Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трубопроводная сила России

Вашингтон сфокусировал свое внимание на политическом вмешательстве России, однако направленная против Соединенных Штатов кампания Москвы выходит за рамки избирательных урн.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В течение нескольких месяцев Вашингтон зациклен на вопросе о российском вмешательстве в американские президентские выборы. Однако российская кампания, направленная на расшатывание Соединенных Штатов, выходит далеко за пределы избирательных урн и охватывает многие области — от аннексии Крыма на Украине до поддержки сирийского диктатора Башара Асада.

В течение нескольких месяцев Вашингтон зациклен на вопросе о российском вмешательстве в американские президентские выборы, и такая же обеспокоенность относительно выборов присутствует у таких наших европейских союзников как Франция и Германия. Действия Москвы представляют собой прямую угрозу доверию к нашим президентским выборам, и поэтому легко понять то, что законодатели и эксперты уделяют так много времени их обсуждению.

 

Однако российская кампания, направленная на расшатывание Соединенных Штатов, выходит далеко за пределы избирательных урн и охватывает многие области — от аннексии Крыма на Украине до поддержки сирийского диктатора Башара Асада. Одной из составляющей этой политики, привлекающей к себе на удивление мало внимания, является энергетическая политика России.

 

Будучи вторым в мире производителем природного газа, Россия, в действительности, обладает рычагами воздействия на своих европейских потребителей, угрожая им прекращением поставок газа, и, кроме того, она использует свое влияние для того, чтобы посеять рознь среди европейских стран. Новый трубопровод, который Москва намерена построить, способен существенным образом увеличить ее влияние, тогда как потенциально ее доля на газовом рынке Германии может превысить 50%. Такая политика (в частности, трубопроводы) представляет собой прямой вызов интересам Соединенных Штатов в том, что касается стабильности в Европе, сложившейся после Второй мировой войны, и потенциально она может иметь такое воздействие, которое будет более продолжительным, чем связанные с выборами скандалы. В конце апреля нынешнего года российский газовый гигант «Газпром» подписал сделку о финансировании строительства трубопровода «Северный поток-2», по которому природный газ из российского порта Усть-Луга, расположенного к западу от Санкт-Петербурга, будет транспортироваться по дну Балтийского моря непосредственно в Германию, где будет распределяться и направляться в другие европейские страны. Инфраструктура транспортировки природного газа является дорогой, и ее сложно построить, но когда она уже создана, трубопроводы могут изменять потоки и таким образом в течение десятилетий влиять на отношения между вовлеченными в подобный проект странами. Если трубопровод «Северный поток-2» пройдет проверку на экологичность и будет построен, то он повысит зависимость Евросоюза от российского природного газа и усилит влияние России на ключевых союзников Соединенных Штатов.

 

Трубопровод «Северный поток-2» расширит выгодные позиции России на европейском газовом рынке, те позиции, которыми он обладает, в том числе, благодаря трубопроводу «Северный поток-1», который проходит по тому же маршруту по дну Балтийского моря. В 2016 году поставки природного газа из России обеспечили 34% потребления в Евросоюзе, а мощность трубопровода «Северный поток-2» может в два раза превысить экспортные возможности трубопровода «Северный поток-1». В целом, по новому трубопроводу может поставляться в Европу такое количество природного газа, которое обеспечит им в течение года 26 миллионов домохозяйств в Европе.


Один аналитик предположил, что после введения в строй трубопровода «Северный поток 2» российская доля на газовом рынке Германии превысит 50%, тогда как в 2015 году этот показатель равнялся 43%. Польша уже получает более двух третей потребляемого в стране природного газа от Газпрома. Кроме того, сторонники трубопровода «Северный поток-2» говорят о том, что внутренние поставки природного газа в Европе в течение ближайших 20 лет сократятся на 50%, и существуют опасения относительно того, что как раз российский газопровод сможет в значительной мере удовлетворить растущую потребность в импорте энергоносителей, углубляя тем самым зависимость Европы и ограничивая возможности импорта из других мест.

 

Военные расходы и дезинформация до последнего времени были главными темами при оценке российской угрозы. После проходившего в 2006 году саммита НАТО в Риге Соединенные Штаты оказывают давление на своих союзников, пытаясь добиться от них выполнения обещаний относительно расходования, по меньшей мере, 2% своего ВВП на оборону, и этот вопрос был главным во время первой официальной встречи НАТО в мае нынешнего года с участием Трампа. Дезинформация также привлекла в себе внимание на Капитолийском холме, речь идет, в том числе, о санкциях в отношении России, содержащихся в соответствующем законопроекте.


Однако успех трубопровода «Северный поток-2» является напоминанием о том, что безопасность зависит не только от военной силы и здоровой медийной среды. Этот трубопровод является откровенной попыткой России применить в Европе принцип «разделяй и властвуй». Особенно искусным и коварным этот ход Москвы является потому, что «Газпром» представил привлекательное экономическое обоснование этого проекта для европейских импортеров природного газа.

 

Ввод Россией в строй трубопровода «Северный поток-2» ослабить Европу в трех ключевых областях. Во-первых, это обеспечит России рычаги влияния на Германию и другие европейские страны. Имея столь значительную долю российских поставок, Германия станет заложником России и российских манипуляций, особенно в том случае, если Москва захочет повысить цены или — в экстремальной ситуации — сократить поставки. Это позволит Владимиру Путину обладать значительным влиянием, а Соединенные Штаты и Германия не должны исходить из того, что Россия никогда не будет прибегать к крайним мерам.

