Смекалистый руководитель музея спас средневековые деревянные скульптуры от советских костров
Коммунисты уничтожали в СССР церкви и церковное искусство, поскольку считали, что религия — это опиум для народа. Таким образом была уничтожена значительная часть предметов и произведений искусства, важных с культурно-исторической точки зрения. В Пермской области на Урале сохранилась большая коллекция деревянных скульптур, которые были вывезены из деревенских церквей и сохранены.
Он любил культурное наследие своего края. Когда в 1920-е годы коммунисты в СССР начали борьбу с религией, он решил действовать.
Серебренников был родом из Пермской области на западе Урала и очень хорошо знал церковное искусство области. В каждой маленькой деревенской церкви в то время были деревянные скульптуры, которые изображали духов, ангелов и Христа.
Когда коммунисты закрывали церкви и приказывали сжигать или другим образом уничтожать иконы и скульптуры, Серебреников придумал уловку для того, чтобы забрать скульптуры из церкви. Они были напоминанием о ненавистной религии, так что они были вредны для граждан страны.
Для скульптур даже устраивали похороны
Убедив в важности своей работы местных коммунистических лидеров, Серебреников смог работать без вмешательства со стороны.
По документам известно, например, о том, что в церквях Нижегородской губернии находилось 400 скульптур XIX века. В местном музее их около 20.
В Пермской государственной художественной галерее около 500 скульптур, и в этом заслуга Серебренникова.
Во время своих многочисленных поездок по России Серебренников слышал от жителей деревень рассказы об истории скульптур и связанные с ними легенды. Нина Казаринова, нынешний заместитель руководителя Пермской галереи, слышала рассказы о том, как в некоторых деревнях прощались со скульптурами.
«Могли смастерить сундук для скульптуры, и жители деревни подходили к нему, как на похоронах», — рассказывает Казаринова.
Область долгое время была языческой
Деревянные скульптуры типичны особенно для северной России и центральной части страны. Эти территории стали христианскими достаточно поздно. Миссионерская деятельность проходила медленно и тяжело. Некоторых проповедников даже убивали.
По словам Нины Казариновой, деревянные скульптуры можно связать с языческими традициями. Украшение некоторых скульптур напоминает, по ее мнению, изображения языческих оберегов, которые рисовали рыболовы и лесники.
«Самое интересное в наших скульптурах — их лица», — говорит заместитель директора музея.
Каждая скульптура уникальна. Говорят, что по чертам лица можно определить, в какой деревне эта скульптура находилась.
«По скульптурам можно понять, какие национальности проживают в нашей области. Есть типичные лица для Перми и Коми, но у некоторых есть татарские и русские черты».
Скульптурам много сотен лет. Самые древние относятся к XIV веку, самые молодые — к XIX веку.
Из церкви в новый музей
Пермская государственная художественная галерея находится в бывшем здании церкви. Сохранился даже большой многоярусный иконостас. В советские годы его скрывали за стеной, специально для этого построенной.
«В этом зале, рядом с фигурами ангелов и Христа, часто проводили антирелигиозные мероприятия», — напоминает Нина Казаринова.
Ее поражает мысль о том, как люди, видя такие красивые скульптуры, продолжали считать их опасными и вредными.
Собрание деревянных скульптур в Пермской государственной художественной галерее — крупнейшее в России. Оно считается уникальным и очень ценным. Скоро рядом с музеем планируют построить новое здание. Нынешнее музейное здание снова станет церковью.
«Здорово, что мы переедем в новое помещение, но мы будем скучать по атмосфере этого зала», — говорит Нина Казаринова.
Для того, чтобы сохранить скульптуры, новое помещение подходит лучше.
Там можно будет отрегулировать необходимую температуру и влажность, чтобы они сохранились и для будущих поколений.