Российский президент Владимир Путин не скрывает энтузиазма в связи с визитом своего итальянского коллеги Серджио Маттарелла в Москву. После того, как большинство стран возложили на Россию ответственность за химическую атаку на сирийское мирное население, дружественные встречи с европейскими лидерами для Путин важны как доказательство того, что страна не изолирована. Наоборот. Кремль хочет вернуть себе прежнюю позицию в Европе и встать во главе антитеррористической коалиции.
Ориентация не играет роли
В Европе немало политических объединений, симпатизирующих Москве по разным причинам. И Россия добивается того, чтобы зачастую маргинальные субъекты стали серьезной политической силой, например, победив на выборах.
Когда-то Советский Союз опекал только тех, чья идеология его устраивала. Сегодня же во внешней политике Россия представляет собой государство, совершенно лишенное идеологии и идейных принципов. Кремль подает руку помощи любому, невзирая на его политическую и иную ориентацию, кто полезен для достижения российских стратегических целей. Тем самым Москва возвращается ко внешней политике СССР до Второй мировой войны, когда во имя территориальных приобретений Кремль был готов пойти на договор даже с идеологически враждебной нацистской Германией. Сегодня при выборе «друзей» Москва в первую очередь руководствуется прагматизмом и выгодой.
Президенты и премьеры
В последние месяцы, как кажется, Москва все больше сосредотачивается на солидных и парламентских партиях. И хотя по Европе по-прежнему рассеяно множество разных институтов, националистических групп и небольших популистских партий, которые Москва, скорее всего, поддерживает, Путин сегодня прежде всего заинтересован в «равноценных партнерах», таких как президенты, премьер-министры и лидеры правительственных партий.
Поэтому встречи, подобные тайным переговорам правых в Вене в июне 2014 года, где первую скрипку играл православный национальный большевик и один из идеологов Кремля Александр Дугин, путинские советники уже не считают эффективными. Подобный семинар по прошествии нескольких месяцев прошел и в Берлине. Его организовал бывший глава РЖД и друг чешского президента Милоша Земана Владимир Якунин. На таких переговорах всегда присутствуют представители болгарской ультраправой партии «Атака» и венгерской «Йоббик», греческой «Золотой зари» и «Австрийской партии свободы». В Чехии интересы Москвы продвигает Институт славянских стратегических исследований (ISSTRAS), который регулярно устраивает семинары в чешском парламенте. На них, например, устами депутата Томио Окамуры, председателя партии «Свобода и прямая демократия», Институт открыто распространяет кремлевскую пропаганду в чистом виде. В Чехии много пророссийских групп, финансируемых из неизвестных источников, однако Москву все больше интересуют высокопоставленные государственные деятели, а не политические карлики. Кремль хочет инвестировать с гарантией.
Больше всего опасений в связи с российским влиянием в преддверии выборов у французов. Ведь одним из наиболее крепких российских опор в Европе является «Национальный фронт» Марин Ле Пен.
Несмотря на то, что в субботу из-за сирийского кризиса британский министр иностранных дел Борис Джонсон отменил свой визит в Москву, запланированный на понедельник, многие депутаты консервативной Партии независимости Соединенного Королевства продолжают добиваться сближения с Россией.
Как передает британское издание The Times, именно они вместе с французским «Национальным фронтом» препятствовали расследованию по делу европейских политических партий, подозреваемых в получении финансовых средств от Москвы. Литовский депутат Европейского парламента Габриэлюс Ландсбергис даже опасается создания нового европейского интернационала под руководством России.
Однако из него получилось бы пестрое сборище левых и ультраправых. Ведь России симпатизирует и немецкое движение «Пегида», и «Альтернатива для Германии», и ультраправая NPD.
Сами россияне считают своим союзником венгерского премьер-министра Виктора Орбана и греческую левую партию «Сириза», а также ультраправую «Золотую зарю».
Друзьями Кремля в России считают и чешского президента Земана, и словацкого премьера Роберта Фицо, и недавно избранного болгарского президента Румена Радева. Но его предшественник Росен Плевнелиев стал одним из немногих европейских политиков, кто прямо обвинил Россию: «В Болгарии есть политические партии, финансируемые Турцией, и другие, финансируемые Россией». Якобы у Плевнелиева были доказательства того, что болгарским политикам платили из Москвы. В конце концов, даже победа Радева якобы во многом обусловлена стараниями России. По мнению американского издания The Wall Street Journal, болгарские социалисты получили от русских «секретный стратегический документ» на 30 страницах с прямыми рекомендациями.