Даже в наши дни вкус продуктов из супермаркета в Восточной Европе может напомнить о временах Советского Союза, когда страны соцлагеря жили за железным занавесом. Вот растворимый кофе, в котором меньше кофеина и больше сахара, чем в соседней Австрии. Или рыбные палочки из трески, в которых меньше рыбы, чем у того же производителя в Германии. Холодный чай, в котором наполовину меньше натурального чайного экстракта, и шоколадный крем с орехами, не такой сливочный, как в магазинах Западной Европы…
Покупатели из Словакии, Чехии, Венгрии, Болгарии и Румынии уже давно жалуются, что крупные европейские производители продуктов питания продают им товары более низкого качества. Европейские партнёры никогда всерьез не воспринимали эти заявления. Проблема может показаться смешной, но только не потребителям, которых она коснулась. Многие жители Восточной Европы считают, что крупные международные компании эксплуатируют их как рабочую силу и одновременно ущемляют их права как потребителей. Как недавно заявил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker), восточные европейцы видят в этом свидетельство разделения граждан ЕС «на первый и второй сорт». По требованию Словакии этот вопрос был включен в повестку мартовского саммита глав государств и правительств ЕС.
На фоне увеличивающегося разрыва между странами Западной и Восточной Европы Еврокомиссия решила вмешаться в ситуацию. 26 сентября были представлены предложения по решению проблемы двойных пищевых стандартов. Еще несколько месяцев назад чиновники сомневались в обоснованности претензий к качеству поставляемых в Восточную Европу продуктов. Однако многочисленные исследования доказали, что такая проблема действительно существует. «Теперь у нас есть доказательства», — заявила 26 сентября еврокомиссар по защите прав потребителей Вера Юрова. По ее словам, эта ситуация касается «десятка или даже сотни наименований продуктов». Различия выходят за рамки адаптации продукта к вкусовым предпочтениям местных жителей, к которой часто прибегают производители.
По мнению Еврокомиссии, существующего законодательства достаточно, чтобы крупные компании не могли продавать восточным европейцам продукты под той же маркой, что и западным, но с иными ингредиентами или более низкого качества (например, с меньшим содержанием мяса или с искусственными красителями). Директива ЕС о воспрепятствовании недобросовестной коммерческой практике запрещает продажу товаров в упаковке, которая может ввести в заблуждение покупателя, напоминают еврочиновники. Брюссель также выпустил инструкцию для местных властей по эффективному применению европейского законодательства для контроля качества продуктов.
Евросоюз выделил средства для разработки общей методологии анализа продуктов питания. Благодаря этому к 2018 году должны появиться эффективные инструменты, которые помогут властям государств-членов ЕС совместно выявлять махинации с продуктами питания. Некоторые производители уже заявили, что результаты проведенных в разных странах исследований не сопоставимы между собой, поэтому они отказываются их признавать. Другие компании, по словам Юровой, в ответ на давление пообещали увеличить содержание овощей в детском питании, а в сливочные вафли добавлять именно сливочное масло, а не пальмовое. Если в результате поставок менее качественных продуктов установлен факт обмана потребителя, производитель обязан прекратить поставки либо изменить упаковку. На этикетке должно быть указано, что это продукт другого качества. Юрова выразила готовность назвать поименно компании, которые обманывают потребителей. «Я не призываю покупателей к бойкоту. Я хочу, чтобы люди делали свой выбор на основании достоверной информации», — пояснила еврокомиссар.