Как и весь мир, скандинавские СМИ обсуждают кризис в отношениях между Россией и США. «Неужели и Путин махнул рукой на Трампа?— удивляется норвежский политический комментатор Уле Кристиан Стрём. — Путин так хотел, чтобы Трамп стал президентом, да и победитель на выборах говорил, что намерен улучшить отношения с Москвой. Но теперь, похоже, Путин больше на него не рассчитывает. Уж если при Обаме отношения между США и Россией были плохи, то теперь они стали еще хуже — и это несмотря на предполагаемые связи между людьми Трампа и влиятельными фигурами в Москве» (VG, 31.07).
«Оттепель не получилась, — соглашается главный политический обозреватель шведской газеты Dagens Nyheter (01.08) Микаэль Винярский. — Российский лидер Владимир Путин, как будто до последнего надеялся, что его доброжелательно настроенному американскому коллеге Дональду Трампу удастся разморозить отношения между США и Россией. Но теперь он, похоже, оставил такие мысли, по крайней мере, на некоторое время. Большой вопрос — как Трамп будет дальше поступать в отношении России. Ответ ясен: его действия по-прежнему будут непредсказуемы».
Санкции США против «Северного потока – 2» также в центре внимания скандинавской прессы. Преобладают негативные настроения в отношении сторонников этого проекта, особенно в Швеции, которая не является потребителем российского газа и имеет к проекту лишь косвенное отношение.
«Привязывать себя к российскому газу — это печально, — пишет политический редактор небольшой шведской газеты Ула Тедин. — Раскол между США и ЕС по энергетическому вопросу очень некстати. От этого выиграть может только путинская Россия! «Северные потоки» 1 и 2 все больше привязывают ЕС к российскому рынку энергоносителей в то время, как американский газ должен быть очевидной и привлекательной альтернативой. Несмотря на это, такие страны ЕС, как Германия и Австрия выбирают энергетические и политические связи с все более авторитарной Россией!» (Sydsvenskan, 30.07).
Чаще, чем раньше, негатив распространяется не только на Россию, но и на США. «У ЕС и США серьезные трения из-за антироссийских санкций», — констатирует датская деловая газета Børsen (25.07). В письме в редакцию руководитель отдела исследовательского центра EUROPA Катарина Сёренсен утверждает, что «Трамп и Путин заставили датчан еще горячее полюбить ЕС — 56% опрошенных говорят, что из-за агрессивности России они стали больше ценить европейское сотрудничество… А премьер-министр Ларс Лёкке Расмуссен даже назвал ЕС истинной жемчужиной!» (Fyens Stiftstidende, 27.07).
«Новое здесь то, что в Европе многие разделяют озабоченность России. Люди боятся, что эти санкции затронут и европейские компании. Кроме того, ведь страны G7, кажется, раньше договорились действовать сообща…», — пишет популярная норвежская сетевая газета VG (31.07).
Между тем известный датский журналист Ян Лунд, проживающий и работающий в Сингапуре, довольно скептически смотрит на антироссийские санкции и долгосрочные перспективы ЕС. В статье «Ну и кто же, собственно, оказался в изоляции?» он пишет: «Переход от прагматизма к идеологии лишил европейский континент перспектив, которые в течение 500 лет двигали его вперед. Россия — вот яркий пример. В Европе, да и в США, Россию рассматривают с точки зрения холодной войны… Россию попытались изолировать с помощью санкций, — как ранее Бирму, Иран и Северную Корею. И где же результат? Россия в изоляции? Это совершенная иллюзия!»
Автор рассказывает о внешнеполитической и внешнеторговой активности России: всего за восемь месяцев президент Путин и другие высокопоставленные официальные лица России встретились с коллегами из Индии, Китая, Японии и Филиппин и подписали различные соглашения. «По разным причинам 20 лет назад Россия была почти не видна на азиатском горизонте. Сейчас Россия предстает весьма заметным и активным игроком в Азии, в то время как ЕС постепенно теряется в тумане…» (Jyllands-Posten, 29.07).
