Стратегический эксперт, бригадный генерал в отставке Наим Бабюроглу в беседе с Aydınlık (03.07) предположил, что на переговорах в Астане 4-5 июля может проясниться ситуация, связанная с возможными совместными действиями России, Турции и Ирана — партнеров по урегулированию сирийской проблемы в рамках астанинского процесса — в отношении Идлиба, где находятся такие ультраджихадистские радикальные организации, как «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ – прим. ред.) и «Ахрар аш-Шам». Кроме того, после встречи в Астане Турция может начать наземную операцию в отношении сирийского города Африн — контролируемого курдской Партией «Демократический союз» (PYD) / Отрядами народной самообороны (YPG), — до которой, как сообщается, остаются считанные дни.
На пятой встрече в Астане ожидается достижение договоренностей, в соответствии с которыми Идлиб в рамках проекта «зон деэскалации» будет находиться под контролем Турции и России, отмечает эксперт в области политической истории Ближнего Востока и международных отношений, профессор Дженгиз Томар (Yeni Akit, 04.07). В случае, если после изгнания радикальных элементов из Идлиба и проведения наземной операции в Африне Турция соединит эти территории с регионом, зачищенным в ходе операции «Щит Евфрата» и простирающимся до Эль-Баба, она станет обладать такой зоной влияния, благодаря которой в дальнейшем ее позиции за столом переговоров по политическому урегулированию в Сирии будут не менее сильны, чем у России, США, Ирана, добавляет эксперт.
На встрече «Астана – 5», на повестке дня которой — границы «зон деэскалации» в Сирии, также будет обсуждаться проект «совместной базы», которую Турция и Россия планируют создать в Идлибе в рамках обеспечения безопасности этих зон, информирует репортер Akşam (05.07).
Sabah (05.07) со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что в ходе переговоров между Турцией и Россией по поводу операции в Африне стороны во многом пришли к согласию. В ближайшее время соединения Свободной сирийской армии при поддержке ВС Турции могут начать операцию по зачистке Африна от YPG. Более того, высока вероятность того, что во время продвижения Турции по земле Россия будет прикрывать воздушное пространство с тем, чтобы не допустить оказания поддержки YPG.
После переговоров президента Эрдогана с министром обороны России Шойгу Москва призвала YPG покинуть Африн, сообщает журналист Haber7 (06.07) со ссылкой на неназванное высокопоставленное российское официальное лицо. Это, по мнению автора, показывает, что Россия не станет мешать Турции в Африне, возможно, с расчетом на то, что этот очищенный от террористов регион в дальнейшем будет передан под контроль сил сирийского режима. Отмечается, что Россия не скрывала своих контактов с YPG, но в отличие от США не допускала, чтобы эти связи навредили отношениям России и Турции, как и не ставила на одну доску Турцию и террористическую организацию.
«Турция не признаёт и не признает оккупацию Крыма, хотя она и пытается сблизиться с Путиным», — заявил крымскотатарский лидер Мустафа Джемилев в ходе визита в Анкару (Milliyet, 04.07).
Начало Россией воздушных операций в Сирии с конца сентября 2015 года изменило баланс сил в пользу евразийских держав сначала на поле боя, а затем и за дипломатическим столом, приходит к выводу Odatv.com (09.07). Отныне ни в США, ни в других западных странах, ни в Турции нет ни одного лидера, который верил бы в уход Башара Асада с поста президента или ставил бы такое условие.
Число россиян, прибывших в Анталью в июне этого года, возросло на 5134% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, а в первые шесть месяцев 2017 года — на 3857%, сообщает Vatan (04.07). В этом году ситуация в секторе туризма Турции значительно улучшилась благодаря именно российскому рынку, который стал «спасителем» для сектора, приходит к выводу заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Антальи Юсуф Хаджисулейман (Dünya, 06.07). Та же газета сообщает, что по числу российских туристов туристический сектор рассчитывает превысить показатели 2015 года и даже достичь цифр 2014 года (Dünya, 07.07).
Автор Türkiye (05.07) посвящает статью документальному фильму «Путин» американского режиссера Оливера Стоуна, который, как отмечается, вышел в свет за несколько дней до первой личной встречи Путина и Трампа. «Он искренен или играет — вы не можете угадать. О нем ходят такие полярные мнения… Для кого-то он супермен, принесший равенство в свою страну, для кого-то — президент, которому хорошо удается самоуправствовать… То в какой-то момент все в его манере выдает в нем верховного главнокомандующего, который всем сердцем и душой защищает свой народ и суверенитет своей страны, то вдруг перед нами провидец, чувствительный к проблемам окружающей среды, который видит будущее нового мира… По сути распад Советского Союза, в результате которого 25 миллионов российских граждан оказались отрезаны от своей родины, а также гласность и перестройка — это большое разочарование для российского лидера. В то же время эти переломные события открыли двери к его президентству», — пишет журналист.
В центре внимания автора Aydınlık (05.07) — сотрудничество России и Китая в сельскохозяйственном секторе, который, как отмечается, является важнейшей стратегической сферой взаимодействия двух стран и открывает новые яркие перспективы для них. Это сотрудничество не только таит в себе колоссальный потенциал для народов двух государств с точки зрения как производства, так и создания рабочих мест, но и служит поводом для принятия некоторых радикальных шагов с тем, чтобы «вырваться из тисков империалистической системы».
Odatv.com (06.07), сообщая о принятой Европарламентом резолюции по Турции, которая носит рекомендательный характер и в числе прочего призывает Анкару отказаться от строительства АЭС «Аккую», обращает внимание на тот факт, что в документе не содержится каких-либо оценок по поводу проекта строительства АЭС в Синопе, реализуемого японско-французским консорциумом.
Путин хвалебно отозвался об Эрдогане, пишет Sözcü (08.07) по итогам встречи российского и турецкого лидеров на полях саммита G20 в Гамбурге, обращая внимание на заявление Владимира Путина о том, что благодаря позиции президента Турции во многом стало возможным изменить ситуацию в Сирии к лучшему и нанести значительный урон террористическим формированиям.
В числе важнейших результатов саммита G20 в Гамбурге СМИ рассматривают российско-американскую договоренность о создании зоны деэскалации на юго-западе Сирии (Aydınlık, 09.07). Это, как отмечает Habertürk (9.07), первый шаг в рамках «меморандума о создании зон деэскалации в Сирии», который был подписан 5 мая странами — гарантами режима прекращения огня в Сирии (Россией, Турцией, Ираном), при этом на очереди — Северная Сирия. Посол в отставке Улуч Озюлькер подчеркнул важность этой договоренности с точки зрения проекта по борьбе с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — прим. ред.) и урегулированию сирийского кризиса.