Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возрождение отношений между США и Японией

© коллаж ИноСМИСША поддерживают Японию в грядущем противостоянии с Россией по вопросу курильских островов
США поддерживают Японию в грядущем противостоянии с Россией по вопросу курильских островов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавние визиты высокопоставленных американских и японских чиновников подчеркивают, насколько двусторонние отношения по вопросам безопасности восстановились после недавнего напряжения, вызванного протестами против переноса американской военной базы «Футенма».

Недавние взаимные визиты высокопоставленных американских и японских чиновников подчеркивают, насколько двусторонние отношения по вопросам безопасности восстановились после недавнего напряжения, вызванного протестами против переноса американской военной базы «Футенма», а также демонстрируют стремление нового японского правительства выстроить более сбалансированный политический курс между Вашингтоном и Пекином.

Центром внимания визита министра обороны Японии Сатоши Моримото (Satoshi Morimoto), состоявшегося третьего августа и являющегося первым визитом в Вашингтон с момента его назначения на пост в июне, был полет на конвертоплане  - одном из 12-ти MV-22 Osprey - которые Пентагон хочет поставить на базу морской пехоты США в Японии. Конвертоплан может взлетать и совершать посадку, как вертолет, но его крылья позволяют ему летать, как самолет.

Двенадцать конвертопланов были в июле доставлены на военно-воздушную базу в Ивакуни, единственную американскую базу на основных островах в префектуре Ямагути, для проведения испытательных полетов перед их размещением в 3-й экспедиционной дивизии морской пехоты в Футенме, которая находится в густонаселенном округе Гинован префектуры Окинава. Полный ввод машин в эксплуатацию запланирован на октябрь.

Читайте также: Китаю не стоит восторгаться США. Ведь они «больны до мозга костей»

Недавние крушения Osprey во Флориде и Марокко привели к гибели двух человек, а еще пятеро получили ранения. Это лишь усиливает обеспокоенность японцев относительно безопасности аппарата.  У конвертоплана - длинная история технических неполадок, обнаруженных еще на стадии разработки, а также в ходе эксплуатации, но Пентагон считает Osprey достаточно надежным для замены старых и менее эффективных вертолетов, например, CH-46. Представители оборонного ведомства США в июне предоставили японской делегации отчеты по крушениям.

Тем не менее, внутреннее сопротивление в Японии остается крайне сильным и отчасти отражает негативное отношение японцев к  американскому военному присутствию на Окинаве. База занимает менее 1% японской территории, но на ней находится почти половина всего американского военного контингента в  Японии. В 1996 году правительства США и Японии договорились о возвращении Футенмы Японии, но договор так никогда и не был выполнен. А в 2006 году было подписано двустороннее соглашение о строительстве альтернативной базы в прибрежном городе Чинук, что к северу от Наго на острове Окинава.

После прихода к власти в 2009 году Демократической партии Японии, обещавшей вынести Футенму за пределы Окинавы, ситуация ухудшилась. Премьер-министр Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama) захотел перенести базу на остров Токуносима в префектуре Кагосима, что на юго-востоке японской территории, но этому воспротивились и местное население, и Вашингтон.

Возможно, вопрос был решен в апреле, когда Пентагон объявил о планах переместить девять тысяч морпехов с Окинавы на базы на Гуаме, Гавайских островах и в Австралии, одновременно возвращая Японии большую часть занимаемой территории.

Также по теме: Война между Россией и США

Тем не менее, правительства Ивакуни и Окинавы поддержали протестующих, заявив, что конвертопланы Osprey небезопасны. Нынешний премьер-министр Ёсихико Нода (Yoshihiko Noda) заявил, что не позволит проводить испытательные полеты Osprey до тех пор, пока правительство не убедится, что они безопасны для жителей региона. 

Американские чиновники заявили, что Osprey не будут использоваться в Японии (хотя во всех остальных регионах эксплуатировать их можно) до тех пор, пока все вопросы по безопасности с японской стороны не будут разрешены. Обладая поддержкой министра обороны Моримото, американский министр обороны Леон Панетта (Leon Panetta ) заявил о том, что его министерство разбирается с причинами крушений и предоставит японской стороне результаты расследований.

Моримото и другие японские чиновники поддерживают размещение конвертопланов, так как это позволит морпехам летать дальше и быстрее, защищать отдаленные японские острова и поддерживать другие планы в Восточной Азии, которую Пентагон расценивает как регион, имеющий первостепенную стратегическую важность.



