Одна из стран, которые первыми приходят на ум при упоминании о балете, — Россия. Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге, ставшие символами этой страны с момента своего создания, где было воспитано множество всемирно известных танцоров, буквально наводняют посетители.
История балета в России восходит к довольно давним временам. Первая балетная школа была создана в 1740 году в Санкт-Петербурге под названием «Императорская балетная школа». В период перехода от царской России к Советскому Союзу эта школа, преодолев негативные эффекты революции благодаря выдающимся государственным реформам, продолжила свое существование в рамках новой системы. Первым выступавшим против тех, кто поднимал на повестке дня уничтожение ценностей, оставшихся с эпохи царизма, был Ленин.
Во время мировых войн, несмотря на ограниченные возможности, балетные произведения продолжали ставить на сцене; проводились гастроли, направленные на повышение морально-боевого духа солдат.
Окончание Второй мировой войны было отмечено в Большом двумя премьерами. Балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», написанные Прокофьевым, были представлены публике в 1945 и 1946 годах.
Процесс «перестройки», начавшийся с распадом Советского Союза, ударил как по Большому театру, так и по Мариинскому театру. Ни Борис Ельцин, ни Михаил Горбачев не смогли в достаточной мере контролировать эти экстраординарные перемены. Еще никогда в своей истории русский балет не был так обессилен. Но не нужно забывать, что, чтобы суметь удержаться на ногах, традиционно сильная структура в мире искусства вела масштабную борьбу. Участились встречи между балетными школами и балетными сообществами, дабы хаос того времени не коснулся балетного искусства; обсуждались проблемы, претворялись в жизнь предложения по их решению. Была начата мобилизация усилий, чтобы молодые таланты могли поехать на соревнования за рубежом. В этот период на повестке дня снова возникла традиционная балетная техника. Но и опыт других стран стал в это время изучаться еще более активно. Весь этот процесс пытались пережить с наименьшими потерями.
Возрождение славы Русского балета
В 2000 году к власти в России пришел Владимир Путин, который хвалит советский период и называет распад Советского Союза «крупнейшей катастрофой XX века». Путин, который сразу встретился с представителями искусства, не теряя времени, принял непосредственное участие в этой работе.
Деятелей искусства, которые находились за рубежом, пусть и по политическим причинам, Путин лично пригласил в страну. Путин обеспечил проведение роскошного юбилея по случаю 75-летия со дня рождения великой балетной дивы Майи Плисецкой. Путин вместе с балериной появились в большом зале. Путин, не пытаясь скрывать своего волнения, с глубоким поклоном поздравил ее хвалебными словами. Благодаря отечественным и зарубежным СМИ мир был очевидцем этого момента. На самом деле отношение Путина показывало то, как необходимо ценить искусство, чтобы оно могло существовать в той или иной стране.
Действия на этом не закончились. Большой театр был полностью восстановлен; реконструкция обошлась в 34,5 миллиарда рублей (800 миллионов долларов). К реконструкции привлекали специалистов по античности. Михаил Сидоров, руководивший ремонтными работами, встречался с ведущими деятелями культуры и искусства, обмениваясь мнениями с ними. Кресла, ложи в зале были декорированы позолотой. После шести с половиной лет ремонтных работ Большой, наконец, был восстановлен, и здание, в котором постановки продолжились, засияло своим великолепием, как в царской России.
В 2013 году прямо напротив Мариинского театра в Санкт-Петербурге была построена новая оперная и балетная сцена. Благодаря этому число постановок тоже возросло.
Недавно я посмотрел две постановки Мариинского театра. Это великолепный балет «Жизель», в котором танцевала Олеся Новикова. Постановка сорвала такой шквал аплодисментов, что приветствовать зал танцорам пришлось больше, чем танцевать.
На второй день был гала-концерт балетного конкурса Vaganova-PRIX. В первом акте мы смотрели лучших награжденных танцоров России. Во втором акте были выступления воспитанников балетной школы имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Меня и всех в зале очаровала воспитанница этой школы Мария Хорева. Надеюсь, ей обязательно улыбнется удача, и в будущем весь мир будет ей рукоплескать.
Ассигнования в министерство культуры обеспечили культурный прорыв в России
Россия — страна, воспитавшая бесчисленное множество знаменитых танцоров, от Анны Павловой до Вацлава Нижинского, от Михаила Фокина до Майи Плисецкой, от Рудольфа Нуреева до Михаила Барышникова.
Путин, осознающий эту силу, осуществил множество реформ в сфере культуры и искусства. Он дал распоряжение о реализации многих таких масштабных работ, как реставрация театра в Новосибирске и Московской консерватории. Он поднял вопрос об изменении системы денежного вознаграждения, применявшейся с давних пор, и для деятелей искусства создал новую систему, основанную на достигнутых успехах и приложенных усилиях.
Ассигнования, выделяемые министерству культуры, на первой стадии возросли на 25%. Руководство страны пыталось сделать все необходимое, чтобы культурные направления могли спокойно работать. Деятельность правительства в этом направлении обеспечила поддержку частных компаний. Россия, не привыкшая к концепции «спонсорства», при поддержке крупных компаний отныне стала вносить значительный вклад в сферу искусства, который достигает миллиарды долларов.
Самое главное, что эти реформы во имя искусства проводились с особой деликатностью, без нарушения культурной традиции страны, и был совершен большой прорыв.
Мы тоже должны проводить достойные подражания реформы
Когда я говорю о вкладе Путина в развитие русского балета и его влиянии на искусство, у вас не должно сложиться впечатления, что я поддерживаю его политику в других сферах… Тем не менее,то, чего удалось достичь в результате проведенных реформ, должно послужить нам примером.
Потому что политика страны в сфере культуры — это чрезвычайно чувствительная тема с точки зрения международного доминирования в этой сфере. Мы тоже достаточно многого добились. Наши государственные консерватории провели очень важную работу. Я с глубоким почтением хочу вспомнить всех наших учителей, воспитавших турецких танцоров. В нашем государственном театре оперы и балета занимались искусством очень значимые лица. Усилия наших деятелей искусства, которые вкладывают много труда в развитие турецкого балета с момента его основания, необходимо ценить должным образом. Зрители всегда осознают это и награждают их за труды полными залами и аплодисментами. Однако этого недостаточно.
В этой связи мы сделали важный шаг, проведя недавно 3-й Совет по национальной культуре, на котором мне довелось побывать членом комиссии. Для нашей страны чрезвычайно ценно скорейшее претворение в жизнь решений, принятых на этой встрече. Например, первым делом необходимо в кратчайшие сроки решить проблему Культурного центра Ататюрка, который находится в Стамбуле, и это чрезвычайно значимо для нашей страны, прежде всего Стамбула. Очень серьезным шагом на пути к современной Турции станет строительство оперных зданий, которые могут стать символом во всех городах нашей страны, а также проявление нашим руководством и жителями этих городов благосклонности и интереса к выступлениям в них. Наша страна, наш народ, наши деятели искусства достойны самого лучшего.