных вопросах, верный сторонник Уолл Стрита, и происходит из более либеральной северо-восточной части Соединенных Штатов.

Санторум (Richard John Santorum) выступает от лица религиозных консерваторов (theo-conservatives), главным кредо которых является религия и которые разделяют его сожаления по поводу того, что в 1965 году Верховный суд узаконил противозачаточные средства и что настоящее время слишком много женщин работают вне дома.

Ньют Гингрич (Newt Gingritch) умеет искусно использовать культурные войны, что совпадает с тем, что Энн Аппельбаум (Anne Appelbaum) из газеты Washington Post называет «техно-оптимизмом». Типичным примером этого являются фантазии Гингрича в духе песни «Давай улетим на Луну» о колонизации космического пространства.

Читайте также: Сумасшедшие секс-законы, предложенные республиканцами

И, наконец, есть еще чистой воды либертарианство Рона Пола (Ron Paul). Если республиканцы не могут выбрать одного из четырех кандидатов, то это связано с тем, что члены партии не способны согласиться ни с одним из представленных мировоззрений.

Республиканская партия разделена почти по всем возможным направлениям – религиозным, классовым, региональным, и при этом Ромни, который является миллионером и мормоном из Массачусетса, располагается на неправильной стороне по всем вопросам. В прошлом республиканцы подавляли эти различия для того, чтобы сплотиться вокруг того кандидата, который, по их мнению, мог одержать победу. Но в 2012 году, когда основу партийного «селектората» (selectorate) составляют наиболее рьяные консерваторы, они не готовы пойти на такой компромисс.

Еще по теме: Митт Ромни - идиот

В результате, как отмечает Аппельбаум, называющая себя бывшей сторонницей республиканцев, партия требует «несовместимых, невозможных вещей»: постоянно снижать налоги, но повышать расходы на вооружения, а также оставлять в неприкосновенности социальные пособия - особенно престарелым. Республиканцы хотят, чтобы партия, к примеру, не вмешивалась в дела автомобильной индустрии (Ромни), но заглядывала в спальни (Санторум). Напряжение между этими двумя позициями становится невыносимым, и только догматическое отвращение к самой идеи правительства объединяет их в этом случае.



Когда Дэвид Кэмерон (David Cameron) направится на следующей неделе в Соединенные Штаты, он, несомненно, снимет куртку и засучит рукава рубашки, чтобы посмотреть вместе с Обамой матч университетских баскетбольных команд в Дейтоне, штат Огайо. При этом он сможет утешать себя тем, что в прямом смысле океан отделяет его от подобного рода головной боли. И, тем не менее, на этой неделе обнажились различия, которые, не обладая красочностью борьбы внутри Республиканской партии, становятся все более заметными в его собственной партии.

Недавно в очень интересном выпуске программы Newsnight приняли участие только представители консерваторов, а обсуждали они предлагаемый налог на особняки. Джейкоб Рис-Могг (Jacob Rees-Mogg) расположился в одном углу – на позициях традиционного консерватизма (Toryism), который рассматривает собственность как нечто неприкосновенное и почти священное. В другом углу разместился редактор сайта ConservativeHome Тим Монтгомери (Tim Montgomerie), который хочет, чтобы богатство, а не доходы облагалось налогом. Он также советует испытывающим нехватку наличных пожилым людям, живущим в домах за 2 миллиона фунтов, брать кредиты, чтобы заплатить этот налог. Рис-Могг обвинил Монтгомери в социализме, а в Twitter’е последнего по праву приветствовали как более радикального политика, чем лейбористы. При этом было замечено, что у него даже бородка в стиле тех, кто сочувствует левым идеям.

Читайте также: Демократ Обама на выборах президента США победит только благодаря республиканцам

На самом деле это было не расколом на правых и левых, а проявлением внутренней борьбы, которую один либерально-демократический источник на страницах газеты Times очень точно определил как столкновение читателей журнала Economist с поклонниками еженедельника Country Life. Первая группа состоит из лишенных сентиментальности и модно выглядящих экономических либералов, духовным лидером которых является Джордж Осборн (George Osborne). Вторая группа состоит из склонных к традиционализму тори, которые считают, что сельская местность и собственность представляют собой нечто большее, чем просто источник дохода. Некоторые из них надеются на то, что Кэмерон, несмотря на всю его внешнюю модернизационную ерунду в стиле политической группы Ноттинг-Хилл, в глубине души им сочувствует.

Существуют и другие различия. Обратите внимание на произошедшие на этой неделе отставки не очень заметных членов партии Тори – Марка Притчарда (Mark Pritchard) и члена Европарламента Роджера Хелмера (Roger Helmer) – из-за расхождений по поводу Европы. Вспомните о том, что Джон Мейджор (John Major) столкнулся с девятью протестами против Европы, а Кэмерон стал свидетелем того, как 82 члена парламента, представляющих его собственную партию, проголосовали против него по вопросу о Европе. Классовые соображения также играют здесь определенную роль: Притчард раньше описывал себя как «паренек из городского совета», а Надин Доррис (Nadine Dorris) жаловалась на то, что «политикой управляют два выпускника частной школы, которые не знают, что значит пойти в супермаркет и положить продукты на полку, потому что ты не можешь себе позволить их купить… Хуже всего то, что им до этого совершенно нет дела». Здесь фигурируют даже семейные ценности в американском стиле. Некоторые из тех тори, которые возражают против лишения детск
их пособий людей с высокими доходами, считают, что в результате пострадают семьи, в которых женщины решили остаться дома и заниматься воспитанием детей, – а именно за это тори и выступают.

Центральное место в этой проблеме – сам Кэмерон. Вынужденный обратиться к правым, чтобы победить Дэвида Дэвиса (David Davis), он заставил многих консерваторов поверить в то, что он станет одним из них – в вопросах Европы, и вот всем остальном. Они разочарованы, «обеспокоены и рассержены» и заняты поиском повода для начала борьбы, – так говорит один из инсайдеров в коалиции.

Конечто, это далеко не та братоубийственная враждебность, которая в настоящее время наблюдается в Америке, но то, что Кэмерон увидит на следующей неделе, должно послужить предупреждением ему самому: вот что может произойти, если правые будут враждовать между собой.