Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Усиливающиеся российские репрессии против НКО распространяются на природоохранные и культурные организации

Кремль уже довольно давно оказывает давление на «политические» неправительственные организации, получающие финансирование из-за рубежа. Но сейчас он нацелился и на неполитические группы, скажем, на кинофестиваль ЛГБТ и на организацию, пытающуюся спасти сибирских журавлей

© РИА НовостиСтраница сайта Международного кинофестиваля «Бок о бок»
Страница сайта Международного кинофестиваля «Бок о бок»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль уже довольно давно оказывает давление на «политические» неправительственные организации, получающие финансирование из-за рубежа, которым приказано зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов». На русском языке этот термин имеет дополнительную смысловую ассоциацию – шпион. Но сейчас он нацелился и на неполитические группы на кинофестиваль ЛГБТ и на организацию, пытающуюся спасти сибирских журавлей.

Москва – Продолжает расти число российских неправительственных организаций, которым приказано зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов». На русском языке этот термин имеет дополнительную смысловую ассоциацию – шпион. По данным российского Министерства юстиции, в конечном итоге количество таких «иностранных агентов» может вырасти до 100.

Как говорят российские защитники нового закона, он разработан по образу и подобию американского закона о регистрации иностранных агентов FARA. В соответствии с этим законом, организации, получающие иностранное финансирование в любом объеме и занимающиеся деятельностью, которую власти считают «политической», должны нацепить на себя этот обличающий ярлык «иностранного агента» и носить его у всех на виду, демонстрируя повсюду – в публикуемых материалах и в своей деятельности. В противном случае им грозят серьезные штрафы, а после трех предупреждений - принудительное закрытие.

Но в отличие от закона FARA, отчеты в рамках которого для конгресса содержат почти исключительно названия фирм по связям с общественностью и организации общественного мнения, государственных корпораций, платных лоббистов иностранных государств, а также недипломатических представительств зарубежных стран в США, российские власти забросили свою сеть для отлова огромного количества активных групп гражданского общества, аналоги которых в США почти полностью отсутствуют в отчетах конгрессу.

Акция активистов ЛГБТ-движения у здания Госдумы РФ


Читайте также: Закон об иностранных агентах подвергает опасности демократию


И похоже, что сеть эта забрасывается все шире. Первыми за отказ регистрироваться в суд приволокли и оштрафовали те организации, чья деятельность давно уже вызывает раздражение у Кремля, и которым были четко обещаны репрессии. Среди них независимая организация по наблюдению за выборами «Голос», которую на прошлой неделе оштрафовали во второй раз, крупнейшая в России правозащитная организация «Мемориал», и как минимум одна региональная ассоциация солдатских матерей, которая наиболее эффективно борется за права призывников и за военные реформы.

Но в последние недели в прокурорских перечнях организаций, которым приказано зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов», появились названия, говорящие о том, что власти расширяют свои списки и охватывают все новые направления.

Хотя вначале власти обещали, что действие закона не будет распространяться на организации, занимающиеся защитой окружающей среды, живой природы и прав детей, в последние дни прокуратура внесла в свои списки несколько таких групп. Среди них оказалась некоммерческая организация из подмосковной Истры «Помощь больным муковисцидозом», которая, согласно сообщениям прессы, вызывала раздражение у Министерства здравоохранения, подвергая сомнению его методы работы. Кроме того, в понедельник прокуратура внесла в свои списки экологический фонд с Дальнего Востока России, который работает в рамках международного проекта по спасению редких сибирских журавлей.

Также по теме: Притеснение НКО в России

Еще одна привлеченная к суду группа - это получившая премию Голдмана «Байкальская экологическая волна». Ее руководитель Марина Рихванова как-то убедила президента Владимира Путина отвести маршрут вызвавшего большие споры нефтепровода в сторону от девственной экологической зоны сибирского озера Байкал.

В понедельник живущая в Иркутске Рихванова сказала по телефону, что ее организация только что получила официальное уведомление из местной прокуратуры, в котором говорится, что она должна зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». В противном случае на нее будет наложен первый штраф в сумме 500000 рублей (примерно 15000 долларов), а на ее руководителя в сумме 100000 рублей (чуть больше 3000 долларов).

«Мы не намерены соглашаться с таким ярлыком и регистрироваться, - заявила Рихванова. – Мы будем протестовать, мы обратимся в суд. Это нелепо. В прошлом они проводили у нас обыски, и никаких иностранных агентов не нашли. Я полагаю, что прокуратура получила свежие указания найти несколько новых иностранных агентов».

Задержания участников митинга "Марш миллионов" в Москве


Еще одно маловероятное место для поиска «иностранных агентов» - это проводимый в Санкт-Петербурге ежегодный международный кинофестиваль «Бок о бок», на котором показываются российские и зарубежные фильмы на тему ЛГБТ-движения. Но на прошлой неделе суд Санкт-Петербурга оштрафовал этот фестиваль на сумму 15000 долларов за то, что его организаторы не выполнили требование о регистрации.

Читайте также: В России набирает обороты кампания против «иностранных агентов»

«Этот фестиваль был учрежден в России, он проводится в России, хотя мы получаем определенное финансирование из-за рубежа», - говорит его официальный представитель Менни де Гуэр (Manny De Guerre).

«Однако наше основное внимание обращено на культуру, и мы не делаем ничего политического. Цель в том, чтобы сформировать лучшее понимание проблем и реалий ЛГБТ, содействовать развитию толерантности в обществе. Мы занимаемся этим уже пять лет, и фестиваль работает. Мы создали пространство, где люди могут говорить об этих вещах. И мы не понимаем, как власти трактуют слово «политический», включая нас в данную категорию», - говорит де Гуэр.

«Мы не будем регистрироваться в качестве «иностранных агентов», потому что в России это вызывает множество подозрений по поводу нашей работы. В России это соответствует слову «шпион», так что регистрация будет означать, что мы враги. Кроме того, если зарегистрироваться, будет гораздо больше волокиты, у прокуратуры будут полномочия приходить и проверять нас, замораживать наши банковские счета, если на нас появится жалоба. Мы видим, к чему это ведет», - отмечает де Гуэр.

«Почему мы - единственный кинофестиваль, к которому предъявляются такие требования? Очевидно, что это связано с показом фильмов о ЛГБТ, - добавляет она. – В России в наши дни принимается немало гомофобских законов, поэтому наша деятельность идет вразрез с политикой государства. Здесь налицо политические мотивы, и закон этот применяется избирательно. Нас специально выбрали для применения таких мер, потому что мы – ЛГБТ».