С начала воздушных ударов в августе этого года по Исламскому Халифату в Сирии и Ираке и вплоть до штурма курдского Кобане новая коалиция совершила около 4800 вылетов. Из них только 362 вылета увенчались непосредственным нанесением удара с воздуха. Это менее 10 ударных вылетов в сутки. Воздушные заправщики вылетали 1300 раз. Все остальное — разведка, уточнение целей, поиск и т.п. И, как оказывается, просто угрожающая психическая показуха, что, мол, «смотрите, джихадисты, мы рядом, здесь в воздухе, мы следим за вами».
Для сравнения. Когда бомбили Ливию, то самолеты коалиции совершили около 26 000 вылетов. Это примерно по 100 вылетов в сутки. Когда бомбили Ирак в 1991 году во время «Войны в Заливе», то совершили около 116 000 вылетов в течение нескольких недель. Когда бомбили сербов в 1999 году, то совершили около 38 000 вылетов (10 484 из них ударных(!)) за 78 дней. Более того, удары сегодня в Ираке и Сирии наносятся в основном по зданиям исламистов и по транспортным целям, а не по живой силе и ее скоплению. В лучшем случае можно только тешить себя надеждами, что в зданиях были уничтожены боевики.
Американские пилоты сегодня недовольны сложившимся положением дел. Основные причины неудовлетворительной работы авиации:
· отсутствие собственных наводчков и корректировщиков на земле;
· отсутствие координации с курдами и иракской армией;
· отсутствие эффективной координации с членами коалиции, что запутывает выбор целей;
· отсутствие эффективной координации между различными воздушными звеньями (после обнаружения цели беспилотником, на бомбовый удар самолеты выходят лишь через 2 часа, когда цель уже просто исчезла);
· отсутствие возможности четко различить исламистов и гражданское население;
· отсутствие реалистичных разведданных о противнике на земле.
Пилоты считают, что надо не наносить точечные осторожные удары, а бомбить и бомбить, на большой территории, массово, беспрестанно, 24 часа в сутки 7 дней в неделю, по каждой вероятной цели. И главное, наносить удары быстро и сразу, а не тратить сотни вылетов на до-разведку. Нужна обширная кампания ракетно-бомбовых ударов, а не единичные уколы. Только так, по их мнению, можно нанести реальный урон Халифату. Пилоты говорят, что «цепочка уничтожения», цепочка приказов от обнаружения до уничтожения цели, очень запутана, и никто не контролирует тактическую ситуацию на земле.
В Афганистане американцы также бомбят все больше и больше. Авиация прикрывает вывод войск и пытается хоть как-то отсрочить продвижение талибов. Впрочем, у американцев есть и другое объяснение: конец теплого сезона всегда в Афганистане ознаменовывается активностью врага, который перед осенне-зимним затишьем старается уйти с театра военных действий громко и кроваво. На начало октября американцы совершили 10 890 вылетов (в 2014 году) и нанесли 1446 ударов по позициям Талибана в Афганистане. В августе было сброшено 436 бомб, что выше обычного среднемесячного показателя в 149 ударов. Исторический пик ударов пришелся на август 2012 года, когда американцы нанесли 588 воздушных ударов.
Американцы активизировали удары с БПЛА и в Пакистане. С 5 октября развернута целая кампания: после длительного затишья совершено как минимум 9 атак американских БПЛА. До недавнего времени в Пакистане слишком многие возражали против использования американских ударных дронов, но сейчас все вернулось на круги своя и США снова в деле.
Не отстают от американских коллег и ВВС Пакистана. ВВС страны 12 октября нанесли авиаудары по талибам в Вазиристане, убив 21 предполагаемого боевика. Еще 15 боевиков были убиты с воздуха 3 октября. В сентябре в результате авианалетов были уничтожены 40 боевиков. Пакистан активизировал нанесение воздушных ударов с июня этого года, как только началась крупная операция против талибов на границе с Афганистаном. С июня Пакистану удалось уничтожить около 1000 бойцов Талибана.
Бомбят исламистов из «Боко Харам» и в Нигерии. В начале октября глава ВВС Нигерии Адесола Амосу чествовал своих пилотов, которые уничтожили сотни исламистов в боях за Кондугу. Нигерийцы используют китайские самолеты Чэнду J-7 (экспортный F-7), которые являются аналогом нашего МиГ-21, немецко-французский штурмовик Dassault/Dornier Alpha Jet (A-Jet), а также российские вертолеты Ми-24 и Ми-35. ВВС Нигерии подтвердили потерю одного самолета и двух пилотов. Несколько недель назад боевики «Боко Харам» показали видео обломков самолета и казнь одного из пилотов. Ожидается, что с ноября начнется новая воздушная кампания и бомбардировка боевиков продолжится. Лидеры Нигера, Нигерии, Чада, Бенина и представитель президента Камеруна заявили, что будут созданы многонациональные силы против «Боко Харам» и с 1 ноября начнется их развертывание у национальных границ.
Исламистов из «Аш-Шабаб» в Сомали со 2 октября также после долгого перерыва начала бомбить Кения. По данным ВВС Кении, 11 октября ударами с воздуха им удалось уничтожить около 60 исламистов в районе Джилиба. Что касается американских воздушных ударов, то с 2007 года США нанесли в Сомали около 10 ударов БПЛА, включая 1 в октябре 2014-го, и провели до 11 специальных операций. По Йемену только в 2014 году США нанесли 19 ударов с помощью БПЛА.
На севере Африки ВВС тоже в деле. ВВС Алжира приведены в состояние боевой готовности, чтобы наносить удары по исламистам вдоль тысячекилометровой границы с Ливией. В середине сентября под ливийским Триполи по исламистам были нанесены 4 воздушных удара неизвестными самолетами, которые, возможно, принадлежали ВВС Египта или ВВС ОАЭ. Главком ВВС Египта буквально вчера сообщил, что США уже загрузили на корабли 10 давно обещанных вертолетов «Апач» для отправки в Египет в поддержку борьбы с исламскими террористами. Вполне вероятно, что взамен за поставки авиатехники Египет присоединится к коалиции и начнет наносить удары по Исламскому Халифату в Сирии и Ираке.