Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская культура еще не мертва

О чем думает Россия? Несмотря на войну между властями и миром культуры, российские актеры, писатели и композиторы создают искусство, которое расходится по всему миру, считает писательница Людмила Улицкая.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы живем в интересное время. Мы трудимся, стремимся честно смотреть на происходящее вокруг, не стоя иллюзий, но и не теряя надежды. Каждый обдумывает собственные мысли. Российская культура здорова, она полна жизненных сил и цвета, и мы можем насладиться хорошей книгой, хорошими спектаклями и фильмами, хорошей музыкой и хорошими картинами, в том числе за границей.

Последние годы у нас слышно о репрессиях по отношению к режиссерам, художникам, журналистам: от постыдного суда над группой Pussy Riot до недавнего обыска в московской квартире Кирилла Серебренникова. Россия — страна традиций, на что делается особый упор в последнее время. Причем самых разных традиций. Война властей и культуры явно входит в их число. Культура же представляет собой инструмент, который позволяет нам оценить температуру общества.


Творцы в России редко когда могут похвастаться триумфальным жизненным путем. Тютчев был одновременно великим поэтом и имперским чиновником, однако на другой стороне стоят десятки художников, которые не хотели иметь ничего общего с властью и не пытались заручиться ее благосклонностью. Кстати говоря, тюрьма — это одна из главных тем российской литературы: «Записки из мертвого дома» Достоевского, «Воскресение» Толстого, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, «Остров Сахалин» Чехова… Достоевскому пришлось побывать на каторге, а Толстого объявили пусть и не «иностранным агентом», но разрушителем основ государства и веры.


В первые годы революции репрессии в отношении культуры только усилились. Список расстрелянных, сломленных и разоренных творцов просто огромен: Гумилев, Мейерхольд, Михоэлс, Мандельштам… Режим уничтожил весь литературный и художественный авангард. Анна Ахматова, Борис Пастернак, Андрей Платонов — все они стали жертвами клеветы и гонений.


Как мне кажется, российская культура здорова, она полна жизненных сил и цвета. За последние годы мне довелось побывать на десятках прекрасных спектаклей, посетить целый ряд качественных выставок… Мне хотелось бы познакомить вас с моими личными впечатлениями. По большей части я была всего лишь внимательным зрителем, хотя мне и довелось принять участие в некоторых мероприятиях. Во всех случаях речь идет о произведениях российских художников в широком смысле этого слова, в том числе спектаклях и выставках за границей. Разве это не доказательство того, что у российской культуры есть международный размах? Некоторые из тех, с кем мне довелось говорить, эмигрировали и теперь живут в других странах.


«Слушая Бетховена»


Январь 2016 года, Москва. Последний фильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Изящная, но жесткая картина. Рука мастера. Через бетонные плиты пробивается росток, за ним — другой, третий… Начинается битва: ростки уничтожаются все более современными машинами. Это фильм-парабола. Все происходит под волнующую музыку Бетховена, и возникает удивительная параллель. Можно ли передать словами музыку? Бардину же все удается просто прекрасно: он придает размах этой череде, казалось бы, элементарных кадров. Фильм снимался на собранные средства. Государство не финансирует подобные картины. Мне очень понравилось то, как и почему все было сделано. Краткость — сестра таланта.


«Похороны Сталина»


Декабрь 2016 года, Москва. Гоголь-центр, Кирилл Серебренников. Вестибюль увешан фотографиями заключенных. Что за лица! Спектакль называется «Похороны Сталина». Предположительно он должен касаться смерти композитора Прокофьева, который скончался в один день с вождем. Как бы то ни было, зрителям показывают похороны Сталина. Многочисленная труппа отображает толпу. Постановка просто фантастическая. Толпа, как один большой организм, живет, дышит, качается, падает, уходит со сцены, оставив после себя груду одежды и обуви.


