Вооруженные силы Турции нажали на кнопку для начала активных действий в отношении Африна, который находится под оккупацией Партии «Демократический союз» (PYD) / Отрядов народной самообороны (YPG), сирийского ответвления Рабочей партии Курдистана (РПК).
Турция вместе с уходом России из этого региона продолжает наносить артиллерийские удары по оккупированному YPG Африну. Источники сообщают, что до широкомасштабной военной операции остались считанные дни. Какую роль в этой операции сыграют Россия и Иран, наши партнеры по урегулированию сирийской проблемы в рамках астанинского процесса? Сотрудничает ли Турция с сирийской армией? Как параллельно с Африном управлять операцией в Манбидже? Ответы на эти вопросы прокомментировал для Aydınlık стратегический эксперт, бригадный генерал в отставке Наим Бабюроглу (Naim Babüroğlu).
Разрушение коридора
YPG, сирийское крыло РПК, оккупировали Африн в 2012 году и объявили о создании так называемого кантона. Затем в 2016 году был оккупирован и Манбидж. Эти два региона под оккупацией YPG находятся на западе от Евфрата. У Африна есть такая особенность: он граничит и с нашим Килисом, и с нашим Хатаем. Это место, откуда РПК, орудующая в горах Аманос, получает наибольшую поддержку. Следовательно, Африн — это один из сирийских районов, которые больше всего поддерживают РПК, обеспечивают ее человеческими ресурсами, и с точки зрения Турции это таит в себе важный элемент угрозы.
Сейчас, как вы знаете, есть планы по созданию так называемого коридора РПК на севере Сирии. Благодаря операции «Щит Евфрата» этот коридор был разделен, но в то же время на линии этого коридора были также Манбидж и Африн. Из-за элементов, разместившихся в этих районах, Турция не смогла провести операцию в отношении этих территорий. Сейчас же операцию в Ракке, которую США проводят совместно с YPG, можно рассматривать как благоприятную возможность для Турции. Теперь настал черед ликвидации восточного региона, так называемого коридора на западе от Евфрата.
Уход России вызван несколькими причинами. Россия заметила, что с операцией в Ракке YPG слишком приблизились к США. С другой стороны, известно, что после Ракки целью США / YPG будет Дейр-эз-Зор. Это регион, который пытается заполучить сирийская армия вместе с Россией. Для России, которая к тому же видит угрозы США «если будет использовано химическое оружие, мы нанесем удар», отныне еще более прояснились цели США в регионе. Вместе с тем тема Идлиба — тоже на повестке дня. Кто находится в Идлибе? Такие ультраджихадистские радикальные организации, как «ан-Нусра» (запрещена в РФ — прим. ред.), «Ахрар аш-Шам»… Кроме того, есть группы, которые прибыли с востока и присоединились к ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), как, например, так называемая «Группа Хорасан», совершившая массовое убийство в ночном клубе «Реина». Россия желает нейтрализовать эти группы игиловского толка, состоящие из лиц чеченской, киргизской национальности и так далее, до того, как они вернутся в свои страны. Поэтому и был расчищен путь к сотрудничеству. Турция, Россия и Иран начнут чистку в Идлибе. Это прояснится на переговорах 4-5 июля в Астане. Вслед за этим Россия согласилась перенести это сотрудничество и на Африн.
Африн будет взят под контроль, как Эль-Баб?
В отношении Африна будет проведена не такая операция, как в Эль-Бабе. То есть не весь город будет взят под контроль. Есть ряд населенных пунктов, которые находятся между Идлибом и Африном. В частности, Тель-Рифат южнее Африна и военный аэропорт Минниг. Когда Турция станет контролировать некоторые населенные пункты здесь, возникнет полоса безопасности, благодаря которой YPG и ИГИЛ не смогут вам противостоять. В этом и состоит цель Турции.
Таким образом, в Африне Турция возьмет YPG в кольцо и отрежет их связи с внешними регионами. Окружение обеспечит ослабление и исчезновение YPG самих по себе. Если вы спросите, когда начнется операция, думаю, что после встречи в Астане.
Убить одним выстрелом двух зайцев
По просьбе России сирийская армия блокировала путь Африн — Алеппо и обеспечила его безопасность. Помимо экономических причин, есть еще одна особая причина. Для возможной операции Турции в Манбидже необходимо препятствовать помощи, которая может поступать из Африна. Делая это, сирийская армия косвенно сотрудничает с Турцией. В то время как Турция получает такую историческую возможность, параллельно с операцией в Африне Гробница Сулеймана Шаха, которая находилась в 37 километрах к югу от границы, должна занять свое прежнее место. Таким образом, во многом будет взят под контроль путь, используемый при въезде в Манбидж и выезде из города. Угроза будет во многом предотвращена. Следовательно, так называемый коридор РПК будет уничтожен и в Африне, и в Манбидже. Если Турция сделает это, она убьет одним выстрелом двух зайцев.