Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему тандем Меркель-Макрон сеет раздор в Центральной Европе

© AP Photo / Bernd von Jutrczenka/dpa via APКанцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон в Берлине
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон в Берлине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гендиректор Partenaire Europe Патрик Эдери недоволен тем, что сохраняющееся доминирование франко-немецкого тандема в ЕС осуществляется в ущерб Центральной Европе. В конце августа Эммануэль Макрон решил провести встречу с главами государств и правительств Австрии, Болгарии, Румынии, Словакии и Чехии. В этом списке сразу же бросается в глаза отсутствие Польши.

Гендиректор Partenaire Europe Патрик Эдери недоволен тем, что сохраняющееся доминирование франко-немецкого тандема в ЕС осуществляется в ущерб Центральной Европе, и в частности Польше.


В конце августа Эммануэль Макрон решил провести встречу с главами государств и правительств Австрии, Болгарии, Румынии, Словакии и Чехии. Разумеется, в этом списке сразу же бросается в глаза отсутствие Польши. Некоторые скажут, что Юпитер выражает гнев на нерадивую Варшаву, изгоняя ее с европейского Олимпа. На самом деле все, наверное, выглядит не настолько гламурно. Дело в том, что страны Центральной и Восточной Европы объединялись вокруг Польши, чтобы добиться хоть какой-то автономии от всемогущей Германии. Берлин же в силу своего прошлого и грядущих сентябрьских выборов не мог идти на открытое вмешательство. Поэтому наш президент старается посеять раскол между социал-либералами Австрии, Болгарии, Чехии, Словакии и Румынии и консерваторами Польши, Венгрии и Хорватии. Он требует от них определиться с лагерем.


Работа за границей — верхняя часть айсберга


Официальной целью президентского турне является пересмотр европейской директивы о работе граждан в других государствах союза. Существующая система создает условия для недобросовестной конкуренции со стороны стран с дешевой рабочей силой. На территории Франции находится больше всего трудящихся из Польши (46 тысяч), Португалии (44 тысячи), Испании (34 тысячи) и Румынии (30 тысяч).


Выбранные для турне государства выглядят неоднородно. Тем не менее у них есть общая черта: ими руководят социал-демократы. Единственным исключением является болгарский премьер-правоцентрист, однако он встретит Макрона вместе с президентом, который был назначен социал-демократами.


Как отмечается в прессе, Макрон выбрал эти страны, потому они «сильнее всего держатся за связь с Европой», и Франция по большей части «игнорировала» их в последние годы.


Итак, подведем итоги. Президент отправляет на восток, чтобы обсудить ситуацию с работой за границей. Как бы то ни было, он оставляет без внимания страну, на которую приходится треть населения и ВВП зоны, а также большая часть иностранных работников во Франции. У него назначены встречи лишь с теми, кто больше настроены на сотрудничество и близки к его собственным взглядам: социал-демократами.


Как бы то ни было, Макрона там ждут вовсе не с распростертыми объятьями. Он поддержал Меркель в ее требовании к Европейской комиссии начать процедуру, которая должна обязать Чехию, Польшу и Венгрию принять директиву о распределении мигрантов. Все страны зоны отметили, что процедура не охватывает Австрию и Словакию, которые сделали вид, что принимают беженцев (соответственно, около 50 и 20 человек), успешно избежав тем самым санкций. Они рассматривают происходящее как наказание тех, кто осмеливаются открыто пойти против миграционной политики Германии, которая в одностороннем порядке устанавливается Ангелой Меркель. Кроме того, она заставляет их принять германо-российскую энергетическую политику, которая противоречит интересам Европы.


«Северный поток 
— 2» — символ несправедливости и доминирования


Этот новый проект призван удвоить мощности уже существующего «Северного потока», который идет из России в Германию по дну Балтийского моря, обходя все страны Восточной Европы. Двух «Северных потоков» будет достаточно, чтобы заменить идущие в настоящий момент через Центральную Европу газопроводы. По мнению стран зоны и скандинавских государств, этот проект угрожает энергетической безопасности Европы. Кроме того, он выглядит проблематичным с точки зрения европейского законодательства, которое запрещает одному предприятию одновременно осуществлять добычу, транспортировку и продажу газа. Несмотря на все это, Берлин сохраняет проект, который позволит ему обеспечить покрытие годовых потребностей в газе из одного источника — Газпрома.


Россия же создает возможности для прямых поставок главному европейскому клиенту, избавляется от необходимости приобретать права на транзит через восточноевропейские страны и может воспользоваться угрозой перекрытия поставок в них, как это уже было с Украиной.


Таким образом, Европейская комиссия принимает меры против Польши в миграционном вопросе, но ничего не делает с Германией, которая ставит под угрозу интересы восточноевропейских стран. Как же им не усмотреть во всем этом несправедливость или даже гегемонию Германии?


