Давайте проведем эксперимент. Как мы представляем себе коренного жителя Латинской Америки? Какой он? В каком ландшафте мы его видим? Что он делает? Скорее всего в нашей голове возникнет картинка с каноэ или хижиной? Где нет бетона и светофоров. Нам сложно представить его, по крайней мере в первый момент, переходящим дорогу в большом городе.
Но статистика говорит об обратном: 49% индейцев Латинской Америки в последние десятилетия перебрались в города. Между тем, как замечает в этом интервью Херман Фрейре (Germán Freire), эксперт по социальному развитию Всемирного банка, образ индейца-горожанина идет вразрез с коллективным представлению о том, что значит «быть индейцем».
По случаю празднования 9 августа Международного дня коренных народов и десятой годовщины принятия Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года мы коснемся этой важной для региона темы.
El Pais: Почему коренное население Латинской Америки мигрировали с территорий традиционного расселения в города?
Херман Фрейре: На это влияют разные факторы. Часто представители коренных народов мигрируют по тем же причинам, что и остальные латиноамериканцы. В городах больше шансов устроиться на работу, получить образование, получить доступ к здравоохранению и другим услугам. В Перу, например, вероятность того, что индейская семья будет жить впроголодь на 37% выше в сельской местности, чем в городе.
Но более весомой причиной обычно становится доступ к образованию и здравоохранению. Хотя начальная школа за прошлое десятилетие пережила беспрецедентную экспансию, остаются серьезные бреши в том, что касается среднего и высшего образования. Медицинские услуги также часто недоступны в деревнях, даже если формально заявлено наличии доступа к ним.
С другой стороны традиционные территория расселения коренных народов подвергаются все большей экспансии со стороны сельскохозяйственных и ресурсодобывающих компаний. Пятая часть бассейна Амазонки, например, имеет большой ресурсный потенциал, и 20% этой территории заселена индейскими племенами. Внутренние конфликты тоже нанесли огромный урон сельским поселениям коренных жителей в таких странах как Гватемала, Колумбия или Перу.
Все эти факторы отчасти объясняют, почему на сегодняшний день около 50% индейского населения проживает в городах. В некоторых странах этот процент гораздо выше. В Аргентине, например, индейцев-горожан более 80%.
— С какими основными сложностями приходится сталкиваться представителям коренных народов Латинской Америки, которые решили переехать в город?
— Положение индейцев в городах парадоксально, потому что хотя в целом им живется лучше, чем в местах традиционного заселения, но правда и то, что они включаются в городскую жизнь в очень невыгодных условиях. Их традиционные знания и технологии не ценятся на трудовом рынке города, поэтому часто они могут устроится только на низкооплачиваемую или полулегальную работу, что, конечно, негативно отражается на их социально-экономической защищенности.
Кроме того, индейцы, как правило, вынуждены селиться в неблагополучных районах, где меньше трудовых возможностей и услуг и которые менее защищены от природных катастроф. Индейских семей, живущих в маргинальных районах, в два раза больше, чем не индейских.
Все это представляет серьезную проблему для правительств и учреждений, потому что инклюзивные стратегии, направленные на оказание дифференцированных услуг коренному населению, были разработаны в расчете на сельские сообщества. На самом деле образ индейца-горожанина идет вразрез с коллективным представлением о том, что значит «быть индейцем». А между тем количество индейских семей в городах будет только расти, судя по тенденции последних десятилетий.
Иными словами, города предлагают индейцам широчайшие возможности, но оборотная сторона медали в том, что они становятся жертвами новых форм дискриминации. Региональные власти должны предпринимать больше усилий, чтобы разработать стратегии, которые позволили бы облегчить доступ, в частности, к образованию, жилью, услугам, не вынуждая их отказываться от своей культуры и самобытности. В одном из исследований Всемирного банка отмечается, что чувство собственного достоинства должно в первую очередь культивироваться, чтобы инклюзивная социальная политика была успешной.
— Какую роль играет индейская женщина в городских условиях?
Но несмотря на эти обстоятельства, индейские женщины играют в городских условиях центральную роль. Они используют свои традиционные знания и навыки, например, народной медицины. Кроме того, они являются своеобразным «якорем» традиционной культуры и индейских языков для детей. Они предприимчивы и умеют сочетать аспекты традиционного хозяйствования, как солидарность и обмен, с рыночными.
Но не менее важно и их растущее участие в общественном пространстве, в принятии решений на местном, государственном и региональном уровне. Ярким примером служат женщины венесуэльско-колумбийского народа вайю, которые смогли занять высокие государственные, академические и иные посты по обе стороны границы. Женщина — это ось, вокруг которой традиционно вращается культура народа вайю, что, естественно, она и принесла в такие города как Риоача или Маракаибо.
— Какой вклад коренные народы могут внести в городскую жизнь?
— Значительный. У индейце иное видение принципов социальной организации, организации пространства, взаимодействия с окружающей средой, стратегий сдерживания, форм политического участия. Они знают местные языки, принципы традиционной медицины и национального зодчества. Использование всего этого может разнообразить городскую среду и сделать ее более дружелюбной.
Известным примером участия коренного народа в организации городской жизни и участия в жизни государства является боливийский город Эль-Альто. Индейцы аймара, посредством своего традиционного органа самоуправления — соседских советов — не только сыграли ведущую роль в создании городского пространства и управлении им, но и превратились в центральную силу государственной политики.
Менее известными примерами являются пригороды Буэнос-Айреса и Ла-Платы. Мало кто знает, что в них сконцентрирована значительная часть коренного населения Аргентины — примерно четверть. В Ла-Плате, например, в районе Ислас-Мальвинас проживает община народа ком, которая сумела не только занять достойное место, но и добиться своего полноценного включения в городскую среду. Практически при полном отсутствии поддержки извне, индейцы ком построили себе жилье, организовали общее пространство согласно собственным взглядам на принципы солидарности и общежития, несут коллективную ответственность за питание и воспитание детей, организовали школьные и внешкольные занятия по изучению родного языка и своей культуры. Такие примеры есть по всей Латинской Америке, но до сих пор они не привлекали достаточного внимания и оставались незамеченными.
И именно это — задача, которую предстоит решить в первую очередь. Мы не обладаем достаточным количеством знаний о нуждах и возможностях коренного населения в городских условиях, поскольку до недавнего времени эта тема не стояла на повестке дня развития региона. Отчет «Коренные народы Латинской Америки в XXI веке», который мы выпустили в прошлом году, предлагает начать воспринимать коренные народы в контексте их гетерогенности. Модели развития и аналитические инструменты, которые мы используем сегодня, чтобы удовлетворить их нужды и требования, не учитывают того факта, что половина коренного населения региона проживает в городских условиях. Существуют также многочисленные формы маргинализации, которые могу накладываться одна на другую, потому что не одно и то же быть индейской женщиной, ребенком, стариком и т.д.
При этом я убежден, что от включения коренных народов в развитие городской среды мы выиграем все. В некоторых городах они составляют значительную часть городского населения, которая может сделать большой вклад в местную экономику, принятие решений, поиск решений критических проблем наших городов, таких как разумное расходование природных ресурсов или гражданский активизм. Самым большим богатством региона всегда было его разнообразие, именно поэтому имеет смысл принять во внимание гетерогенность взглядов и предложений, вносимых в проект развития городов региона.