Миру ничего не доказать - таким грустным и правдивым был вывод бывшего легионера, живущего вблизи Лос-Анджелеса латышского художника Карлиса Смилтенса, который в свои 90 лет убедился в невозможности сделать понятной широкой международной общественности трагическую судьбу Латвии во время Второй мировой войны. Хотя бы внести ясность о тех условиях, которые продиктовали соответствующий выбор. Однако это почти что невозможно, и это должны усвоить многие нации, в особенности небольшие.
В этом за более чем 20 лет могла убедиться также Грузия. Пережившее немыслимое экономическое и военное давление, наконец, «освобожденное» от 20% своей территории, это государство и сегодня пытается рассказать миру об агрессивной деятельности России вблизи нынешней границы между обеими сторонами. В пятую годовщину военного вторжения России посольства Грузии, где таковые имеются, распространили для СМИ соответствующих стран заявление о грубых нарушениях прав человека. С указанием, что российское военное присутствие является главным препятствием для того, чтобы изгнанные из своих домов грузинские беженцы могли спокойно вернуться. Но это невозможно, по меньшей мере, до тех пор, пока русские будут игнорировать даже те документы, которые они сами подписали, в конкретном случае - соглашение от 12 августа 2008 года об отводе армии на прежние позиции. Вместо этого произошло обратное – количество российского наступательного вооружения вблизи границ возросло, что усиливает опасения Тбилиси по поводу будущего.
Читайте также: Саакашвили обнародовал детали переговоров с Путиным
Судя по минимальному международному резонансу, который вызывает проблема грузин, а также оценивая поведение Кремля, можно порекомендовать Тбилиси вооружиться огромным терпением в надежде когда-нибудь вернуть утраченные земли. Просто нет никакого способа, как бывшие автономии Грузии могут снова стать нормальной составной частью этого государства. Это абсолютно невозможно потому, что между Грузией и Россией существуют непреодолимые разногласия, связанные со стремлением грузин присоединиться к семье евроатлантических государств, и пока будет так, никакое взаимопонимание при контактах с Кремлем просто невозможно. На это недавно указал также ошибочно считавшийся в свое время либералом премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он «мягким» способом дал понять грузинскому телеканалу, насколько нежелательно вступление этого южнокавказского государства в НАТО. Это очередная попытка запугивания и подтверждение старомодного геополитического мышления российского премьера, что еще больше может побудить грузин к скорому вступлению в альянс. В свою очередь, улучшение отношений с Москвой возможно совершенно нереальным способом – в том случае, если Тбилиси откажется от прозападного курса (который с течением лет стал вполне естественным состоянием этой страны), заявив о желании присоединиться к руководимым Россией организациям, например, к СНГ.
Повлиять на мнение международной общественности сложно, это зависит от распределения сил и от политических реалий. По этой причине Россию, которая жестоко спланировала и совершила вторжение в Грузию, уважают не меньше, чем Тбилиси.
Перевод: Лариса Дереча.