Лучше праздновать поражения, понесенные в борьбе за правое дело, чем отмечать триумфы, которые стали символом унижения других народов. Об этом элементарном принципе забывают инициаторы идеи празднования дня, в который низложенный московский царь 400 лет назад принес в Варшаве присягу польскому королю.
29 сентября в Кракове пройдет хэппенинг на историческую тему, центральным событием в рамках реконструкторского представления на тему московской кампании станет «русский оммаж». Некоторые круги уже не первый месяц рекламируют идею посвятить праздник присяге (совершенно неверно называемой «русской»), которую взятый в плен и низложенный царь Василий Шуйский принес в 1611 году Сигизмунду III. Год назад эта инициатива якобы встретила поддержку некоторых высокопоставленных чиновников. Но из-за абсолютно здравой критики со стороны других государственных институтов, эти планы осуществлены не были. К сожалению, идея, попав в массы, начала жить собственной жизнью. Сейчас призывы отпраздновать присягу Шуйского стали звучать в СМИ и на важных публичных мероприятиях.
Я полагаю, что инициаторы этой идеи действуют без злого умысла. Они хотят найти повод для праздника без мартирологической подоплеки. Жаль только, что они не подумали о возможных из-за этого угрозах.
Читайте также: В 1945 мы не вышли из войны победителями
Праздновать победы в несправедливых войнах - хуже, чем чтить память проигравших героев, бившихся за правое дело. Такой подход культивирует в обществе склонность к триумфализму, националистической экзальтации, он противоречит принципам христианства и традиционным ценностям национальной польской культуры. Ведь так называемая польская интервенция в начале XVII века, бывшая сначала инициативой нескольких магнатов (впрочем, в основном русского происхождения), а позже всей Речи Посполитой - это один из самых позорных эпизодов нашей истории. Она свидетельствовала не столько о мощи Речи Посполитой и ее оружия, сколько о близорукости польских элит: магнатов и Сигизмунда III Вазы. Они поддались опасным, чисто империалистическим мечтаниям, проигнорировав мнение Сейма, выступавшего против этой авантюры, и голосов трезвомыслящих государственных мужей вроде Яна Замойского (Jan Zamojski) или Станислава Жолкевского (Stanisław Żółkiewski). Они утратили способность к самоограничению, которое является не только основой рационального политического мышления, но и нормального функционирования государства, в особенности - демократической в контексте своей эпохи державы, каковой была Речь Посполитая. И что тут ставить в пример современным полякам?
Не будем забывать и о старом правиле «не делай другим того, чего не желаешь себе». Присяга Шуйского воспринималась и воспринимается как символ унижения Москвы более сильным на тот момент польским государством. Любопытно, какая реакция последовала бы в Польше, если бы на Красной площади или берлинском Унтер-ден-Линден решили устроить историческую реконструкцию раздела Речи Посполитой? В апреле 1797 года, 215 лет назад, Станислава Августа Понятовского (Stanisław August Poniatowski) принудили принять участие в коронации Павла I. Перед новым императором несли гербы всех землей империи, в том числе тех, что прежде принадлежали Речи Посполитой. Когда 65-летний лишенный трона, государства и титула польский экс-король, утомленный долгой церемонией, на минуту присел отдохнуть, царский камергер бесцеремонным образом приказал ему встать и отдавать честь императору. Символичная сцена, не правда ли? В самый раз для реконструкции где-нибудь в Москве или Петербурге.
Также по теме: В Польше найдены сокровища 17 века
Тот факт, что уже несколько лет подряд россияне отмечают день изгнания из Кремля поляков, не должен склонять нас к поиску «контрпраздника». Если даже абстрагироваться от мелочности подобной мотивировки, вся эта акция будет наверняка (вопреки своей исходной задумке) воспринята как проявление польских комплексов в отношении России. Впрочем, спокойное размышление о польском вторжении в Москву приводит к выводу, что россияне имеют полное право отмечать годовщину восстания против польских войск, прославившихся разбоем, насилием и унижением православных. Ведь и мы празднуем, например, победу в Варшавской битве (1920 год, -прим. пер.) или венскую победу (1683 год, - прим. пер.).
Следует также помнить, что не только в России, но и во всей Восточной Европе, поляков считают народом с имперскими замашками. Это нередко вызывает подозрения, что любые польские планы в этой части нашего континента связаны с желанием восстановить в современных условиях «польскую сферу влияния» или даже «Польшу от моря до моря» (!). В данном контексте напоминания о не слишком славном эпизоде нашей истории могут стать "голом в собственные ворота". […]
Какие же тогда события нам стоит отмечать? В первую очередь - те, которые будут напоминать (как общественности внутри страны, так и загранице) о том, что в нашей истории, внешней политике, национальной культуре имеется славное, благородное и универсальное послание. Это может быть чувство национальной солидарности перед лицом опасности, угрожающей существованию государства (1920), готовность к самопожертвованию во имя «вашей и нашей» свободы (1848), героизм с патриотической подоплекой (восстания, Вторая мировая война), распространение республиканских и демократических идей (Тадеуш Костюшко (Tadeusz Kościuszko)) или, наконец, идеи морали в международных отношениях - здесь стоит вспомнить Павла Влодковица (Paweł Włodkowic), который ввел в XV веке понятие справедливой войны, Рафала Лемкина (Rafał Lemkin) - автора термина «геноцид», или, например, польскую инициативу «морального разоружения» 30-х годов XX века.
Но главное - нам просто следует больше читать об истории страны!
Лукаш Адамский - историк и политолог, координатор исследовательских проектов Польско-российского центра диалога и согласия.