По мере того как энергетические войны в мире обостряются, страны, участвующие в этих войнах, наращивают интенсивность борьбы за свою долю на энергетическом рынке. Одна из таких стран — США, которые много лет были чистыми импортерами энергоресурсов. США, которые в последние годы сделали серьезный шаг на мировом рынке природного газа благодаря добыче сланцевого газа, теперь занимают положение страны-экспортера в энергетике. Итак, отныне США скажут: «Я тоже участвую в борьбе за влияние в энергетической сфере».
Как у страны-производителя в энергетике у США есть некоторые недостатки. Прежде всего это географическая удаленность. США, которые не могут построить трубопроводы для экспорта своего недавно обнаруженного природного газа, вынуждены экспортировать сжиженный природный газ (СПГ). Целевым рынком экспорта СПГ являются страны ЕС.
Для США очень важно, чтобы европейские страны сокращали свою зависимость от российского природного газа, искали альтернативные источники и новые рынки. С другой стороны, США, которые стали экспортером, неизбежно обращаются к рынку ЕС с его высоким потенциалом.
Но в числе альтернатив для тех стран, куда США хотят экспортировать свои ресурсы, — с одной стороны, Катар, крупнейший в мире экспортер СПГ, с другой стороны, Россия, которая транспортирует природный газ с помощью трубопроводов. Главная причина позиции США по кризису вокруг Катара, а также их решения о санкциях, принятых для сокращения влияния России, — желание присутствовать и даже доминировать на этих рынках.
Благодаря этим санкциям США получат возможность расширить зону маневрирования и укрепить свое положение в качестве страны-экспортера в энергетике. С экспортом СПГ они станут важным игроком на рынке ЕС. Конечно, это не просто энергетическая битва.
США, которые желают обрести влияние на энергетическом рынке ЕС, таким образом сократят зависимость стран ЕС от России, отнимут у России ее газовую карту и будут использовать энергетическую зависимость стран ЕС в свою пользу.
Подтверждают это и слова министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, принявшего участие во встрече в Измире: «Я думаю, что США ввели новые санкции против России, чтобы получить преимущества на европейском рынке природного газа».
Более того, санкции применяются по многим направлениям. Например, европейские компании, финансирующие проект трубопровода «Северный поток — 2», в котором Германия будет ключевой страной и который увеличит экспорт российского природного газа в Европу, также пострадали от санкций.
Судя по тому, что начались споры и о проекте «Турецкий поток», США стремятся расширить зону действия санкций.
Будет ли затронут проект «Турецкий поток»?
Газопровод «Турецкий поток» — важный проект для нас. В рамках него Россия будет поставлять природный газ в страны ЕС по двум ниткам через Турцию. С одной стороны, Россия будет экспортировать свой природный газ, с другой — Турция обеспечит свою энергетическую безопасность и укрепит свои стратегические позиции как страны, расположенной между государствами, которые поставляют и потребляют энергоресурсы.
Это имеет ясное значение: Турция станет незаменимой страной, которая находится между государствами, поставляющими и потребляющими энергоресурсы. Это, должно быть, одна из причин враждебности стран ЕС по отношению к Турции в последнее время. Им будет нелегко принять тот факт, что в энергетическом секторе они нуждаются в Турции, которая, как они в течение многих лет полагали, сама нуждается в них.
Санкции США могут увеличить затраты на финансирование как «Северного потока — 2», так и «Турецкого потока». Однако даже если стоимость проектов возрастет, Россия будет нести эти расходы ради экспорта природного газа, который является основой российской экономики. Поскольку только так Россия может противостоять тем вызовам, которые бросают прежде всего США.
«Мы не видим никаких рисков для будущего проекта "Турецкий поток", — сказал Новак. — Пока есть заинтересованность сторон, проект "Турецкий поток" будет построен по графику». Это заявление показывает, что Россия не намерена уступать.
На вызов Россия ответила решением ускорить строительство двух этих проектов, которые, по ее мнению, имеют жизненно важное значение для российской экономики. Таким образом, проект «Турецкий поток» будет завершен до того, как возрастут риски компаний, принимающих участие в его реализации. А атаки США, которые весьма агрессивно выходят на энергетический рынок и не сводят глаз с рынка ЕС, будут продолжаться.
Все эти энергетические ходы между США, странами ЕС и Россией на самом деле демонстрируют войну за влияние, которая идет сейчас.
А цель тех, кто хочет, чтобы Турция, которая имеет стратегическое значение в силу своего географического положения, а также политической и экономической структуры, ушла с этого поля боя, совершенно ясна: не допустить, чтобы наша страна обладала силой, которая будет получена благодаря энергетике.