Несмотря на то, что отношения США и Японии по вопросам безопасности значительно эволюционировали со времен холодной войны, основная идея договора между странами заключается в том, что США будут защищать Японию от внешней угрозы, в то время, как японцы будут способствовать этому, позволяя американцам основывать базы на своей территории и помогая США в вопросе защиты собственной земли.

Читайте также: Японии не следует вести дело к «великому противостоянию» общественного мнения в Восточной Азии

После встречи в Пентагоне Моримото полетел на MV-22 до ближайшей базы морпехов в Куантико в Вирджинии, где ему были продемонстрированы возможности Osprey и других вертолетов, которые используются на базе в Окинаве.

21 июля перед визитом Моримото заместитель министра обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) посетил Японию в рамках своего азиатско-тихоокеанского турне с тем, чтобы обсудить стратегию по безопасности. Он также посетил Таиланд, Индию, Южную Корею, а в попытке убедить японцев в их значимости для Вашингтона Картер назвал Японию главным союзником США в Азии, объясняя, что поэтому он «естественно первым делом приехал в Токио». Во время своей поездки Картер выразил надежду, что, сотрудничая в решении вопроса по конвертопланам, США и Япония смогут укрепить взаимное доверие.

Картер также обсуждал вопрос роли Японии в создании и производстве комплектующих для истребителя F-35. И США, и Япония рассчитывают, что он станет основной силой их ВВС в ближайшие десятилетия. Картер отметил, что основной подрядчик Lockheed Martin Corporation сам будет выбирать страну-производителя комплектующих, исходя из экономических показателей. Именно Lockheed Martin Corporation, а не министерство обороны США, будет напрямую вести переговоры с Японией.

В течение нескольких лет с момента прихода к власти в 2009 году ДПЯ отношения США и Японии по вопросам безопасности находились в  тупике. ДПЯ публично заявляла о планах переноса базы «Футенма» за пределы префектуры. Только после разрешения вопроса Нода, премьер-министр от партии «ДПЯ», смог совершить официальный визит в Белый дом.

Также по теме: Визит Медведева на Кунашир взбесил Японию

Совместное японско-американское заявление во время визита Ноды подтвердило согласованность в вопросах региональной безопасности, основанную на либеральных демократических принципах. Действительно, смещение стратегических интересов администрации Обамы в сторону Азии и стремление ДПЯ к созданию динамичных оборонительных структур, скорее всего, смогут оказаться полезными друг для друга, упрощая достижение общей цели – мира и стабильности в Восточной Азии путем увеличенного контингента по безопасности и мерам по сохранению доступа к таким всеобщим правам, как свобода судоходства и кибербезопасность.

В число общих стратегических целей входят также несколько вопросов, относящихся к Китаю, например, продвижение принципа оборонной прозрачности и приверженности принятым международным нормам поведения. К ним также относится критика по поводу приобретения дестабилизирующих военных технологий, продвижение сотрудничества по вопросам безопасности между странами, а также продвижение принципа гарантированного доступа к мировым достояниям: морям, воздуху, космосу и киберпространству. В совместном заявлении также прозвучали призывы к двусторонним мерам по усилению гарантий США по расширенному сдерживанию, к росту числа совместных учений и программ,  увеличению объема обмениваемой информации и совместной разведдеятельности, охране, и усилению сотрудничества в области гуманитарных миссий, а также по вопросам космической и кибербезопасности.

После июньской встречи Консультационного комитета по безопасности США и Японии ( 2+2) 2011 года в совместном заявлении был выработан список «общих стратегических целей» двух стран под названием «Движение к более глубокому и обширному союзу между США и Японией: 50 лет партнерства». В списке были расширены цели, поставленные на встречах «2+2» в феврале 2005 и мае 2007 годов, а также подтверждались задачи Совместного плана по перегруппировке войск (Joint Roadmap for Realignment Implementation). Версия Программы национальной обороны (National Defense Program Guidelines) от 2010 года к тому же упоминает сотрудничество с другими партнерами и более широкое сотрудничество в вопросах безопасности с другими странами (например, участие в миротворческих операциях ООН), а также определяет собственные усилия Японии как необходимые в вопросе создания эффективной системы сдерживания.

Читайте также: Япония подарила Путину собаку

Австралия, Южная Корея и США названы ключевыми союзниками из-за схожих ценностей и приоритетов.