 

Во-вторых, трубопровод «Северный поток-2» позволит России обойти Украину при поставках природного газа в страны Европейского Союза. Другими словами, если Россия захочет перекрыть поставки природного газа на Украину, то это не затронет Германию, как это может произойти сегодня. Отделив друг от друга поставки в Евросоюз и на Украину, Россия сможет оказывать более сильное давление на Украину и перекрыть ей поставки природного газа, не прекращая поставок таким влиятельным региональным конкурентам как Германия. И, наконец, еще более важным, возможно, является то, что новый трубопровод обострит противоречия между странами Евросоюза, а также ослабит их решимость в отношении санкций, введенных против России из-за ее аннексии Крыма. «Северный поток-2» будет способствовать углублению связей между Евросоюзом и Россией и вытеснению других иностранных поставщиков, и в результате европейские страны окажутся в сложных экономических отношениях с Россией. В таком случае риску подвергнутся введенные против России санкции — европейские страны с тесными экономическими связями с Россией ставят их под сомнение. В их число входит Венгрия, которая в настоящее время ведет переговоры с Россией о поставках природного газа после 2021 года. В конечном итоге, этот трубопровод усугубит раскол между теми европейцами, которые озабочены влиянием России и возражают против ее доминирования, и теми европейцами, которым нравятся дешевые энергоносители и сотрудничество с Россией.

 

Москва в прошлом уже продемонстрировала желание использовать свое влияние как главного поставщика природного газа с целью оказания давления. Она прекратила поставки природного газа на Украину в 2006 году, в зимний период 2008 — 2009 годов, а также во время конфликта в 2015 году. Традиционно Россия устанавливает различные цены разным потребителям, и также угрожает прекратить поставки, пытаясь таким образом добиться геополитических целей.

 

Принимая во внимание последствия строительства трубопровода «Северный поток-2», не вызывает удивления то, что многие европейские страны рассматривают энергетику как главный вопрос в области безопасности. Небольшие страны Восточной Европы, которые, как правило, не имеют большого влияния при определении энергетической политики, как их более крупные соседи, оказываются особенно уязвимыми для российского давления. На слушаниях в Сенате с участием представителей восточноевропейских союзников энергетическая безопасность была одним из самых обсуждаемых тем, соревнуясь в этом отношении с военными вопросами и дезинформацией. Представители восточноевропейских государств говорили о важности диверсификации энергетических поставок. Так, например, польский посол, обсуждая планируемую интеграцию энергетических систем в Евросоюзе, отметил, что без энергетического союза «нет и Европейского Союза».

 

На самом деле, влиятельные европейские и американские политики понимают эти проблемы, и они попытались — безуспешно — использовать регуляторные инструменты для того, чтобы воспрепятствовать одобрению этого проекта, тогда как американские дипломаты настоятельно призывали, в частности, Данию выступить против его одобрения. Противники «Северного потока-2» по обе стороны Атлантики еще сохраняют надежду на то, что драконовское применение энергетических правил Евросоюза или обсуждаемое в настоящее время решение Дании в области национальной безопасности смогут в последнюю минуту остановить строительство этого трубопровода. Однако сегодня, когда на пути у него стоит только экологическое заключение, можно говорить о том, что он, скорее всего, будет построен. Поэтому Соединенные Штаты должны найти способ сбалансировать растущее влияние России и начать поддерживать процесс диверсификации, ослабляя тем самым зависимость от Газпрома. Соединенным Штатам нужно также поддержать строительство экспортных терминалов для сжиженного природного газа (СПГ), способствовать формированию глобального рынка сжиженного природного газа, что ослабит роль долгосрочных двусторонних контрактов, позволяющих таким странам как Россия предлагать выгодные условия. Кроме того, Вашингтону следует поощрять интеграцию энергетической инфраструктуры Евросоюза, а также способствовать переходу Европы на чистые виды энергии.

 

Существуют некоторые обнадеживающие сигналы со стороны администрации Трампа. В апреле министр энергетики Рик Перри (Rick Perry) объявил об одобрении планов строительства экспортного терминала для сжиженного природного газа Golden Pass, а директор Национального экономического совета (National Economic Council) Гэри Кон (Gary Cohn) призывает увеличить американский экспорт СПГ. События, происходящие в частном секторе, также являются позитивными. В июне польская компания получила партию СПГ от компании Cheniere Energy, и таким образом Польша стала первой страной бывшего советского блока, получившей сжиженный природный газ непосредственно от американской компании.

 

Более высокая энергетическая устойчивость может стать особенно важным фактором во время кризиса — как это было после катастрофы в Фукусиме в 2011 году, или — что очень важно — при любых попытках давления со стороны Москвы, что вызывает постоянный страх в Европе. Страны, обеспокоенные энергетическим влиянием России, понимают важность потенциальной защиты, предоставляемой, в частности, за счет поставок из Соединенных Штатов. На самом деле, Литва даже назвала свой терминал по приему импортируемого СПГ «Независимость» (Independence). Российское вмешательство в президентские выборы в Америке является серьезной проблемой и требует проведения полного расследования. Однако опасная энергетическая политика Москвы представляет собой угрозу для интересов Соединенных Штатов по поддержанию стабильности в Европе после Второй мировой войны, и она заслуживает серьезного внимания. Игнорирование этого будет лишь на руку России.