Информационно-аналитический портал Farda (26.03) в преддверии официального визита в Москву президента ИРИ Хасана Роухани опубликовал подробный анализ состояния отношений двух стран, который представил посол Ирана в России, д-р Мехди Санаи. Дипломат отметил, что двусторонние отношения в последние годы находятся в состоянии постоянного развития, которое охватывает все новые направления. Динамизм отношениям прежде всего придает фактор регионального сотрудничества, доказавшего свою высокую эффективность.
По словам Санаи, подобным качеством отношений могут похвастаться весьма немногие страны в мире. Какие-либо две страны, поясняет он, могут иметь интенсивное торгово-экономическое сотрудничество, однако при этом их отношения никак не влияют на международную обстановку и даже «не ощущаются» в конкретном регионе. А позитивное и эффективное региональное сотрудничество РФ и ИРИ, прежде всего, по Сирии, ощущалось не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Оно может стать подлинным образцом обеспечения мира и стабильности, а также эффективной борьбы с терроризмом и для других стран и уголков мира, подводит итог дипломат.
Высокую оценку текущему состоянию российско-иранских отношений дал и официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касэми (Bahram Qasemi), о чем сообщила Donya-e-Eqtesad (26.03). Касэми напомнил, что это первый официальный визит нынешнего президента ИРИ в Москву, хотя прежде президенты обеих стран уже провели в общей сложности восемь встреч. Однако, считает представитель иранской дипломатии, от нынешнего визита «мы вправе ожидать перелома». Особенно это касается сотрудничества экономического, торгового, промышленно-технологического.
Данные направления сотрудничества явно уступают по своему динамизму сотрудничеству политическому и региональному и еще не получили того уровня, который «давно хотели бы видеть президенты двух стран». Именно с этими направлениями связаны те соглашения и протоколы о намерениях, которые предполагается подписать в ходе визита, подчеркнула газета.
Donya-e-Eqtesad (26.03) обратила внимание также на фактор, способствующий развитию иранско-российских отношений, «о котором предпочитают говорить меньше»: атмосферу, сложившуюся после ядерного соглашения Ирана со странами «группы 5+1». Это соглашение, которое состоялось «во многом благодаря России», должно стать залогом беспрецедентного роста экономического сотрудничества России и Ирана. Нынешний объем торгово-экономических связей обеих стран составляет немногим более 855 миллионов долларов. Однако он может преодолеть рубеж в 10 миллиардов долларов, приводит газета оценку главы Ирано-российской Торговой палаты Асадуллы Асгаравлади (Asadullah Asgarawladi).
Хасан Роухани уделил много внимания сравнению отношений Ирана с Россией и США, выступая перед иранскими журналистами накануне визита в Россию, сообщает Hamshahri (27.03). «Ранее Иран был страной, зависимой в своей внутренней и внешней политике от Вашингтона, и тем самым внушал опасения СССР, но победа в Иране в 1979 году исламской революции в корне изменила эту ситуацию» — цитирует газета президента ИРИ. По его словам, «перезагрузка» отношений двух стран началась еще в эпоху существования СССР и стала возможной не только благодаря процессам реформ в Советском Союзе, но и соответствующим «шагам навстречу» со стороны тогдашнего иранского руководства.
А грядущая встреча президентов ИРИ и РФ, по оценке Роухани, не только подтвердит и усилит сложившееся стратегическое партнерство, но пойдет на пользу всему региону. Ведь это партнерство никогда не было направлено против какой-либо третьей стороны.
Владимир Путин отметил, что говорил с иранским коллегой о российских пассажирских самолетах и о взаимной отмене виз для туристических групп двух стран, — так резюмировал портал Farda (28.03) впечатления главы РФ по итогам переговоров в Москве с Хасаном Роухани. Стороны в ходе встречи успели многое: были подписаны 14 пакетов документов о сотрудничестве, которые охватили очень широкий круг направлений. Это и дорожное строительство, и нефтегазовая сфера, и приведение в единообразие стандартов двух стран, коммуникации и высокие технологии, а также атомная энергетика, перечислило издание.
Хасан Роухани, выступая перед журналистами перед вылетом из Москвы, подтвердил, что обсуждавшийся на переговорах круг вопросов был чрезвычайно широк, от сирийского урегулирования до сотрудничества в сфере туризма, отметила популярная Hamshahri (29.03). «Все это говорит о том, что сотрудничество двух стран не только имеет большой потенциал, но и входит в новую фазу — фазу реализации крупнейших проектов, значимых не только для двух стран, но и всего региона», — процитировал президента ИРИ газета. И пояснила, что в данном случае, прежде всего, подразумевается грандиозный проект транспортного коридора Север-Юг, в который будет так или иначе вовлечен весь евразийский континент.
Чего Вашингтон опасается больше в Ливии — присутствия российских военных и советников или действий «Исламского государства» (запрещенная в России организация – прим. ред.), задался вопросом портал Farda (25.03), комментируя заявление американского генерала Томаса Уолдхаузеро (Thomas Waldhauser). Тот охарактеризовал на пресс-конференции в Пентагоне число присутствующих в Ливии российских военных как «неоправданно большое» и не соответствующее потребностям противостояния здесь ИГ, поддержка которому в этой стране «неуклонно уменьшается».
При этом Уолдхаузер «невольно» назвал и другую причину, из-за которой Пентагон столь обеспокоен российским присутствием в Ливии. По его словам, «богатая нефтью Ливия — обширный рынок для российского вооружения». Возможно, здесь и кроется подлинная причина «озабоченности» Вашингтона, делает вывод Farda.
«Вашингтон, похоже, очередной раз попался в ловушку», — так представитель МИД РФ Мария Захарова расценила введенные США санкции в отношении ряда российских компаний под предлогом «ядерной и ракетной помощи ряду стран», сообщает Donya-e-Eqtesad (26.03). В российском МИДе в новых антироссийских санкциях склонны видеть, прежде всего, «козни недругов», стремящихся подорвать сотрудничество двух стран, в том числе, по совместной борьбе против ИГ.
Иран проигрывает «экономическое единоборство» России, Турции и Китаю на рынках государств Центральной Азии. И это подтверждает мнение о том, что в современном мире дипломатия экономики имеет приоритет перед дипломатией политики, заявил в интервью с телеканалом Fars Директор Института разработок новых вооружений Ирана Мир-Касэм Мумини (Mirqasem Mumini), которое изложила газета Javan (25.03).
Иран, говорит эксперт, потерял место на рынках, несмотря на то, что исторически и культурно он имел много общего со странами этого региона. Одна из причин — «слишком самонадеянное» поведение иранских представителей: большинство иранских предпринимателей, как и дипломатов, прибывают в регион, не имея ни малейшего представления о нем, и даже не зная местных языков! В результате иранские компании остались в регионе «на старых позициях», не приобретя новых, которые прибрали к рукам китайские, российские либо турецкие конкуренты, считает Мумини.