Педагогика Монтессори, Штайнера, Френе… Альтернативные школы привлекают все больше и больше родителей. Их представители передали свои предложения правительству в рамках подготовки законопроекта школьной реформы, однако так и не были услышаны властью.
Альтернативные школы? Сложно представить себе, что они из себя представляют. Вообще, такая идея представляется многим своего рода утопией с серьезной примесью системы «ребенок-король».
Как бы то ни было, хотя этим учреждениям зачастую непросто избавиться от прилипших к ним клише, а практическому применению их методик сложно дать точную оценку за неимением официальных исследований, по утверждениям их представителей, к ним обращаются все больше родителей, которые видят здесь решение проблем нашей образовательной системы.
Среди общего числа 20 000 учеников начальных классов частных школ, примерно 2 500 обучаются в учреждениях с методикой Штайнера и еще примерно 3 500 - по методике Монтессори. Не стоит забывать также и о методике Френе которая применяется учителями в государственных школах.
Особая система оценок, индивидуальная программа и темпы обучения, классы из детей разных возрастов… Как утверждается, такие методики направлены на наиболее эффективное развитие талантов и способностей ребенка. В рамках текущей школьной реформы учреждения Монтессори, Штайнера и Френе представили правительству свои дорожные карты (в виде списка предложений, либо, в случае Монтессори, совместной с другими платформы) наравне с прочими представителями школьной системы. Тем не менее, утверждают они, их инициативы не привлекли к себе особого внимания.
Читайте также: Педагогика подавленных
Предложение №1: ребенок как ключевая часть методики
Дело в том, что для Монтессори «главная забота - это ребенок», утверждает директор Французской ассоциации Монтессори Патрисия Спинелли (Patricia Spinelli). Она стремится к тому, чтобы в обучении детей на первое место вышла логика успеха, а не конкуренции. Последние 40 лет она применяет на практике педагогическую методику знаменитого итальянского врача.
В чем же заключается концепция? В том, чтобы позволить ученику продвигаться вперед в собственном ритме с помощью специальных учебных материалов, которые состоят из различных игр и деревянных игрушек. «Ребенок - это не сосуд, который нужно наполнить, а источник, которому не нужно мешать», - утверждала Мария Монтессори (Maria Montessori). Другими словами, учитель должен всего лишь помогать, потому что «самостоятельная работа ребенка наводит его на размышления о собственных поступках».
Национальная система образования в корне с этим не согласна. «Наш подход полностью отличается от тех школ, которые следуют программе без учета развития ребенка», - говорит Патрисия Спинелли.
То же самое утверждает и Анри Даан (Henri Dahan), главный представитель федерации Штайнер-Вальдорф: «Национальная система образования предлагает неполную программу, тогда как мы занимаемся педагогикой в духе расширения».
Они предлагают облегчить программу и разработать целую серию различных подходов к обучению так, чтобы поднять общий уровень и поддержать равенство возможностей. Их мысль заключается в том, что развитие ребенка должно отойти от приобретения чисто теоретических знаний в сторону практических и художественных занятий (скульптура, музыка, поэзия, садоводство…).
Также по теме: Курсы православия в школах - церковь недовольна цифрами
Учителю отводится большое место в жизни открывающего для себя мир ребенка. В классе формируется семейная обстановка, и главный преподаватель ведет своих учеников вплоть до перехода в среднюю школу.
Антропософический подход Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner) представляет собой смесь духовности и знаний. Из-за этого, кстати говоря, его школу в некоторых случаях относили к сектантским движениям.
Предложение №2: нацеленность на успех
«На нас легко навесить ярлык», - признает Томас Клюг (Thomas Klug), который в прошлом закончил школу Штайнера. Этот парижский дизайнер гордится своим образованием, однако недоволен недостаточной открытостью общественного мнения и национальной образовательной системы, «в которой детей загоняют в рамки, подводят под единый формат и готовят как товар для сбыта».
