Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обама должен перезагрузить отношения с Россией в сфере экономики

© Reutersкнопка перезагрузки
кнопка перезагрузки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К моменту приезда Путина в Кэмп-Дэвид на саммит Большой восьмерки в мае президент Обама должен уже определить основы новой перезагрузки. Внешнеполитическое сотрудничество, включая Иран, останется важным пунктом. Но у данной перезагрузки должна быть более всеобъемлющая цель: большая интеграция России в мировую экономику.

Пока Владимир Путин готовится к майской инаугурации и возвращению на пост президента России, Соединенные Штаты должны разработать новую концепцию отношений с этим зачастую непростым лидером и его страной.

Во время первого президентского срока президента Обамы «российская перезагрузка» позволила  преодолеть напряжение, царившее в отношениях между странами в течение последних нескольких лет, и достичь определенных политических целей. Был подписан новый  договор по сокращению вооружения, россияне предоставили возможность транзита военных грузов в Афганистан и помогают оказывать давление на Иран. Но просто продолжение отношений в том же духе приведет в тупик.

Вряд ли будут достигнуты серьезные успехи в сфере контроля над ядерным вооружением, так как любой шаг потребует серьезного сокращения оружия. Сотрудничество США и НАТО в Афганистане сходит на нет. И Россия, похоже,  не желает расширения санкций против угрозы иранского ядерного оружия.

К моменту приезда Путина в Кэмп-Дэвид на саммит группы Большой восьмерки в мае президент Обама должен будет уже определить основы новой перезагрузки. Внешнеполитическое сотрудничество, включая Иран, останется важным пунктом. Но у данной перезагрузки должна быть более всеобъемлющая цель: большая интеграция России в мировую экономику и сообщество. Предоставив России – и Путину – большую роль в вопросе установления хороших отношений с Западом, перезагрузка могла бы создать предпосылки для улучшения поведения со стороны Кремля внутри России и за ее пределами.

Читайте также: Перешептывание Обамы с Россией создает опасный прецедент


Новый подход должен состоять из трех компонентов: экономического, который бы использовал вступление России в ВТО для усиления правовых норм  и  построения более крепких торговых отношений; дипломатического, который включает в себя более тесное сотрудничество с европейскими союзниками с тем, чтобы выступать единым фронтом по отношению к России; а также  третьего компонента - более твердого и ясного продвижения прав человека и свободы прессы в России.

Но сначала - экономика.

В декабре Россия достигла соглашения с членами ВТО, включая США и правительства европейских стран, по условиям вступления в организацию. Последний шаг – ратификация вступления Государственной Думой. Несмотря на то, что Путин несколько скептически относится к вступлению в ВТО, у России нет иного выбора, если новое правительство желает модернизировать экономику, крайне зависящую от экспорта газа и нефти.



США и Европа должны подтолкнуть Россию к завершению процесса вступления в ВТО, а затем пристально наблюдать за внедрением торговых правил. Как и в Китае, скорее всего, процесс их принятия и выполнения будет медленным. Но как и в случае, когда США и ЕС объединились и оказали давление на Китай, чтобы тот выполнял правила ВТО по защите интеллектуальной собственности, они должны близко сотрудничать для того, чтобы и Россия их выполняла. Членство в ВТО предоставляет бесценную возможность усилить правовые нормы в стране – включая законы о контрактах, правах собственности и защите инвестиций. США и ЕС должны также поддерживать российские организации, включая бизнес-ассоциации, которые стремятся сделать членство в ВТО эффективной и практичной реальностью.

Если США хотят выглядеть хоть немного авторитетными в этом вопросе, то они должны наконец отменить поправку Джексона-Вэника (Jackson Vanik) 1974 года. Эта реликвия холодной войны больше никому не нужна, так как все советские евреи, которых предположительно защищала поправка, с тех пор давно эмигрировали.

Также по теме: Истинная цена поправки Джексона-Вэника

Но продолжая ставить торговле с Россией невероятно трудные препятствия, поправка поставит США и базирующиеся в США компании в очень проигрышное положение, когда Россия расширит сферу своей внешней торговли. Отмена поправки Джексона-Вэника не должна восприниматься как уступка новому российскому правительству. Открытие рынков для России необходимо, чтобы убедить российское общество и бизнес-лидеров в том, что их будущее связано с Западом. В обмен американский бизнес получит лучший доступ к растущей экономике и развивающемуся потребительскому рынку.

Во-вторых, если новая перезагрузка сконцентрируется на экономической сфере, Европе придется быть сильным партнером  США. Страны ЕС являются мощнейшим рычагом воздействия. ЕС является важнейшим торговым партнером России, на которого приходится 47% российской торговли, в то время как на США приходится около 4%. Европейские компании также являются одними из крупнейших инвесторов в России.

Тем не менее, Европа не смогла найти общего подхода к своему крупному восточному соседу, отчасти из-за того, что некоторые европейские страны зависят от российских поставок энергии, а некоторые имеют с Россией традицонно близкие отношения.

Если российское правительство продолжит разделять Запад, то некому будет оказывать на Россию давление с целью изменения существующей ситуации. Вместо этого правительства США и ЕС должны выступать единым фронтом, требуя от страны проведения реформ, необходимых для более крепких экономических отношений.

Читайте также: Европейский бизнес остается в России

В-третьих, США и Европа должны совместно выступать в случае, если российское правительство будет нарушать права человека в своей или  соседних странах. Они должны напомнить всем, что российская оккупация 2008 года грузинских провинций Абхазии и Южной Осетии не является постоянной, а также не должна рассматриваться как прецедент.

Они должны выступать единым фронтом, когда российские граждане оказываются жертвами сфальсифицированных судебных процессов или незаконной конфискации имущества, не говоря уже о плохом обращении со стороны властей. США и Европа должны четко заявить о своей поддержке оставшейся в России свободной прессы, которая является лучшей защитой против злоупотреблений и коррумпированности правительства.

Когда это необходимо, американское и европейские правительства могут перейти от словесной критики к действиям. Но их ответные действия должны быть аккуратно направлены на наказание ответственных людей путем визовых запретов и других мер, таких, какие предложены в «законе Магнитского», а не быть всеобъемлющими,  как поправка Джексона-Вэника.

Скорее всего, президент Путин раскритикует эту позицию, угрожая прекратить перезагрузку. Но главный урок «первой перезагрузки» заключается в том, что, несмотря на риторику, Россия будет двигаться вперед, когда это соответствует ее интересам.

Критика в отношении политики по правам человека в России вряд ли остановит ее от попыток расширить экспорт. Вместо этого необходимость России в модернизации экономики, в том числе и путем расширения экспорта, даст США и Европе, работающим вместе, возможность предоставить России стимулы для большего соблюдения правовых норм в экономической и других сферах.

Фрэнсис Бернуэлл – вице-президент и директор Департамента трансатлантических отношений в Атлантическом совете.
Сванте Корнелл – директор Стокгольмского Института политики безопасности и развития.