В перерывах между выходами толпы вставлены выступления людей из зала. У каждого есть, что сказать. Мое выступление самое короткое. Я появляюсь в белой рубашке с пионерским платком вокруг шеи и рассказываю: 1953 год, мне десять лет, я нахожусь в переполненном актовом зале нашей школы. Это школа для девочек. Розовые, красные и пурпурные лица залиты слезами. Все плачут, но мне не хочется. Меня охватывает чувство печали, тоски и глубокого одиночества. Не знаю, почему, но мне не хочется плакать. Я — чудовище! Всю жизнь одно и то же! Все плачут, а мне не хочется. Все смеются, а я не вижу ничего смешного… Выступление я завершаю словами: «Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство». Это импровизация.


История похорон Сталина периодически прерывается новостью о кончине Прокофьева, невозможности пронести его тело из-за бесчисленного множества жителей столицы, которые пришли отдать дань памяти Сталину (все закончилось давкой и гибелью людей). Шесть студентов несут гроб Прокофьева, прокладывая себе путь через толпу. Представляющий Прокофьева музыкант периодически играет на фортепиано. Попытки композитора раствориться в советском пространстве, его достижения, угнетения и семейная история через переписку — все это показано в этих сценах. Шесть студентов следуют за гробом Прокофьева, неся в руках цветы в горшках: в тот день у продавцов не найти ни букета, потому что все цветы пошли на могилу вождя…


Кирилл поставил великолепный спектакль. Это представление в духе флешмоба должно было пройти всего раз. После него остается ощущение новой эстетики, которой под силу отразить современные социальные процессы. Этот режим подобен зубной боли. Он осточертел, но и бороться с ним уже нет сил. Это невозможная и бесполезная борьба, как удар кулаком в студень. Студень, который затем намертво вцепится в вас…


«#конституциярф»


Февраль 2017 года, Екатеринбург. Спектакль «#конституциярф» режиссера Пермского академического театра Владимира Гурфинкеля был отобран для представления екатеринбургском Ельцин-центре. Гурфинкель собрал для молодежь со всей страны и гордится своей идеей. Молодые актеры талантливы, а некоторые обещают стать настоящими звездами.


Текст написан самим режиссером. В этом, кстати говоря, заключается характерная черта нашего времени: режиссеры чаще всего сами пишут тексты и создают своеобразные «коллажи», а не ставят традиционные драматические произведения. Гурфинкель чередует тексты современных авторов (в том числе и один из моих) со статьями российской Конституции 1993 года. Происходящее на сцене контрастирует с текстами конституции. Это театр с мощным политическим подтекстом. Иногда звучащее смешно, а иногда грустно.


Екатеринбургский Ельцин-центр — красивое здание, своего рода интеллектуальный клуб с образовательными программами. Я не особенно люблю Ельцина, но меня тронуло показанное там видео с его обращением при уходе: он просит у народа прощения за все невыполненные обещания. Это единственный пример раскаяния представителя российской власти за несдержанное слово. Как бы то ни было, одно из решений Ельцина, быть может, самое главное, простить никак нельзя: он назначил своим преемником Путина. У него был выбор между ним и Немцовым. Все это — масштабный политический театр.


Кроме того, в Музее Ельцина можно увидеть целый ряд трогательных предметов — от бронированного ЗИЛа до свадебного наряда Наины — скромное платье советского образца с круглым воротником, как у девочки… Советский минимализм.


Мы живем в интересное время. Мы трудимся, стремимся честно смотреть на происходящее вокруг, не стоя иллюзий, но и не теряя надежды. Каждый обдумывает собственные мысли. Поверьте мне, наша культура еще не мертва, и мы можем насладиться хорошей книгой, хорошими спектаклями и фильмами, хорошей музыкой и хорошими картинами. Сходите на новые российские фильмы Виталия Манского и Сергея Лозницы, Андрея Звягинцева и совсем еще молодого Кантемира Балагова, ученика Сокурова.


Это важнейшие на сегодняшний день культурные события. Что касается самого разного неодобрения, начиная с того же министра культуры, это цена, которую приходится платить за честность нашего труда.