«Инициатива трех морей» или средство борьбы с немецким лидерством


Для противодействия этому доминированию 12 стран ЕС (Австрия, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения) подписали в 2016 году соглашение о расширении экономического сотрудничества и формировании энергетического альянса.


«Инициатива трех морей» является декларацией независимости от Берлина и Москвы, а также ответом на проект двух Европ франко-немецкого дуэта. Альянс отталкивается от простого вывода: в Центральной Европе подавляющее большинство дорог, трубопроводов и железных дорог идут вдоль оси восток-запад, главным образом, по причине долгого германо-российского доминирования. Задача инициативы заключается в развитии инфраструктуры и связей вдоль оси север-юг, совершенно независимо от Германии и России. Если конкретнее, речь идет о трех главных проектах: автомагистрали из Литвы в Грецию и двух газопроводах (Болгария-Австрия и Хорватия-Польша). Газ во второй трубопровод должны поставлять танкеры из США, которые предлагают топливо по меньшей цене, чем Россия. Кроме того, американский Сенат встал на сторону стран «Инициативы тех морей», приняв ряд карательных мер в отношении компаний, которые вкладывают средства в российско-немецкий газопровод или участвуют в его строительстве.


Польша — держава, с которой вновь необходимо считаться в Центральной Европе


Польша представляется в Центральной Европе страной, которая осмеливается сказать «нет» Германии. Она продвигает проект, который может обеспечить одновременно минимум энергетической независимости от России и политическую автономию от Германии. Кроме того, Варшава становится стержнем обороны Центральной Европы и главным противником Москвы в ЕС.


Страны Центральной Европы опасаются, что после Чечни, Грузии и Украины Россия может начать вялотекущий конфликт в прибалтийских республиках с крупными русскоязычными меньшинствами (9% в Литве, 26% в Эстонии и 29% в Латвии). А периодические заявления Путина о готовности защищать русскоязычные меньшинства по всему миру, отнюдь не успокаивают их.


Воспользовавшись Брекситом, а также предположительно хорошим отношением Парижа к Берлину и Москве, Варшава смогла предстать в глазах соседей единственным столпом региональной безопасности в ЕС. Эта страна — один из немногих членов НАТО, которые направили на оборону 2% ВВП. Польша активно модернизирует свою армию (на нее приходится 40% сил НАТО в Восточной Европе), а также принимает на своей территории 4 000 американских солдат и их современные противоракетные системы. Это лидирующее положение даже было подчеркнуто президентом Трампом 6 июля 2017 года в Варшаве перед 12 главами государств «Инициативы трех морей».


Не стоит путать государственные интересы с интересами главы государства


Тандем Меркель-Макрон находится на одной длине волны в куда большей степени, чем все их предшественники. Они вместе все активнее разыгрывают карту Китая против США, в том числе в вопросе климата. Они даже поддерживают китайские призывы к снятию напряженности в отношении КНДР и США, ставя тем самым Вашингтон и Пхеньян на один уровень. Они не хотят идти на уступки Польше в вопросе сирийских мигрантов, но деликатно ведут себя с отказывающейся от них Саудовской Аравией. С чем связана такая резкая смена предпочтений?


Позиция Берлина, который приучил нас к прагматизму и консенсусу, может показаться удивительной. Германия возвращается к имперским амбициям? Или же канцлер Меркель с приближением выборов стремится оставить как можно меньше места для ее противников из социалистов и экологов, выступая против Трампа по климату и против Восточной Европы по беженцам?


Для нашего президента также выгодна подобная позиция по США и Польше? Во внутренней политике, ему удалось прилечь на свою сторону либералов из Соцпартии и «Республиканцев», так что реальным противником для него может являться разве что консервативное крыло последних (в прошлом его возглавлял Фийон). То есть, дискредитация польских и американских консерваторов помогает выставить на посмешище их французских коллег.


Меркель и Макрон стоят над нашими государственными интересами


Никто не станет отрицать роль франко-немецкого дуэта в формировании в Европе мира на протяжении трех четвертей века. Но не возводим ли мы необходимость в статус догмы? На фоне Брексита и недовольства восточноевропейских и латинских стран Берлином у Парижа есть на руках все карты, чтобы вновь стать главной континентальной державой. Но чем мы занимаемся на протяжение трех месяцев? Бесплодно противодействуем нашему самому давнему союзнику: США. И требуем голову нашего самого старого друга: Польши. Мы даже умудрились настроить против себя итальянцев с туннелем под Монбланом и ливийскими беженцами. У Германии, безусловно, есть интересы в этих играх влияния, но в чем тут интерес Франции?