На фоне правительственного кризиса в Швеции обозреватели призывают «не трогать министра обороны — на всякий случай», вспомнив о предстоящих совместных военных маневрах России и Белоруссии (Dagens Industri, 28.07). В результате он сохранил свое кресло (Svenska Dagbladet, 31.07), но журналисты снова недовольны — теперь им не нравится «низкий уровень военного сотрудничества Швеции и Финляндии». Шведскоязычная финская журналистка Урса Грюне в гостевой колонке цитирует маршала Маннергейма, который в мемуарах писал: «Я убежден, что этого (Зимней войны 1939 года) можно было избежать при наличии финско-шведского военного союза… Финляндия была слишком слаба, чтобы с помощью оружия защитить свой нейтралитет, вместо этого она полагалась на иллюзии и пустые обещания» (Sydsvenskan, 29.07).
Швеция же предпочитает развивать военное сотрудничество с США. «Большое американское военное присутствие ожидается во время военных учений „Аврора-17“ — это крупнейшие военные учения в Швеции с 1993 года с участием 19 тысяч шведских военнослужащих и 2 тысяч гостей из-за рубежа», — пишет военный обозреватель газеты Dagens Nyheter (24.07) Микаэль Хольмстрём.
Едва ли не все шведские газеты сообщили о том, что «семья Рауля Валленберга подает в суд на ФСБ». Шведский дипломат, выходец из влиятельной семьи предпринимателей Рауль Валленберг работал в Будапеште во время фашистской оккупации и, по шведским данным, помогал евреям покинуть страну. О нем не было сведений с 17 января 1945 года, как пишет газета, «по официальным данным СССР он скончался в тюрьме на Лубянке 17 июля 1947 года». С тех пор Швеция не оставляет попыток «узнать все о его судьбе» (Dagen, 28.07).
Противостояние команд России и Швеции на Чемпионате Европы по футболу среди женщин в Португалии всю неделю приковывало внимание шведской прессы. Разгром сборной России итальянской команды заставил шведских болельщиков поволноваться. «Россия уже готова к победе», — озаглавила статью Sydsvenskan (21.07), взяв интервью у капитана Елены Фоминой. Однако уже вскоре, после удачного выступления сборной Швеции, настроение переменилось: «Швеция — Россия 2:0. Секрет успеха — длинная скамейка запасных» (Sydsvenskan, 24.07). «Убедительная победа, мы — лучшие!», — радуется Helsingborgs Dagblad (23.07).
Некоторым диссонансом на общем фоне звучат новости из северной норвежской области Финнмарк. «Жители Финнмарка смеются над страхами Осло из-за России», — передает репортер популярной газеты VG (31.07). Наиболее жизнерадостным оказался, как всегда, «красный Руне» Рафаэльсен, глава коммуны Сёр-Варангер. «Они там в Осло никогда не понимали, чем живет Финнмарк, — говорит он. — Только у нас одних во всей Европе есть удостоверения жителей приграничной территории. К нам русские ездят за продуктами, в магазинах работают русские, даже указатели на улицах у нас на русском языке. Наш Киркенес — настоящий центр геополитики!»
Еще один пример — Вилли Бангсунд и Сергей Кожухов, члены клуба классической борьбы. Они познакомились на соревновании 40 лет назад, а когда Вилли ушел на пенсию, Сергей занял его место тренера в норвежском клубе. «Санкции придумали политики и СМИ, — говорят друзья. — Мы тут живем совсем в другом мире…»
Большой репортаж из Крыма подготовил датский корреспондент в России Поуль Фундер Ларсен. «Укусы комаров и меланхолия», — вот чем запомнился журналисту полуостров. «Чуть более трех лет после присоединения к России санкции Запада по-прежнему кусаются, а инвестиции приходят лишь тонким ручейком; эйфория жителей испарилась. „Мы больше не верим теленовостям — ни российским, ни украинским“, — говорит пенсионер из Симферополя» (Jyllands-Posten, 30.07).
«Если бы у меня была возможность отдыхать где угодно, я бы никогда в жизни не выбрал Крым», — признается отставной моряк, а ныне трудящийся туристической отрасли в Севастополе. «Никакого паломничества в путинскую туристическую Мекку на Черном море не видно — украинцы не стремятся больше в Крым, а турпоток из России — не в ожидаемых объемах. Высокие цены, плохое состояние экономики России и жесткая конкуренция со стороны других туристических направлений дорого обходятся Крыму» (Jyllands-Posten, 31.07).
«Вооруженные до зубов „вежливые люди“ сделали Крым российским; аннексия Крыма в 2014 году изменила историю Европы. Механика российской операции и слабая украинская реакция — это опыт, который не следует игнорировать», — делает вывод автор (Jyllands-Posten, 24.07).