За последние несколько лет было запущено несколько новых трехсторонних инициатив с участием Японии, США и еще одного партнера. Прогресса удалось достичь с Австралией:  в 2007 году были инициированы встречи между министерствами иностранных дел обороны стран («2+2»), а в 2010 году было подписано Соглашение о поставках и взаимном обслуживании (предполагающее сотрудничество и поддержку между силами США и страной-союзником). Несмотря на общую обеспокоенность Северной Кореей, двустороннее и трехстороннее сотрудничество с Южной Кореей оказалось менее успешным в связи с историческим напряжением и другими различиями. США пытались способствовать этому сотрудничеству, однако ограничили свое влияние в данном вопросе.

В условиях нынешней неопределенности в переговорах настало время  задуматься о необходимом прогрессе в ключевых вопросах обороны между США и Японией. Во время недавнего визита  Моримото обсуждал с Панеттой возможное усиление сотрудничества в области беспилотных технологий, а также организацию постоянных совместных тренировочных баз на территориях США в южной части Тихого океана – на Гуаме и Тиниане, что в Содружестве Северных Марианских островов. США и Япония должны продолжать искать возможности для консолидации оборонных объектов по мере того, как американская идея базирования в Азии уходит все дальше от концепции долгосрочных баз, которые в течение долгого времени характеризовали присутствие США в Японии.

Правительства обеих стран также рассматривают возможность разрешить сотрудникам ВВС сил самообороны и ВМС сил самообороны служить связными в аппарате начальника штаба ВМС и в аппарате начальника штаба ВВС с тем, чтобы представители сил самообороны смогли больше узнать о тактиках, технике и процедурах, применяемых американскими военными. Подобный шаг мог бы оказаться полезным, учитывая, что структуры безопасности обеих стран собираются вести совместную работу в ближайшие годы, а также то, что американская стратегия в Азии сейчас находятся в состоянии неопределенности в свете общего стратегического изменения политики США в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также по теме: Россия демонстрирует уязвимость Японии

Стремление Японии к совместным с США исследованиям и разработкам по системе ПРО привели к тому, что японские законодатели изменили конституционную интерпретацию, не позволявшую использование новых систем для защиты территории США или военных сил США за пределами японской территории. Но необходим дальнейший прогресс в разработке совместных возможностей и определении  многосторонних правил по ПРО, учитывая тот факт, что Северная Корея вряд ли скоро станет менее агрессивным  государством. Военная элита должна продолжать укреплять сотрудничество, а также интегрировать системы командования и связи для совместныхопераций.

Другая сфера, требующая внимания обеих стран, - это кибербезопасность. Первый рабочий диалог по вопросам кибербезопасности состоялся лишь во время сессии Консультативного комитета США и Японии в сентябре 2011 года. На данный момент единственным конкретным примером сотрудничества в этой сфере является соглашение о предоставлении информации о кибератаках и угрозах. Учитывая тот факт, что вооруженные силы обеих стран сильно зависят от компьютерных сетей в своей работе, они бы обогатились от более активных инициатив в кибербезопасности, например, ведения объединенных «учений» в зараженных киберпространствах. Важность  этих систем безопасности со временем увеличится по мере того, как американские и японские силы все больше будут полагаться на сети друг друга в ходе сконцентрированных в киберсетях операций.

К сожалению, внутренние политические системы обеих стран находятся в тупике в данном вопросе, который еще более усложнен тем, что доминирующую роль  в управлении киберсетями играют представители частного сектора. Конгресс США недавно не смог принять необходимые законы по кибербезопасности, несмотря на усилия представителей исполнительной и законодательной власти по превращению этого вопроса в приоритетный проект.

По схожим причинам инфраструктура по защите космоса также является полем для дальнейших совместных инициатив. Вооруженные силы обеих стран все больше зависят от космических спутников для ведения наблюдения, навигации и других видов деятельности. За последние несколько лет Япония расширила свою инфраструктуру космической обороны с тем, чтобы поддерживать растущие интересы и деятельность страны в сфере безопасности. Изначальной целью космической программы Японии являлось создание независимых от США военных возможностей в космосе. Достигнув этой цели, Япония теперь может стремиться к сотрудничеству с США. Учитывая продемонстрированные Китаем возможности противоспутниковых действий, обе страны должны улучшить способы обмена информацией между своими вооруженными силами и позволить использование систем друг друга в подобном случае.