26 апреля, когда политически активная публика внимательно следила за боями вокруг телеканала ТВi, в Верховной раде внезапно появился сенсационный законопроект.
Этот документ призван снять все преграды для будущей приватизации украинской газотранспортной системы.
Собственно, разговоры о возможных манипуляциях с трубой идут уже давно. Более того, несколько месяцев назад вероятность сдачи ГТС России была как никогда велика.
Однако, как утверждали информированные источники, от такой идеи вроде бы отказались. Об этих событиях «Экономическая правда» писала подробно и не раз.
Согласно сообщениям, ситуация выглядела несколько странно. Президент Виктор Янукович якобы несколько раз предлагал президенту РФ Владимиру Путину «трубу» в обмен за скидку на газ и несколько раз передумывал. Путину эти игры надоели, и он перестал говорить на эту тему.
Мотивация Януковича понятна. Впереди президентские выборы 2015 года, а экономика полумертвая, денег нет. Не в последнюю очередь это произошло из-за заоблачной цены на российский газ по «контракту имени Юлии Тимошенко».
Отдав ГТС России, можно было бы рассчитывать на ослабление «газовой удавки» и смотреть в 2015 год с большим оптимизмом. Однако Кремль хочет полной капитуляции и установления тотального контроля над Украиной. Это понимают даже на Банковой.
Читайте также: Украина испытывает словацкий газовый маршрут
Захочет ли Кремль видеть следующим президентом Януковича? Большой вопрос. Тем более, учитывая категорическое неприятие Москвой украинского «Папы» и птенцов из его «Семьи».
Таким образом, по имеющейся информации, было принято решение показаться более «демократичным» Международному валютному фонду и Евросоюзу. Там дадут спасительные деньги, которые позволят избежать сдачи на милость жесткого Путина.
Однако требования Запада для Януковича также не из лучших. Пришлось выпустить Юрия Луценко, и, очевидно, придется выпускать Юлию Тимошенко. Не менее «интересны» экономические требования МВФ, из которых наиболее существенные – увеличение цены на газ для населения и девальвация гривны. И как в таких условиях выигрывать президентские выборы?
Но вдруг Кабмин вносит в парламент документ, открывающий двери для приватизации «трубы». На «трубу» вроде бы претендует только Россия. Итак, логичным предположением является то, что с Москвой все-таки договорились. Об этом законопроекте ЭП уже писала и даже приводила вероятный сценарий сдачи ГТС России.
Однако оказалось, что все не так просто. При внимательном прочтении законопроекта оказывается, что ГТС может быть не единственной целью документа. Более того, возникает вопрос, затевается ли эта игра исключительно ради газовой трубы.
Также по теме: Вместо газа Янукович с Путиным обсудили Таможенный союз
Роль «Семьи»
Так что, как и полагается в таких случаях, законопроект по ГТС носит туманное название: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования НАК «Нафтогаз Украины». Все интересные вещи в Украине, как правило, происходят с целью реформирования, углубления и улучшения.
В парламент документ попал от имени премьера Николая Азарова, а пояснительную записку к нему подписал «семейный» министр энергетики Эдуард Ставицкий. В публичном пространстве законопроект «отмывали» также Ставицкий и первый вице-премьер, финансовый директор «Семьи» Сергей Арбузов.
Первый говорил, что «можно продать более половины газотранспортной системы, если это будет выгодно для государства». «В Евросоюзе есть страны, в которых не стоит вопрос о 50% плюс одна акция – государство владеет меньшей частью ГТС. Однако это не создает проблем, так как права каждого миноритарного акционера защищены», – объяснял он.
Арбузов же убеждал : «Этот шаг необходимо было сделать, чтобы продолжить реформы в отрасли. Он продиктован пожеланиями ЕС, чтобы навести порядок. Законопроект подан, и я надеюсь, что в Верховной Раде будет единство для принятия решений».
Из этого следует, что законопроект о продаже «трубы» рождался по благословению верховного руководства корпорации «Семья».
Впрочем, не следует забывать, что «младореформаторов» в России, мягко говоря, не очень любят. Например, в «Газпроме» категорически отказываются обсуждать газовые дела со Ставицким. Или «Папа» все-таки решил сдаваться Кремлю?
Читайте также: Зачем Украине азербайджанский газ?
Сомнения по этому поводу посеял один из уважаемых членов Партии регионов. «Проект принят не будет. Он даже профильного комитета не пройдет. Сначала президент должен четко сказать, куда мы идем: в Россию или в Европу», – сказал он ЭП в частной беседе.
Была озвучена и другая мысль: законопроект будет принят, но не ради России, а с целью банального «дерибана» нефтегазовой отрасли между группировками самой власти.
Так что имеются две версии. Первая – газовую трубу сдадут России. Вторая – газовую трубу вместе со всей государственной нефтегазовой отраслью «расплят» между своими.
Косвенное подтверждение одной из них поступило от неожиданного источника – Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, через которое, по процедуре, проходят все законопроекты перед рассмотрением в комитете.
Мнение юристов
14 мая на сайте парламента был опубликован вывод этого парламентского ведомства относительно того самого проекта закона – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования НАК «Нафтогаз Украины».
Обычно эту формальную бумажку никто не читает. А зря. Именно в этом документе, который будет сопровождать законопроект во время парламентских разбирательств, содержится следующий вывод.
Также по теме: ЕС все же отделит режим Януковича от украинского общества?
«По результатам рассмотрения в первом чтении проект закона целесообразно вернуть на доработку с учетом высказанных замечаний и предложений».
Почему же юридическое управление предлагает депутатам «завернуть» правительственную инициативу по столь чувствительному вопросу, публично поддержанному всесильной «Семьей»? Замечаний ровно пять, и уже первое из них открывает глаза на все прелести правительственной игры.
