До зимней Олимпиады в Сочи остается меньше месяца, и мы уже начали поиски великих олимпийских сюжетов, героев, а также их личных (иногда мелких и пустячных) драм и сопутствующего этому соперничества. На прошлой неделе в свете прожекторов оказалась Линдси Вонн (Lindsey Vonn), одна из самых знаменитых и прославленных горнолыжниц, которая была готова вернуться на Олимпиаду, но вместо этого будет вынуждена остаться дома из-за новой травмы колена (слава богу, ей нашлась достойная замена в лице быстро восходящей звезды – 18-летней Микаэлы Шифрин (Mikaela Shiffrin)).
В эти выходные драма героев и их характеров разыгралась в Бостоне, где главные американские фигуристы боролись за чемпионские титулы и, по всей видимости, за путевку в Сочи. Обычно в состав олимпийской команды отбирают лучших финалистов в каждом разряде: женском, мужском, парном и в танцах на льду. Американским женщинам в этом году выделили три путевки на Олимпиаду, основываясь на результатах фигуристок на чемпионате мира 2013 года. Но когда в воскресенье завершился чемпионат США, и было объявлено, кто войдет в состав женской олимпийской сборной, занявшая третье место Мираи Нагасу (Mirai Nagasu) осталась за бортом. Вместо нее отобрали двукратную чемпионку США Эшли Вагнер (Ashley Wagner), которой досталось четвертое место из-за неудачного падения в финальной стадии чемпионата. Она поедет в Сочи вместе с Грэйси Голд (Gracie Gold) и Полиной Эдмундс (Polina Edmunds), которые заняли первое и второе место, соответственно.
Многие обозреватели закричали, что это нечестно, отметив беспрецедентный характер принятого решения, а также его неплохой результат. Теперь в составе команды в Сочи отправится идеальное трио: фигуристка со значимым именем Грэйси Голд, 15-летняя дебютантка Эдмундс, которую уже сравнивают с любимицей всей Америки Тарой Липински (Tara Lipinski), и Вагнер, ставшая национальным символом этого вида спорта и уже сегодня оказавшаяся в центре внимания олимпийских репортажей на NBC. Между тем, Нагасу заняла в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере четвертое место, однако в последующие годы каталась очень неровно. В Бостоне она состязалась без тренера, и эксперты в мире фигурного катания восприняли этот шаг словно очевидный признак умопомешательства. «Я могу с этим не соглашаться, но мне приходится с уважением относиться к решению федерации», – сказала Нагасу. И ничего особенного в том, что в четверке финалисток она оказалась единственной фигуристкой, не упавшей во время финального катания.
Крики фанатов о несправедливости по духу можно отчасти назвать правильными, одна технически они безосновательные, если думать не о духе, а о букве закона. Американская федерация фигурного катания отказывалась от практики отбора по результатам национальных чемпионатов и перед прежними Олимпиадами. Но обычно такое бывало, когда спортсмены получали травмы, как было с Нэнси Керриган (Nancy Kerrigan) в 1994 году, а не когда они показывали слабые результаты. Президент федерации Патришия Сент Питер (Patricia St. Peter) объяснила, почему предпочтение было отдано Вагнер, а не Нагасу: «Федерация фигурного катания США при отборе команды учитывает не только это соревнование. Она учитывает результаты и участие в состязаниях за год с лишним. А у Вагнер самые большие заслуги и достижения из числа спортсменок женского разряда». Действительно, пятое место Вагнер на чемпионате мира 2013 года помогло США выйти на третье место в женском одиночном разряде в Сочи. Тем не менее, эти доводы кажутся несколько противоречивыми, поскольку решение об отборе в олимпийскую команду фигуристок, принимаемое после национального чемпионата всего за несколько недель до Олимпиады, основано на идее о том, что те спортсменки, которые показывают хорошие результаты сейчас, будут показывать их и дальше. После слабого субботнего выступления Вагнер сказала, что ее подавляло «мощное освещение и большое шоу». Но в Сочи освещение будет еще ярче, а шоу – еще масштабнее.
Федерации, министры спорта, делегации, тренеры, судьи, люди власти с такими именами, как Патришия Сент Питер. Именно из-за них Олимпиада так завораживает, а у некоторых болельщиков зачастую вызывает отчаяние и недовольство. Возникает мысль о невидимых силах, которые дирижируют событиями и предопределяют результаты. Это привлекает СМИ, но вызывает сомнения в чистоте состязательного процесса. Как и в любых историях-страшилках, вымысла здесь, конечно же, больше, чем правды. Но ощущение того, что нам не следует слишком сильно верить своим глазам – оно прочно прилипло к Олимпийским играм.
Фигурное катание – это исключительно привлекательный вид спорта. Он требует скорости, силы, изящества, точности и железной выдержки. А к этому (к худу ли, к добру ли) мы (и NBC) добавляем драму. Здесь и анализ, который все слушают, затаив дыхание, и музыка, и блестящие наряды. Здесь объятия, слезы, цветы на льду. Но над всем этим возвышаются строгие на первый взгляд судьи, которым принадлежит последнее слово – часто сомнительное и подозрительное. Скандалы с судейством в последние годы только усиливают наши сомнения относительно основополагающей справедливости спорта. Постоянные зрители достаточно хорошо знакомы с фигурным катанием, чтобы отличить хорошее выступление от плохого (а действительно ли она упала?). Но их озадачивает, ставит в тупик и злит система подсчета баллов и правила, а также решения, которые становятся для них неожиданностью. Смотреть фигурное катание на Олимпиаде – это примерно то же самое, что наблюдать за другими олимпийскими соревнованиями: мы бдительно следим за ошибками, но не знаем точно, как их судить.