Как отмечает Анри Даан, в этом и заключается парадокс школы Штайнера: хотя ее методика направлена в первую очередь на реальную жизнь, она остается на периферии системы. «Мы кажемся неким обособленным пространством, но просим лишь сотрудничества с образовательной системой», - подчеркивает он.
Читайте также: Почему все больше американцев получают высшее образование?
Но могут ли эти различия привести к успеху? Анн Вилли (Anne Willi) приводит в подтверждение собственный опыт. Она поступила в школу моды после обучения по программе Штайнера и сегодня руководит собственной компанией. «Несмотря на сильнейшую конкуренцию в этой среде, я ощущала уверенность в собственных силах, тогда как другие паниковали, - вспоминает она. - Школа научила меня верить в себя и доводить до конца начатые проекты. У Штайнера обучение происходит на практике».
Цена этого успеха колеблется от 1 500 до 3 500 евро на ребенка в год в зависимости от учреждения. То же самое относится и к школам Монтессори, которые берут в среднем 3 500 евро в год. При таких расценках школы, хотят они того или нет, приобретают оттенок элитизма.
Предложение №3: подготовка преподавателей
Методика Френе в свою очередь стремится охватить как можно больше детей. Хотя подготовка преподавателей является неотъемлемой частью любой педагогической методики, здесь основная идея заключается в сочетании практических навыков и научных познаний в учебном процессе.
В отличие от программ Монтессори и Штайнера данная методика применяется в государственных школах с согласия учителей. В настоящий момент этот курс прошли 10 000 человек, и бывает, что такой педагогики придерживаются целые школы.
Также по теме: От чего зависит успеваемость в школе?
Президент Кооперативного института современной школы педагогики Френе Кристиан Руссо (Christian Rousseau) называет творчество, сотрудничество и независимость учеников основами организации классной работы. «Здесь родителям не обязательно известно название нашей методики, но они довольны ее результатами», - говорит он.
Ему хотелось бы, чтобы государство присмотрелось к успехам его методов. В частности это касается перехода на пятидневную учебную неделю, отмены оценок и важности персонального подхода к развитию каждого ученика.
Предложение №4: чуть больше внимания к предложениям № 1, 2 и 3?
Министерство образования в свою очередь, не собирается учитывать эти предложения, потому что данные методики «приняты лишь в очень немногих учреждениях». Пусть даже последние несколько лет эти школы и развиваются быстрыми темпами. Во Франции уже сейчас насчитывается около ста школ Монтессори, а будущем их появится еще больше при наличии требуемого для того финансирования. И если два десятилетия тому назад школ Штайнера было всего восемь, то сейчас их число подошло к 20.
«Мы уже не знаем, что делать с таким числом заявок, - утверждает Патрисия Спинелли. - Части людей приходится отказывать». Такой успех, по ее словам, связан с «неспособностью национальной образовательной системы прилечь тех родителей, которые хотят, чтобы их дети были счастливыми».
Читайте также: По ту сторону запрещенного образования
В конечном итоге, сама «альтернативность» этих школ играет им на руку. «Они не страдают от изоляции и хотят сохранить свой особый статус. Долгое время они вообще не хотели иметь дел с государственными институтами. Они разыгрывают карту особенности», - считает директор Французского института образования Мишель Люссо (Michel Lussault). Хотя он и признает, что не проводил исследований альтернативных школ (единственное исключение - это школа Френе в Вансе, с которой в настоящий момент ведется работа), он все же отмечает «некий дискомфорт по поводу этих педагогических методик, которые государство решило не вносить в число приоритетов».
Бывший депутат от партии «Союз за народное движение» Жан-Марк Несм (Jean-Marc Nesme) придерживается еще более жесткой позиции. Он оказался единственным политиком, который открыто заявил о необходимости признания государством этих школ. Он недоволен «аутизмом Министерства образования, которое по-прежнему не желает пойти на открытость. В интересах ребенка необходимо учитывать все возможные альтернативы».
Как бы то ни было, принятый национальным собранием законопроект по переустройству школьной системы не принес никаких сюрпризов: альтернативные школы так и остались на периферии национального образования.