В подписанной Ставицким пояснительной записке отмечалось: принятие проекта позволит осуществить реформирование «Нафтогаза», «направленное на повышение экономической эффективности отрасли, что будет соответствовать требованиям законодательства ЕС в связи с присоединением Украины к договору о создании Энергетического сообщества и способствовать усилению энергетической независимости Украины».
Однако, по мнению парламентских юристов, «значительная часть положений проекта имеет более общий характер, нежели приведение статуса «Нафтогаза» в соответствие с обязательствами Украины по протоколу о присоединении к договору».
Дело в том, что действие этих законодательных положений распространяется на все государственные и коммунальные предприятия, а не только на «Нафтогаз», отмечают в парламенте.
«Например, изменения в статью 9 закона «Об управлении объектами права государственной собственности «будут позволять Кабмина отчуждать все корпоративные права государства вне законодательства о приватизации», – говорится в документе.
Также, по мнению юристов, изменения в части 1 статьи 11 проекта позволят передавать корпоративные права государства любым хозяйственным обществам.
Читайте также: Не так страшна Украина, как ее малюют
«В то же время изменения в части 9 настоящей статьи предоставляют Кабмину право отчуждать недвижимое имущество объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации», – отмечается в заключении.
«При таких условиях название проекта не соответствует его содержанию. В связи с этим предлагаем исключить из проекта все изменения в указанные законы, не имеющие непосредственного отношения к реформированию «Нафтогаза», или же откорректировать их таким образом, чтобы сфера их действия ограничивалась указанным реформированием», – говорится в документе.
Во втором замечании управления основная мысль только усиливается. Юристы обращают внимание, что «Нафтогаз» включен в перечень объектов, не подлежащих приватизации, утвержденного соответствующим законом.
«В связи с этим решение, касающееся изменения его статуса, должно приниматься только после исключения «Нафтогаза» из названного перечня, поскольку передача его другим юридическим лицам, которые будут образовываться на его базе, может привести к изменению его владельца», – говорится в заключении.
Третье замечание касается непосредственно «трубы». Так, правительственным законопроектом предлагается установить, что приватизация госпредприятий, «дочек» «Нафтогаза», которые занимаются транспортировкой по магистральным трубопроводам и хранением в подземных хранилищах, осуществляется по решению Кабмина.
Также по теме: Четыре конца «украинской трубы»
«Было бы целесообразно на законодательном уровне определить принципы приватизации соответствующих предприятий, в частности, то, как должна определяться стоимость соответствующих объектов приватизации, способы их приватизации (желательно на открытом конкурсе), и обеспечить сохранение в государственной собственности «блокирующего» пакета акций», – отметили юристы.
В принципе, дальше можно не читать. Четвертое и пятое замечания касаются больше технических моментов.
Выводы
Что же на самом деле написали юристы? Прежде всего то, что правительственный законопроект открывает путь для перехода в частные руки «Нафтогаза» и всех его производных. Включительно с «Укртрансгазом», который занимается транспортировкой топлива.
При этом документ откроет огромное «окно возможностей», поскольку не нормирует ни оценку объектов, ни способ приватизации, ни сохранения за государством «блокпакета».
Грубо говоря, «Семья» сможет даже без декоративного конкурса и за бесценок получить, например, «Укртрансгаз» только по решению контролируемого ею правительства.
Но и это не все. Как свидетельствует первое замечание юристов, законопроект можно будет использовать не только для приватизации нефтегазовой отрасли, но и всех государственных корпоративных прав, то есть вообще всего государственного. Даже того, что запрещено приватизировать: стратегических объектов, от которых зависит жизнедеятельность страны.
Экс-руководитель ФГИ Александр Бондарь в комментарии ЭП заявил, что отрицательное заключение научно-экспертного управления Верховной Рады ничего не решит.
Читайте также: «Украинский выбор» - не выбор Украины
«Это управление почти всегда дает отрицательное заключение. Это никоим образом не влияет на прохождение законопроекта. Если на то есть воля Администрации президента и Кабмина, этот законопроект пройдет Раду», – сказал он.
По его словам, скупать голоса в парламенте стало трудно и дорого, поэтому власти решили отодвинуть депутатов от приватизации и сосредоточить эти полномочия в правительстве.
Другой экс-руководитель Фонда госимущества, депутат от Партии регионов Михаил Чечетов утверждает, что этот законопроект призван выполнить требования Евросоюза.
«В чужой монастырь не нужно идти со своим уставом. Хочешь в их монастырь – принимай их устав. Мы подписали энергетическую хартию, которая открывает двери в Европу. Этот закон выписан в контексте реализации европейской Энергетической хартии», – сказал он.
По словам Чечетова, законопроект будет «полностью принят». «Думаю, в мае документ будет внесен в парламент. То, что ему уготован положительный финал, у меня сомнений нет», – сказал он.
В то же время, отвечая на вопрос, не приведет ли его принятие к тому, что все приватизационные вопросы будет решать только Кабмин, «регионал» сказал: «Это функции исполнительной власти. Исполнительная власть, она что – не украинская? Это же власть Украины».
Можно предположить, что правительство президентской «Семьи» затеяло грандиозную аферу, и газотранспортная система здесь лишь один из элементов. Основная цель – одним ударом отодвинуть строптивый парламент и получить грандиозную возможность для –»дерибана» всей государственной собственности.
Пока все будут говорить о хищной России, «правильные пацаны» могут тихо «распилить» между собой газотранспортную систему вместе со всеми другими стратегическими объектами.
Перевод: Антон Ефремов.