Для Владимира Путина дуэль Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен является худшим из возможных сценариев. Три из четырех основных кандидатов выступали за сближение с Москвой (или даже равнение на нее). Поэтому существовала большая вероятность того, что в финале встретятся два сторонника гибкой политики по отношению к России. Только вот лидерство захватил четвертый претендент, наиболее враждебно настроенный к нынешней российской политике. Вероятная победа Эммануэля Макрона, который стремится укрепить Европейский Союз и дать отпор популистской идеологии, стала бы серьезным поражением для Владимира Путина, как в международном, так и внутреннем плане. Позволит ли Путин ему победить, ничего не предприняв? Вряд ли…
#JeVoteMarine по-русски
Российские институты открыто выражают поддержку Марин Ле Пен, которую президент России принял в Кремле перед первым туром. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на официальные страницы в Twitter. Например, на записи влиятельного телеканала российской армии «Звезда». Опубликованные им новости о результатах первого тура сопровождались хэштегом #JeVoteMarine (#ЯГолосуюЗаМарин)…
Но пойдет ли Путин дальше, как уже было с Дональдом Трампом? Приказал ли он уже своим службам внешней пропаганды (как открытой, так и тайной) протолкнуть победу Марин Ле Пен или хотя бы посеять сомнения насчет вероятной победы ее конкурента? Ряд моментов наводят именно на такую мысль.
Sputnik, RT и Марин Ле Пен
Прежде всего, это касается освещения первого тура органами российской пропаганды, Sputnik и RT. Все их внимание было сосредоточено на Марин Ле Пен, и они даже заявили о ее победе вскоре после 20 часов в воскресенье. Далее Sputnik обратился за комментариями лишь к трем французским политикам: Филиппу Вардону (Philippe Vardon), основателю националистического движения, близкого к Марион Марешаль-Ле Пен (Marion Maréchal-Le Pen), сенатору от Национального фронта Давиду Рашлину (David Rachline) и главе молодежного движения Нацфронта Гаэтана Дюссозейя (Gaëtan Dussausaye). Что касается иностранных политиков, сайт предоставил слово лишь лидеру итальянской «Лиги Севера», который поддерживает Марин Ле Пен. RT в свою очередь выпустил лишь одно интервью: с вице-президентом НФ Стивом Бриуа (Steeve Briois).
Фальшивые новости
Это еще не все. Оба этих органа пропаганды пытались протолкнуть мысль о возможных фальсификациях на выборах.
Они неоднократно, но бездоказательно подчеркивали, что на некоторых избирательных участках в Париже избирателям предлагались конверты с бюллетенями. RT даже посчитал нужным уточнить, что речь шла о бюллетенях Макрона.
Обвинительные материалы
Первый документ, от октября 2016 года, предлагает вмешательство в американскую президентскую кампанию с помощью социальных сетей, RT и Sputnik для поддержки кандидата, который активнее всего выступает за сближение с Россией.
Второй относится к октябрю 2016 года, когда победа Хиллари Клинтон казалась неизбежной. В нем предлагается сосредоточить усилия тайной пропаганды на подрыве легитимности выборов, показать, что те были сфальсифицированы, чтобы ослабить позиции будущего президента.
Именно два этих документа подтолкнули Барака Обаму к открытому осуждению фальшивых новостей и российского вмешательства в избирательный процесс. В Кремле опровергли материал Reuters, который ссылается на слова семи бывших высокопоставленных американских чиновников.
Коварный удар по Макрону?
Не представили ли российские экспертные группы схожих рекомендаций и по выборам президента Франции? С учетом значимости Франции и Марин Ле Пен для европейской стратегии Кремля сложно представить себе иной сценарий. То есть, в ближайшие дни стоит ждать потока фальшивых новостей из российских источников или даже коварного удара по Эммануэлю Макрону перед вторым туром? Было бы безответственно игнорировать эту угрозу.