Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель находится у власти уже 12 лет. И может находиться еще четыре года.
Сейчас, когда до выборов осталось меньше месяца, христианские демократы Меркель (ХДС) кажутся непобедимыми. По данным опросов общественного мнения, партия набирает около 38%, в то время как у социал-демократов — проблемы: их поддерживают лишь 22%.
Меркель ведет свою избирательную кампанию, обещая продолжать делать все, как раньше, а ежедневные сообщения в новостях о том, как же хорошо обстоят дела в Германии, весьма способствуют и ей, и ее партии.
Вот факты, дающие ей повод для ликования:
1. Самый низкий уровень безработицы с момента воссоединения
Безработица в Германии находится сейчас на уровне в 3,8% — одном из самых низких в Европе. Контраст с ситуацией в начале 2000-х годов, когда безработица составляла более 10%, а Германию называли «европейским больным», огромен.
2. Впечатляющий экономический рост
Под заголовком «Экономика растет, и растет, и растет — и растет» газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщила, что ВВП во втором квартале этого года вырос по сравнению с первым кварталом на 0,6%. Впечатляющие цифры — продолжение длительного периода роста в экономики Германии.
По сравнению с 2005 годом, когда Меркель пришла к власти, ВВП вырос на 21,1%. Это более быстрый рост, чем наблюдался в других крупных экономиках Европы за тот же период.
3. Рекордные налоговые поступления, профицит бюджета
Та же газета опубликовала в тот же день материал под названием «Государство купается в деньгах». Немцев очень волнует состояние государственных финансов. Сообщение о том, что налоговые поступления несколько снизились, появившееся в июне, напугало многих. Но сейчас ситуация выправилась.
В пятницу появилось сообщение о том, что профицит в первой половине этого года был самым большим с момента объединения. Доходы государства, федеральных земель, муниципальных образований и больничных касс были на 18,3 миллиардов больше, чем расходы, пишет FAZ.
Когда Европу поразил финансовый кризис, во многих странах, в конце концов, появился дефицит госбюджета. Данные Eurostat говорят о том, что Германия — единственная из больших европейских стран, которой со времен кризиса удавалось сохранять баланс бюджета.
Даже Испания и Франция не в состоянии выполнить требование ЕС о том, что дефицит не должен превышать 3% ВВП.
4. Мусульмане в Германии хорошо интегрированы
На самом пике миграционного кризиса популярность Меркель ощутимо снизилась, она встречала сильное сопротивление даже в своей собственной партии. Обозреватели писали о начале конца и предсказывали ей поражение. Но количество беженцев и мигрантов, приезжающих в Германию, снизилось, и эта тема не занимает сейчас в предвыборной кампании какое-то важное место.
Всего в Германии проживает примерно 4,7 миллионов мусульман. Это 5,7% населения. Большинство из них родились в Германии, многие живут в стране долго. Недавнее социологическое исследование, проведенное фондом Bertelsmann, было посвящено положению мусульман в пяти европейских странах: Германии, Швейцарии, Австрии, Великобритании и Франции.
5. Экспорт переживает бум
И Франция, и США, и МВФ (Международный валютный фонд) — в числе тех, кто критикует огромный профицит торгового баланса Германии. Равновесие в международной экономике — под угрозой. Утверждается, что немцам следует тратить больше денег у себя в стране, например, на увеличение зарплат и инвестиций в инфраструктуру.
6. Еще никогда так мало людей не боялось, что их положение может ухудшиться
По сравнению с 2006 годом количество тех, кто опасается, что их положение может ухудшиться, уменьшилось вдвое. По данным исследования, проведенного в Лейпцигском университете, это рекордно низкая цифра.
В 2006 году 64% активного населения опасались ухудшения своего положения, сейчас такие опасения испытывают 33%.
7. Немцы открыты и толерантны
В исследовании, проведенном Институтом прикладной социологии в Бонне по заказу газеты Die Zeit, измерялась степень толерантности немцев. Поводом к проведению исследования стало беспокойство последних лет: миграционный кризис, теракты, общая неуверенность в мире, связанная с Трампом и Путиным. Газета сама была поражена результатом:
«В обществе вряд ли можно наблюдать большую интеграцию», — написала Die Zeit.
Обычный способ измерить уровень толерантности — спросить о том, что является подлинно немецким. Раньше, например, бурные дискуссии вызывало предложение «ислам — часть Германии».
Но, хотя многое в Германии хорошо, противникам Меркель есть за что на нее нападать. Вот две задачи на будущее:
1. Неравенство в стране достигло самого высокого уровня в истории
Одна из проблем — разница между бедными и богатыми. Рост зарплаты в Германии идет на пользу не всем. 40% не имели в последние 20 лет роста реальной заработной платы, это означает, что их материальное положение ухудшилось. Различия в зарплате застыли на самом низком в истории уровне, если верить одному документу для внутреннего пользования Министерства экономики, о котором пишет Süddeutsche Zeitung.
Это подтверждают и данные Eurostat, показывающие разницу в доходах. Если в 2000 году Германия была среди тех европейских стран, где различия были самыми минимальными и были примерно равны уровню в странах европейского Севера, то сейчас страна приблизилась к среднему уровню по ЕС и почти сравнялась с другими большими европейскими странами.
Те 40%, кому в Германии живется хуже всех, не имеют практически ничего, в том числе и собственного жилья. И у них едва ли есть сбережения в банке, пишет Financial Times.
Целых 80% немцев согласны с тем, что социальная несправедливость велика. 40% считают, что это очень серьезная проблема. Тем не менее, лишь четверть избирателей говорят, что это для них станет самым важным, когда они отправятся голосовать, о чем говорит исследование, проведенное YouGov, результаты которого были опубликованы FAZ.
2. Беженцы и мигранты вызывают большую тревогу
Хотя мусульмане в Германии и лучше интегрированы в трудовую деятельность, чем в других европейских странах, 19% немцев все равно не хотят, чтобы их соседями были мусульмане, о чем свидетельствует опрос, проведенный Bertelsmann.
Если раньше немцев годами больше всего волновала безработица, сейчас их больше всего тревожат иммиграция и интеграция, пишет Die Welt. В недавнем опросе 56% участников ответили, что это самая большая проблема страны, хотя по сравнению с 2016 годом тут и наблюдается спад — тогда так думали 80%.
И напоследок — еще одна существенная цифра накануне выборов в Германии. Более трети избирателей пока не решили, за кого будут голосовать. Исход борьбы за пост канцлера не решен.