Обсуждение
Комментариев: 46
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Александр Рыбакин
7 августа 2017, 16:52
Если аффтарша о себе, то это не надолго.
m
maksav2008
7 августа 2017, 18:22
Александр Рыбакин, Еврейские традиции, обкакивать фсё, что не по Кицур Шульхан Арух, то ерунда. Вот где нацысты окопались.
zwaan
7 августа 2017, 16:52
Ревнивая она, эта Улицкая. Ревнивая и завистливая. Вспомнила всех поименно, никого не оставила, от Князя Курбского до Пуськи Раят - а вот про Бродского, Иосифа нашего, словно воды в рот набрала. Стыдно это, сестра. Стыдно и нехорошо.
крымнаш
7 августа 2017, 16:54
Тьфу, блин! Эльфы про эльфов...))
Анфисонька
7 августа 2017, 16:56
Наша вороватая пятая колонна от "искусства". 38 деятелей культуры подписались в поддержку бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского, арестованного по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере с бюджетными средствами (200 миллионов) - они именуют обвинение "абсурдным" и требуют освободить его из-под стражи на время следствия. Об этом говорится в открытом письме, которое опубликовано на сайте "Эха Москвы" и которое предоставлено ТАСС пресс-службой "Гоголь-центра". Письмо, в частности, подписали кинорежиссёры Александр Сокуров и Павел Лунгин, театральные режиссёры Иосиф Райхельгауз, Борис Юхананов, Сергей Женовач, Андрей Могучий, телеведущий Владимир Познер, певец Андрей Макаревич, композитор Борис Филановский, писатели Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая, поэт Лев Рубинштейн, литературовед Мариэтта Чудакова, искусствовед Анатолий Голубовский, театральный критик Елена Ковальская, перформансист/акционист Фёдор Павлов-Андреевич, дирижёр Теодор Курентзис, архитектор Евгений Асс, мультипликаторы Гарри Бардин и Юрий Норштейн, главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, журналист Ксения Ларина.
0
0ncnjqybr
7 августа 2017, 17:30
Извините за пошлость, но интересно -- а не евреи в списке есть? Уточню -- меня интересуют также четверть евреи по дедушке. А Норштейна и Бардина видеть в списке обидно. Остальных я или не знаю, или век бы не знал.
m
maksav2008
7 августа 2017, 18:25
Анфисонька, Одни евгеи другого отмазывают, в чем тут удивление не понимаю....
n
naemnik
7 августа 2017, 21:11
Анфисонька, по моему - Сорокин не еврей. Японец, вроде. Впрочем, какая разница... (С)
Светланка
7 августа 2017, 21:25
Анфисонька, что характерно: нормальные, достойные деятели культуры не подписали эту хрень...
К
Коньяков-Водкин
7 августа 2017, 16:58
В последние годы у нас слышно о репрессиях по отношению к режиссерам, художникам, журналистам: от постыдного суда над группой Pussy Riot... --------------------- Ну уж если Pussy Riot художники, то Брейвик пацифист.
Баритон
7 августа 2017, 17:02
Коньяков-Водкин, это искусство такое у них, панковское: криворукое, противное на вид и слух, но зато идея - супер! Не носите, русские, как вы привыкли, носки под сандалии, и не пейте водку, этим вы становитесь похожи на панков-ПусьРиоток!
0
0ncnjqybr
7 августа 2017, 18:15
Баритон, они даже чисто технически не художники.
AndrewB
7 августа 2017, 17:01
Кстати говоря, тюрьма — это одна из главных тем российской литературы Кстати говоря, это даже не враньё, а обычная в определённых кругах подмена действительного на желательное.
0
0ncnjqybr
7 августа 2017, 18:10
AndrewB, в Англии, например, тюрьма не смогла бы стать одной из главных тем - уж больно легко там вешали. Зато как народ сидел в долговых тюрьмах(см. Дикенса)!
К
Коньяков-Водкин
7 августа 2017, 17:04
одно из решений Ельцина, быть может, самое главное, простить никак нельзя: он назначил своим преемником Путина. У него был выбор между ним и Немцовым. ----------------------------- Назначение Путина было единственным решением Ельцина, которое принесло пользу России. Если бы на его месте был Немцов, России бы давно пришел северный пушной зверей.
