Пограничник Линас Убертас (Linas Ubertas) в камуфляжной форме и с пистолетом на поясе патрулирует российскую границу. Он ездит по сельским дорогам за рулем старой и потрепанной Renault. Иногда он останавливается, опускает стекло, осматривает траву, качает головой и продолжает путь. Он ищет следы, примятую траву или отпечатки шин — все, что может указывать на присутствие незаконно перешедших границу россиян. Пейзаж выглядит довольно уныло, а единственными признаками жизни являются длинные ряды пограничных столбов и железных заграждений. «За последние три года Москва установила три барьера», — объясняет пограничник. Они опередили нас.
Литовцы тоже строят заграждение, большую часть которого оплачивает Европейский Союз. Камеры и современные технологии позволяют вести наблюдение за границей в любой момент времени.
В Литве боятся, что после успешной дестабилизации Украины Прибалтика может стать новой целью Путина. «Разумеется, заграждение не остановит танки», — признает министр обороны Литвы Раймундас Кароблис (Raimundas Karoblis). Есть опасения, что Россия может развязать конфликт обманным путем, а затем заявить, что Литва напала первой. Министр находится в армейской столовой, где сидят солдаты из Бельгии, Германии и Нидерландов. Они входят в число нескольких тысяч военных, которых направила НАТО для содействия в наблюдении за российской границей.
В России смеются над мыслью о том, что Кремль может готовить прямую атаку на страну-члена НАТО, однако в Литве подобный катастрофический сценарий у многих вызывает страх. Упраздненная в 2008 году военная служба была восстановлена при активной поддержке населения. Параллельно с этим растет популярность военизированных групп. Даже мирные граждане массово ездят на стрельбы в леса и поля. «Нападение на члена НАТО было бы безумием», — признает министр иностранных дел Линас Линкявичус (Linas Linkevicius), хотя, по его мнению, настоящая война уже началась.
Пока граждане играют в солдат и учатся охранять мосты, государство обсуждает большую опасность, которая может грозить и остальной Европе. Прибалтика стала жертвой множества дестабилизирующих кибератак. Россия ведет ожесточенную информационную войну и пытается настроить западные страны друг против друга с помощью пропаганды. Избрание Трампа в США и популярность пророссийских и антиевропейских кандидатов на выборах во Франции представляют собой лишь несколько из множества примеров. Когти русского медведя разрывают основы либерального мирового порядка.
«Нашему населению хотят показать, что Запад никогда нам не поможет», — объясняет капитан Миндаугас Неймонтас (Mindaugas Neimontas), глава службы по борьбе с пропагандой. Связано это с оставленными историей ранами: «Во время Второй мировой войны мы ждали, что Запад освободит нас от нацистов. Но он не пришел, и нас аннексировал Советский Союз».
Россия же рассказывает повсюду в Европе совершенно другую историю. «Нашим союзникам по НАТО говорят, что мы все — националисты и фашисты, и что мы не вписываемся в западную культуру, — считает Неймонтас. — Война не похожа на фильмы, она стала гибридной».
Европейские союзники по НАТО обеспокоены этой тенденцией. «Гибридная война — это объединение военных и невоенных средств для дестабилизации страны», — отмечают в канцелярии бельгийского министра обороны Стивена Вандепута (Steven Vandeput), подчеркивая «ряд военных и дезинформационных операций в Приднестровье и Грузии». По словам бельгийского министра, ответом на российскую пропаганду должно быть военное присутствие и сдерживание. Именно поэтому в Прибалтике были размещены бельгийские солдаты.
В Литве неспокойно. Для активного противодействия атакам в стране были созданы специальные группы, которые занимаются анализом и развенчанием пропаганды. Они должны противопоставить ей «правду». Сотрудник Минобороны с гордостью указывает на стопку книг о литовской войне за независимость и противостоянии с Советским Союзом. Издало ведомство и брошюру с карикатурами на Россию и Путина: дородный мужчина в советской фуражке стоически красит радугу в ярко красный цвет. На другой карикатуре маленький мальчик прячется под столом от птиц в православных коронах, которые клюют его через экран компьютера.
Кроме того, министр Раймундас Кароблис стремится укрепить связи с журналистами: «Они тоже заинтересованы в том, чтобы публиковать верную информацию».
Литва вступает на путь наступательной информационной стратегии. Тем самым она рискует погрузиться в пропаганду или цензуру. Четыре месяца назад Литва лишила прав на вещание российский телеканал после того, как гость одного ток-шоу заявил о желании завоевать всю Восточную Европу. «Если американские танки подойдут к нашим границам, то они все сгорят».
Хотя ЕС призывает Литву к порядку, недавно он постановил, что действия контрольного органа СМИ пропорциональны решению литовского государства. Кароблис и его сотрудники могут вздохнуть с облегчением. «Тут явно была ложь и призывы к войне». Тем временем в стране были закрыты еще четыре русскоязычных канала.