Решение Дональда Трампа нанести удар по сирийской авиабазе получило полную и безоговорочную поддержку комментатора Вилиама Бухерта (Viliam Buchert) на сайте журнала Reflex (07.04). По его словам, Запад давно лишь наблюдал за событиями в Сирии, позволяя России распространять там свое влияние, и якобы именно результатом этого бездействия является поток беженцев в Европу, кровавая гражданская война и подъем «Исламского государства» (запрещенная в России организация – прим. ред.). Теперь Запад во главе с США должен действовать, чтобы переломить ситуацию.
В таких условиях нет смысла и нет никаких оснований, считает Бухерт, говорить о каком-то нарушении международного права Соединенными Штатами. «Если кто и нарушает международное право, так это режим Асада и российский президент Владимир Путин…» Журналист отмечает, что Россия не раз явно преступала все мыслимые международные нормы, поэтому не имеет права теперь поучать мир, как их соблюдать.
О том, что американский удар «Томагавками» по Сирии нанес сокрушительный удар по репутации и позиции Владимира Путина как лидера, заявил в комментарии на радио Český rozhlas (07.04) обозреватель Александр Митрофанов (Alexandr Mitrofanov). Он развивает идею, высказанную Андреем Пионтковским о том, что по силе этот удар по российскому президенту сравним с тем, который обрушился в 1962 году на Генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, когда ему пришлось уступить Соединенным Штатам в Карибском кризисе. Тогда позиция Хрущева пошатнулась, упал его авторитет как сильного лидера, и вскоре он был отстранен от власти.
Такую же судьбу Митрофанов пророчит Владимиру Путину. Все дело в том, что, по мнению комментатора, на вершине российской власти действуют те же законы, что и в криминальной банде. Пока ее лидер проявляет силу и жестокость, все хорошо, но стоит ему только показать свою слабость, окружение тут же перестает его уважать и бояться. А значит, приходит конец его власти. Для поддержания своего авторитета Путину теперь придется либо начать войну с США, что грозит мировой катастрофой, либо отступить, но это «поставит крест на его репутации лидера банды», считает обозреватель.
9 апреля на сайте Parlamentní listy было опубликовано интервью с аналитиком в области безопасности Лукашем Визингром (Lukáš Visingr). По его словам, сначала ему казалось правдоподобным российское объяснение химической атаки в Сирии. Однако в дальнейшем аналитик изменил мнение, поскольку понял, что США не пошли бы на такие решительные и жесткие действия, если бы не располагали убедительнейшими доказательствами вины режима Асада.
Нанеся удар по сирийской авиабазе, Трамп дал понять Путину, что Сирия ему не безразлична. И, как полагает Визингр, судя по всему, Россия «поняла это послание». Теперь, разумеется, отношения двух держав обострились, однако это не выльется в крупномасштабный конфликт, уверен аналитик. Сирия для России крайне важна, и Владимир Путин может пойти на уступки, чтобы договориться с Трампом. Уже ясно, что именно он может предложить российскому лидеру в рамках вероятной «большой сделки», но вот что «Путин может предложить взамен, точнее, что Трамп потребует для США», остается под вопросом.
Свои мысли по поводу вероятной договоренности между РФ и Западом по Сирии в эфире телеканала ČT24 (11.04) высказал специалист по постсоветскому пространству с факультета социальных наук Карлова университета Ян Шир (Jan Šír). В интервью телеканалу он заявил, что, по всей видимости, Россия могла бы отступиться от Асада и пожертвовать им во имя собственных целей. Однако мировая общественность не может пойти на подобную сделку, поскольку взамен Россия потребует, по прогнозу Шира, совершенно неприемлемые вещи.
Также Ян Шир убежден, что именно Россия сейчас контролирует ситуацию в Сирии и даже специально подогревает конфликт, чтобы завоевать для себя определенное положение на международной арене. Россия добивается того, чтобы «некоторые проблемы без нее просто невозможно было решить», отмечает эксперт и добавляет, что администрации Трампа теперь придется решать вопрос с учетом российской позиции.
Узнав об американском ударе по Сирии, Россия испытала шок. Так считает политический географ Михаел Романцов (Michael Romancov), чей комментарий опубликовал портал Е15. Романцов отмечает, насколько растерянной выглядела Москва в первые часы после получения известий из Сирии, и это при том, что российский дипломатический корпус, несомненно, обладает высокой компетенцией.
Как должен чувствовать себя Путин, поняв, что в руках Трампа «дубинка» побольше, чем у него самого, и американский президент без колебаний готов ею пользоваться? Таким вопросом задается Романцов. И снова с удивлением замечает, что неясно, как Москва могла возлагать какие-то надежды на Трампа и не заметить: его идея «сделать Америку снова великой» не совместима с российскими претензиями на собственное величие. Судя по всему, заключает политический географ, все российские призывы к выстраиванию «взаимовыгодных отношений» опять придется отложить подальше до лучших времен.
О сложной ситуации, в которую попал президент Чешской Республики Милош Земан, написал в комментарии на портале Ihned.cz (09.04) Петр Гонзейк (Petr Honzejk). Земан известен своей симпатией к современному российскому режиму, однако ему так же импонирует Дональд Трамп, о чем Земан не раз заявлял. После американских ударов по Сирии, когда США и Россия оказались по разные стороны баррикад, чешскому президенту неизбежно придется выбрать, на чью сторону встать, убежден автор статьи.
Итоги этой недели, «полной сюрпризов» и вероятных поворотов, подвела в интервью порталу Parlamentní listy (13.04) аналитик Тереза Спенцерова (Tereza Spencerová). По ее словам, несмотря ни на что, на прошедшей неделе были заметны проблески разума, в частности, когда Италия и Германия отказались ужесточить санкции против России, на чем настаивала Великобритания.
Что касается американских ударов по Сирии и реакции СМИ, то Спенцеровой кажутся смешными все похвалы, звучащие в адрес Трампа, который якобы «утер нос русским». В связи с этим аналитик отмечает, что, скорее всего, целью американских ударов было как раз поднять рейтинг Трампа, а не «припереть» Россию к стенке и не обострить отношения с ней. Спенцерова также отметила, что вполне допускает вариант, при котором США и Россия смогут договориться, а Асад уйдет с поста президента.
О том, что российская поддержка сирийского лидера может ослабнуть уже в ближайшее время, по словам аналитика, свидетельствует и недавнее заявление Владимира Путина. Он напомнил, что цель российского присутствия в Сирии — предотвратить распространение терроризма на Кавказе и помешать террористам проникнуть в РФ. «Об Асаде Путин не сказал ни слова», — говорит Спенцерова и считает, что этот момент показателен.