0
0ncnjqybr
7 августа 2017, 18:04
Коньяков-Водкин, может он когда-нибудь в Екатеринбурге ещё выделил деньги на починку сарая.
nkuznecov
8 августа 2017, 01:05
Коньяков-Водкин, Примаков был бы не хуже. Сделал бы всё тоже самое, но не засиделся бы, как нынешний.
U
Unkas
7 августа 2017, 17:05
Люди, оправдывающие дибилизм и выходки пуси райт уважения у меня не вызывают. Это скорее грантоеды.
Баритон
7 августа 2017, 17:07
Ох уж этот список жертв кровавого сталинского режима среди художников слова! Не поняла тонкая художественная душа, что те бешеные бабки, которые кровавый большевистский режим им отваливал за их художества, был платой за духовную проституцию, как это принято во всех странах, и за прославление строя. Подумала глупая душа, что она имеет право получать бешеные баблосы и есть ананасы с рябчиками, а кровавый большевистский режим не прославлять, и даже ругать и поучать, вот и поплатилась. Между прочим, антикоммунисты продавались куда легче большевиков, и от кровавого тирана Сталина почти не страдали, как сыр в масле катались. Взять хотя бы Булгакова, того самого, с МастероМаргаритой неопубликованной...
К
К-700
7 августа 2017, 17:08
Таки ще не вмерла российская культура.
m
mirymir
7 августа 2017, 17:11
"Последние годы у нас слышно о репрессиях по отношению к режиссерам, художникам, журналистам: от постыдного суда над группой Pussy Riot до недавнего обыска в московской квартире Кирилла Серебренникова. В первые годы революции репрессии в отношении культуры только усилились. Список расстрелянных, сломленных и разоренных творцов просто огромен: Гумилев, Мейерхольд, Михоэлс, Мандельштам… Режим уничтожил весь литературный и художественный авангард. Анна Ахматова, Борис Пастернак, Андрей Платонов — все они стали жертвами клеветы и гонений". Все, ритуальная заставка сделана, теперь можно о продолжить о хорошем: "Как мне кажется, российская культура здорова, она полна жизненных сил и цвета". Дальше подумала: что-то слишком оптимистично получилось - надо уравновесить: "..Этот режим подобен зубной боли. Он осточертел, но и бороться с ним уже нет сил. Это невозможная и бесполезная борьба, как удар кулаком в студень. Студень, который затем намертво вцепится в вас…" В результате получилось, что при именно при этом "осточертевшем" режиме российская культура здорова, она полна жизненных сил и цвета". Что сказать-то хотела? Может кроме Улицкой еще кого-нибудь спросить, с другого краю, Михалкова, например - для баланса и объективности.
К
Коньяков-Водкин
7 августа 2017, 17:13
Начинается битва: ростки уничтожаются все более современными машинами. Это фильм-парабола. ----------------------- Гиперболу, как художественный приём знаю, но вот что такое парабола в кинематографе? Наверное большая писательница не обязана разбираться в подобных мелочах. Чукча не читатель, чукча - писатель. Прошу прощения у этнических чукчей, я не расист.
0
0ncnjqybr
7 августа 2017, 17:57
Коньяков-Водкин, она имела ввиду эпициклоиду. Почему? Потому, что мы с ней оба не знаем, что бы это значило. Я именно так и догадался.
б
булхарин
8 августа 2017, 18:34
Коньяков-Водкин, По английски parable - значит басня. Почему склизкая Улитка не написала "фильм-басня" - ее раввин знает.
РЮС
7 августа 2017, 17:16
... стремимся честно смотреть на происходящее вокруг, не стоя иллюзий, но и не теряя надежды. __________________________________________________________________________ Браво, великолепный подход, и не только к культуре. Практически все новые веяния и направления на поприще Искусства (именно с большой буквы) происходили в столкновениях с уже сформировавшимися мнениями и точками зрения. Еще всегда с официальной позицией власть предержащих. Конечно, инсталляции с выделениями человеческими, прибитая к брусчатке мошонка художника или кривлянья (извините "перфоманс") придурашных бабенок в молельном доме так и останутся вехами поиска новых форм, и скорее всего будут забыты со временем. Но, что то останется. Давайте быть терпимее к художникам (даже если не вписываются в наше мироощущение, как художники), они как дети, ранимые и ревнивые, ласковые и отзывчивые и, все просто жаждущие аплодисментов. Тихо, спокойно. Я сам любитель монументальных картин социалистического реализма (любого реализма) Но, мои пристрастия не должны быть препятствием на пути новых, пусть и шизофренических, идей.
