Председатель Партии справедливости и развития Турции Тайип Эрдоган, который на обратном пути из Казахстана побеседовал с журналистами в самолете, рассказал, что сделка с Россией по ракетам С-400 завершена, и отметил: «Насколько я знаю, даже внесли задаток».
Задаток? Что это должно значить, если речь идет о покупке ракет?
Открыв словарь, смотрю значение этого слова. Кажется, ничего нового. Ровно так же, как мне было известно, это сумма денег, которую платят вперед, прежде чем получить товар или услугу, в качестве гарантии совершения покупки.
Это метод, который, как правило, применяется при заключении «мелких сделок». Обращаются к нему с целью закрепить положительный исход дела, если, например, между мало знакомыми друг с другом людьми отсутствует атмосфера доверия.
Но применительно к сделке между двумя государствами мы впервые слышим слова «даже внесли задаток». Я спросил у некоторых своих знакомых, работавших на госслужбе, существует ли практика уплаты задатка в межгосударственных отношениях. Мне сказали: «Нет, или в наше время мы не видели этого».
Возможно, так происходит, когда возникает мышление, при котором между управлением государством и управлением бакалейной лавкой не видят никакой разницы. Или когда обращаются к широким массам избирателей, которые вроде и преданы тебе, но испытывают проблемы с пониманием, и необходимо объяснить так, чтобы они поняли. А значит, если о сделке по приобретению С-400 сказать: «Даже внесли задаток», — то и обычный посетитель кафе поймет всю серьезность ситуации.
Конечно, если задаток действительно был уплачен, другой вопрос заключается в том, как долго применяется эта практика? И использовали ли нынешние власти Турции этот метод ранее в своих отношениях с другими странами? Например, одно время назло Америке говорили: «Мы покупаем ракеты у Китая». Тогда платили задаток? Потом, когда Америка немного разозлилась, мы отказались от китайских ракет. Смогли ли мы вернуть наши деньги, если предоплата все же имела место? Это не мелочь, эти покупки оцениваются в миллиарды долларов. Поэтому задаток тоже, должно быть, составляет не несколько миллионов. А по С-400 только в качестве задатка, наверняка, необходимо заплатить не менее нескольких сотен миллионов долларов. Люди могут подумать: «Если задаток уплачен, мы точно купим ракеты». Но что будет, если мы снова откажемся от сделки, как в случае с китайскими ракетами? Деньги пропадут или же в контракт предусмотрительно внесен пункт: «в случае отказа от покупки ракет мы получим наш задаток назад»?