В турецкой прессе активно освещались визит президента РФ Владимира Путина в Германию и его интервью немецкому телевидению накануне визита. Уделив основное внимание позиции Кремля по Сирии, издания приводили заявления главы РФ, согласно которым уход Башара Асада с поста президента сегодня не предполагает урегулирования ситуации в Сирии (Olay, 7.04), а вооружение сирийской оппозиции, создающей нестабильность в стране, противоречит международному праву (Akşam, 6.04). Президент РФ Владимир Путин, критикуемый за оказание давления на оппозицию и насаждение диктатуры в России, выразил решительное намерение Кремля «не сворачивать с демократического пути», отмечает Zaman (7.04). В отношении неправительственных организаций отсутствует какое-либо давление в России, о котором часто говорится в прессе, и финансируемые из-за границы учреждения не запрещены в стране, однако «Россия должна знать, кто получает и как применяет данные средства», приводит слова президента газета.
Сообщая о совместном открытии лидерами России и Германии Ганноверской промышленной ярмарки, Zaman (8.04) цитировала канцлера Ангелу Меркель, согласно которой Москва и Берлин должны вести интенсивную дискуссию и находиться в активном диалоге по вопросу о неправительственных организациях. Дав оценку экономическим достижениям России, Владимир Путин отметил, что российская экономика достаточно сильна, и, несмотря на глобальный финансовый кризис, Россия сохраняет позитивную динамику роста (Zaman, 8.04).
В центре внимания Cumhuriyet (8.04) - отношения России и Китая, для которых характерна единая позиция в СБ ООН, противостоящая инициативам США и Европы по вмешательству во внутренние дела таких развивающихся стран, как Иран, Ливия, Сирия. Для Китая, стремящегося сохранить политическую стабильность в условиях стремительного развития капитализма, особым смыслом обладает опыт СССР, констатирует издание. Ответственность за распад СССР руководство Китая возлагает не на социалистическую модель, а на политику Горбачева, бюрократическую фоссилизацию, коррупцию, разрушительное влияние Запада.
Ряд изданий выносит на первый план отношения России с постсоветскими государствами. Zaman (6.04) фиксирует рост в Армении оппозиционных по отношению к России и Ирану настроений, которые ориентированы на нормализацию отношений Армении и Турции. Оппозиция выступает с критикой действующего руководства Еревана за возрастающую зависимость от России и повышение в стране влияния Ирана, поскольку это лишает Армению каких-либо других альтернатив для развития и, в первую очередь, экономических связей. Замороженное состояние отношений Еревана и Анкары приводит к неуклонному сокращению влияния Турции на Кавказе, подчеркивает автор.
Россия и Иран вызывают беспокойство Азербайджана, отмечает Star (8.04). Россия намерена создать такую политическую атмосферу в Азербайджане, которая отвечала бы ее интересам, полагает обозреватель. С этой целью Россия использует такие инструменты, как, например, мобилизация этнической идентичности одного из кавказских народов - лезгин, которые проживают на территории России и Азербайджана. В частности, представителями данной этнической группы озвучиваются заявления о независимости и объединении с Россией, и, что примечательно, это происходит в тот момент, когда Россия предъявляет Азербайджану определенные требования. Все это позволяет России повышать свое давление на Азербайджан, при этом Баку нацелен на выход из сложившейся ситуации благодаря проведению сбалансированной политики.
Интерес Zaman (6.04) был прикован к перспективам российско-турецких отношений в свете итогов проведения в МГИМО круглого стола тюркологов с участием деятелей науки, журналистов, студентов. Одни эксперты подчеркивали сохранение различных подходов России и Турции во многих сферах международных отношений, однако склонялись к той точке зрения, что определяющей является долгосрочный курс на развитие двусторонних торгово-экономических связей. Вместе с тем, звучали мнения, согласно которым расхождения Москвы и Анкары по сирийскому вопросу не распространяются на проблемы всего ближневосточного региона. Так, Россия и Турция разделяют схожие позиции по ядерному досье Ирана или палестино-израильскому вопросу. Издание также обратило внимание на экспертное мнение, в котором отмечалось, что Турция на сегодняшний день не отказалась от начатой в 1990-х годах политики, направленной на создание «тюркского союза» и приобретение права голоса в Средней Азии, при этом данная политика служит интересам США и Европы.
Развивая тему отношений России и Турции, Bugün (6.04) информирует о подписании Ассоциацией российско-турецких предпринимателей и Российским союзом строителей договора о сотрудничестве, который нацелен на содействие выходу турецких строительных фирм на российский рынок и придание импульса их деятельности в России.
Сообщая о предстоящем визите в Турцию министра иностранных дел Сергея Лаврова, Cumhuriyet (5.04) обращает внимание на тот факт, что он состоится вслед за визитом в Турцию госсекретаря США Джона Керри. Что касается повестки дня визита Сергея Лаврова, к сирийскому вопросу и торгово-экономическим отношениям государств издание добавляет энергетическое сотрудничество стран, прежде всего в рамках строительства АЭС в Аккую. Отмечается, что в отношении данного проекта в последнее время в адрес Турции Россия выражает недовольство определенными бюрократическими проволочками. Сирийский кризис, полагает издание, также будет рассмотрен с точки зрения избрания Гассана Хито главой переходного правительства в Сирии и предоставления ему места Сирии в Лиге арабских государств. В то время, как Анкара желает, чтобы Москва воспринимала Хито в качестве стороны для переговоров, Россия не одобряет противостояние Хито диалогу с правительством Дамаска и призывы к осуществлению внешнего вмешательства.
Hürriyet (7.04) и Olay (8.04) сообщили об отправке Россией отряда военных кораблей Тихоокеанского флота в Сирию, который, как предполагается, к середине мая достигнет берегов Сирии в Средиземном море. Отмечается, что в сирийский порт Тартус российские корабли доставят «неизвестный» груз, при этом по пути в Сирию корабли зайдут во Вьетнам и Иран.
В результате давления Турции вместо участия в тендере на разработку месторождений кипрского газа энергетические гиганты «выстраиваются в очередь» за ливанским газом, пишет Türkiye (7.04), ссылаясь на кипрские СМИ, которые в качестве причины «незаинтересованности» в кипрском шельфе таких государств, как Россия, Великобритания, США, Норвегия, называют «угрозы Турции». Как отмечается в публикации, запасы газа в исключительной экономической зоне Кипра превышают ливанские, кроме того, по сравнению с Кипром, в Ливане продолжает сохраняться политическая нестабильность.