Б
БЧ2
7 августа 2017, 19:49
РЮС, "так и останутся вехами поиска новых форм" Если это - поиск новых форм (в искусстве ?), то таких искателей у нас тринадцать на дюжину. В том смысле, что любой профан с IQ даже ниже нуля может заявить о своих амбициях на "творчество", на "поиск новых форм" - а мы будем вынуждены поддакивать : ну да, это же искюсство, люди исчют, дайте им свободу... и смотреть на эту ПОХАБШИНУ. В реальности же эти, мягко говоря, заскоки - никакого отношения к искусству или поиску своего в нём места не имеют. Это лишь способ пробить себе популярность. Похабную, идиотскую - но зато сколько шума вокруг этих бесславных имён !
Б
БЧ2
7 августа 2017, 21:58
РЮС, "Пусть резвятся, потомки рассудят" Не-не-не. Ждать решения потомков не надо - мы ведь сами с головами и должны о потомках позаботиться. Им будет достаточно их современников, увы... И если уж позволять подобным людишкам резвиться, то где-нибудь в тёмной комнате за запертыми дверями - чтобы дурь свою на люди не выносили, не позорились. И только за СВОЙ счёт. Госказна не надувная, чтобы за народный счет кормить откровенных дармоедов и толкателей аморальных "ценностей" (а даже если и надувная...).
OlegAtorS
7 августа 2017, 17:22
В Российской Империи безродных космополитов к национальной культуре на пушечный выстрел не подпускали. Большевики подложили мину замедленного действия. И она все тикает, тикает...
m
mirymir
7 августа 2017, 17:23
"Я не особенно люблю Ельцина, но меня тронуло показанное там видео с его обращением при уходе: он просит у народа прощения за все невыполненные обещания. Это единственный пример раскаяния представителя российской власти за несдержанное слово". "Невыполненное слово"!!! Решающая подпись под смертным приговором СССР. "Как бы то ни было, одно из решений Ельцина, быть может, самое главное, простить никак нельзя: он назначил своим преемником Путина. У него был выбор между ним и Немцовым". Не так, я это видел своими глазами по ТВ (смену кандидатур в Госдуме: "Аксёненко активно лоббировался Татьяной Дьяченко, Абрамовичем и Мамутом. Был момент, когда Ельцин позвонил Селезневу (17 мая 1999 года) и сказал, что в Думу вносится кандидатура Аксёненко, о чём думский спикер и объявил на пленарном заседании. Все тогда зашумели, потому что на премьерский пост была уже внесена кандидатура Степашина. На что Селезнев ответил: «Я же утром мыл уши». А было так. Татьяна зашла к отцу, и при ней Ельцин действительно позвонил Селезневу. Когда же она вышла, то Борис Николаевич послал адъютанта забрать указ на Аксененко, который сам при Татьяне подписал и отправил в Думу. Говорят, что, ещё не зная этого, Татьяна Борисовна позвонила Аксёненко и сказала, чтобы тот открывал шампанское. Аксёненко не позволили стать президентом обстоятельства: против него серьёзно выступала чубайсовская группа. Ельцин же не мог допустить раскола во власти, а потому в конце концов нашёл компромиссную фигуру в лице Путина. — Источник из администрации Президента РФ" Кстати, действительно,именно "чубайсовцев" устроил компромисс с кандидатурой Путина.
zwaan
7 августа 2017, 17:42
mirymir, если бы Путин уже тогда был бы Путиным, он никогда не был бы Путиным сегодня...
m
mirymir
7 августа 2017, 17:50
zwaan, Путин всегда был Путиным, а вот обстоятельства менялись). Главное, что определило - надежность, держит слово, соблюдая договоренности. И сейчас его держит в том, что касается конкретных личностей.
