Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Августовская облава: Россия не поможет, семьи продолжают борьбу

Долгое ожидание официального ответа российских властей по поводу документов, касающихся дела 600 жертв Августовской облавы, завершилось фиаско. Никакого международного сотрудничества не будет, ответила Россия.

© Фото : Wikipedia, Radosław Drożdżewski (Zwiadowca21)Крест в Гибах в память убитых в августовской облаве, Польша
Крест в Гибах в память убитых в августовской облаве, Польша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Известно, что расстрелять планировалась 592 человека. Ни один из них не вернулся домой, до сих пор неизвестно, где они были расстреляны, и где погребены их останки. Из обнаруженных Петровым документов стало известно, кто был ответственным за проведение казни: это советские генералы Иван Иванович Горгонов и Павел Васильевич Зеленин. Оба уже покойные.

Между 12 и 28 июля 1945 года советская армия задержала более семи тысяч жителей Сувалкского, Августовского и Сокольского районов. Все они сражались в рядах Армии Крайовой. Благодаря тайным донесениям начальника Главного управления контрразведки СМЕРШ Виктора Абакумова, которые обнародовал в прошлом году российский историк Никита Петров, известно, что расстрелять планировалась 592 человека. Ни один из них не вернулся домой, до сих пор неизвестно, где они были расстреляны, и где погребены их останки. Из обнаруженных Петровым документов стало известно, кто был ответственным за проведение казни: это советские генералы Иван Иванович Горгонов и Павел Васильевич Зеленин. Оба уже покойные.

Так называемая Августовская облава была самым масштабным советским преступлением против поляков после окончания Второй мировой войны. Историки называют это событие «малая Катынь».

Родственники жертв помнят, как уводили их отцов и матерей. Сейчас свидетелям преступления уже больше 80, они живут надеждой, что могилы их близких будут найдены, и там можно будет зажечь свечи.

«Эти люди уже не могут ждать, каждый из них задается вопросом, успеет ли он еще попасть на могилу матери или отца», — говорит историк Данута Кашлей (Danuta Kaszlej) — руководитель клуба имени Армии Крайовой в городе Августов.

Читайте также: Как Армия Крайовой стала мифом

Долгожданный ответ

Долгие годы семьи погибших умоляли польские власти сделать в этом деле шаг вперед. Заинтересовать руководство страны данной темой пытались также местные историки. «Если мы не будем поднимать эту тему на высшем уровне, мы никогда не доберемся до правды об этом страшном преступлении. Наши власти должны официально обратиться к российскому руководству с просьбой передать нам архивные документы», — неоднократно заявлял историк Ян Милевский (Jan Milewski), занимающийся изучением Августовской облавы.

В конце концов это было сделано. В 2011 году Отдел Комиссии по расследованию преступлений против польского народа в Белостоке при посредничестве Генеральной прокуратуры направил в Генпрокуратуру России запрос на оказание правовой помощи, в котором содержалась просьба предоставить копии телеграмм Виктора Абакумова. В них он сообщал Лаврентию Берии о планах ликвидации 592 человек, задержанных в ходе облавы.

«Мы просили также предоставить нам копии дел задержанных лиц, а также личных дел и свидетельств о смерти Ивана Горгонова и Павла Зеленина, которым был поручен расстрел», — сообщил прокурор Збигнев Куликовский (Zbigniew Kulikowski). «23 июля 2013 года Генеральная прокуратура Польской республики получила письмо от Генеральной прокуратуры РФ, датированное 19 июля 2013 года, из которого следует, что на основании статьи 2 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1954 года и статьи 17 польско-российского соглашения от 16 сентября 1996 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам "реализация запроса не представляется возможной"», — добавил прокурор.

Также по теме: Россия отказалась реабилитировать жертв облавы в Августовских лесах


Мы будем бороться до конца

«Расследование обстоятельств Августовской облавы на этом не завершится. Любая правда должна быть обнародована, — говорит Данута Кашлей. — Еще живы родственники погибших, люди, которые не откажутся от борьбы. Мы будем продолжать нашу деятельность и, если будет нужно, кричать еще громче. Катынское дело тоже казалось проигранным, но в итоге все удалось. Я убеждена, что с делом Облавы будет то же самое. Мы будем добиваться соблюдения своих прав в Страсбургском суде».