d
dsvisd
7 августа 2017, 17:33
Российская культура мертва - художники, поэты, связанные с ними традиции, это всё очень хорошо, но нет массового интереса к этой культуре - это удел узкого круга лиц, для которых трагическая констатация Мандельштама - "Мы живём под собою не чуя страны" - стала прямо-таки лозунгом на боевом знамени - ничего не слышать и не видеть вокруг себя считается среди российской интеллигенции почётным. Улицкая это вполне демонстрирует. Стоит ли жалеть о смерти российской культуры? Ну она пришла к своему логическому завершению, да и зачем, собственно помогать тому, кто сам себе не то что не помогает, а прямо-таки вредит. Так что пусть умирает, а мировой пролетариат возьмёт в коммунизм лучшие достижения этой культуры - Толстого, Маяковского и других великих творцов.
a
and_ivanov
7 августа 2017, 17:43
Людмила Улицкая страшно спалилась, не назвав себя в числе жертв репрессий. Слуга режима? А за неким Кантемиром Балаговым присмотрим, спасибо за наводку, Милка.
Чайников
7 августа 2017, 18:27
"Это важнейшие на сегодняшний день культурные события" какой ужас
o
oldmajor
7 августа 2017, 18:48
Творцы евреи от культуры хотят просто воровать также как олигархи евреи... но что то не выходит.
service_cbs
7 августа 2017, 19:15
Как же так?! Пуссей вспомнила, а знаменитое полотно (или как его там) с Павленским и прибитыми к Красной площади гениталиями - нет! А он жив! Жив! И гениталии живы!
s
shg200
7 августа 2017, 19:52
Согласно авторше, "российская культура" и "синагога" - одно и то же.
n902sh
7 августа 2017, 20:43
Гениальные работы всегда появлялись во время жестких репрессивных режимов. Надо бы их всех к ногтю, пусть еще более гениально творят. А то привыкли бюджеты пилить.
n
naemnik
7 августа 2017, 21:03
"Какая отвратительная рожа..." (С) Хотя до нобелевского лауреата (как ее там - Аликсиевич?) все равно не дотягивает.
Светланка
7 августа 2017, 21:23
одно из решений Ельцина, быть может, самое главное, простить никак нельзя: он назначил своим преемником Путина. Дура ты, Улицкая и книжки у тебя дурацкие.
С6
Слава 66
7 августа 2017, 21:57
Сходите на новые российские фильмы Виталия Манского и Сергея Лозницы, Андрея Звягинцева и совсем еще молодого Кантемира Балагова, ученика Сокурова.Но никто не идет, вот- то в чем дело. И Улицкую никто не читает, кроме крошечной группки московских "интеллектуалов".
А
Альфонс
7 августа 2017, 22:29
Еврейский оккупант Улицкая не есть русская культура. Это еврейская блевотина и еврейская паталогическая злоба.
nkuznecov
8 августа 2017, 01:20
Улицкая, нормальный писатель (ремеслом владеет, хлеб ест недаром), но публицист из неё как и .овна пуля. Это у многих литератров почему то, книжки пишут толково, а пустяковую заметку до комитрагифарса доводят. PS Серебрянников никакого отношения к российскому театру не имеет . Да, чел модный реж, но он не театрал, а шоумен-атракционист, ну по простому он цирком в театре занимается, что неплохо продается, "why not".
o
olgval
8 августа 2017, 01:59
ненавидит русских до печенок и считается русским писателем. Что Улицкая больна мне все равно, но есть вопросы к нам - как мы можем считать эту даму русским писателем??
б
булхарин
8 августа 2017, 12:18
"...Я — чудовище! Всю жизнь одно и то же! Все плачут, а мне не хочется..." Нельзя не согласиться. Чудовище она и есть.
б
булхарин
9 августа 2017, 12:01
Не мертва культура: Московская художница напоила гостей выставки вином с менструальной кровью Сегодня в 10:24, просмотров: 15852 Московская художница Полина Музыка сообщила на своей странице в Facebook, что организовала выставку, на которой напоила посетителей вином с добавлением своей менструальной крови. Свою акцию девушка посвятила оскорблению чувств верующих. Некоторых гостей выставки вырвало после осознания случившегося, рассказала Музыка.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем