Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Москве есть Кремль, у стен которого находится почетное кладбище. Там похоронены Юрий Гагарин, Клара Цеткин, Леонид Брежнев, Иосиф Сталин и многие другие. Документальный фильм «Стена» — не совсем обычный. Он снят перед бюстом Сталина 21 декабря 2016 года и показывает, как этому государственному лидеру СССР по-прежнему поклоняются почти через 70 лет после его смерти.

Каждый год 21 декабря бесконечная вереница русских тянется с красными гвоздиками почтить своего героя — Иосифа Сталина. Но кто возложит цветы к могилам тех миллионов, которые были убиты благодаря ему?


Диктатор Иосиф Сталин железной рукой правил Советским Союзом с 1924 по 1953 гг., миллионы русских погибли в результате его политики. Тем не менее, почти 20% населения России желали бы, чтобы его режим вернулся.


Можно предположить, что это по большей части старики, которые по-прежнему живут воспоминаниями о временах величия, когда они сами были еще молоды, но, если верить документальному фильму «Стена» (The Wall), о возрождении сталинизма мечтают и довольно много молодых людей.


Религиозное поклонение. В Москве есть Кремль, у которого находится почетное кладбище, где, в частности, похоронены Юрий Гагарин, Клара Цеткин, Леонид Брежнев и Иосиф Сталин. Это не совсем обычный документальный фильм — снят он перед бюстом Сталина 21 декабря 2016 года и показывает, как этому государственному лидеру по-прежнему поклоняются, почти через 70 лет после его смерти.


Документальный фильм продолжается 40 минут. Большую часть времени мы наблюдаем людей, проходящих перед бюстом Сталина и возлагающих к нему цветы и другие предметы, чтобы почтить память тирана. Они благодарят Сталина за то, что он по-прежнему думает о них и заботится о них. Они клянутся в верности ему и обещают, что все сторонники Сталина когда-нибудь объединятся. Они выражают радость по поводу того, что советский лидер по-прежнему «с ними».


Это даже немного противно: видеть, как люди осеняют себя крестом перед бюстом давно умершего диктатора, как будто он какой-то религиозный символ. Сталин, вне всякого сомнения, никаким Спасителем не был, зато позаботился о том — и не понес за это наказание, чтобы погибли миллионы людей. К тому же Сталина давно «сослали» с почетного места в мавзолее на Красной Площади, а культ личности его осудили на съезде советской коммунистической партии уже в 1956 году.


Кто они? То, что больше всего режет глаз, когда смотришь фильм, это все эти красные галстуки, резко контрастирующие с той коричневой и серой одеждой, в которую одето большинство. Начинается перебранка — сторонникам Сталина обещают, что они будут гореть в аду, а потом один молодой человек отвечает, что те, кто не уважаем Сталина, должны умереть. Тут со всей очевидностью понимаешь, куда постепенно может завести этот конфликт, если Россия будет все более раскалываться политически.

Кто такие эти люди? К какому слою общества они принадлежат? Хотят ли они возвращения сталинизма настолько, что готовы сражаться за то, что у них есть, или же все это для того, чтобы биться за то, что им нужно? Как им самим удается оправдать для себя последствия политики Сталина?


Шокирует то, что они хотят пойти к «ультра-красным» — красно-коричневым, чтобы в их стране произошли те изменения, которых они жаждут. Возможно, есть много более мягких разновидностей коммунизма и коммунистические лидеры, которые во время своего правления не совершали массовых убийств? Вместе с тем, эти люди знают эту форму коммунизма, именно ее результаты они видели, и поэтому они, очевидно, предпочитают закрывать глаза на все то чудовищное, что сопутствовало сталинизму.


Реализм. Нельзя сказать, что этот документальный фильм сбалансирован. В нем нет речи о других сторонах российской политики. Он показывает только одну-единственную группировку и ее осанну мертвому диктатору. Использованы очень немногие средства воздействия, если не считать композицию и цвета. Вы становитесь свидетелями 40 минут российской действительности.


Режиссер Дмитрий Боголюбов известен тем, что показывает Россию без надежды на будущее, во многом этом документальный фильм — лучший способ критики режима в России без особого риска. Потому что в стране существует строгая цензура, и все, кто критически относятся к нынешним властям, рискуют подвергнуться преследованиям, насилию, аресту, а в худшем случае быть убитыми.


Леворадикальный демарш. Крайне правые на подъеме не только в России. Во время выборов в Стортинг здесь в Норвегии в сентябре мы видели то же самое. Хотя между крайне левыми в России и здесь в стране есть несколько важных отличий. В России сталинизм, который может быть охарактеризован как «лево-тоталитарный», сосредоточен на одном человеке, «отце», который заботится о своем народе и принимает за него правильные решения. Здесь в Норвегии «левые радикалы» сосредоточены на политике — здесь совсем нет культа личности.


Предсказывают, что четыре новых года с крайне консервативным правительством в Норвегии приведут к росту различий. Естественной реакцией является то, что люди пытаются исправить ситуацию, в частности, голосуя за Социалистическую левую партию и за «Красных» на выборах в Стортинг. Леворадикальная реакция точно так же логична и в России, в которой (по своим меркам) центристско-правое правительство и огромные различия в обществе, где большая часть населения живет либо ниже черты бедности, либо очень недалеко от нее.


Большинство коммунистических партий сегодня полностью дистанцировались от сталинизма. Российская коммунистическая партия, которая каждый год организует чествование Сталина, напротив, хочет возрождения его режима и почитает диктатора, ответственного за убийства миллионов своих сограждан.


К счастью, у нас в Норвегии совершенно другие основы, другие ценности, которые наложили отпечаток и на наши «красные» партии. Хотя классовые различия есть и у нас, насилие не рассматривается как возможный путь для улучшения условий жизни непривилегированных слоев. Борьба ведется с помощью совершенно иных средств и в ходе демократических процессов. Вероятно, в Норвегии очень немногие — независимо от своей политической принадлежности — хотели бы установления тоталитарного режима, при котором бы угнетались бы большие группы населения, где уничтожались нежелательные народы и где убивали бы миллионы людей.


Фильм демонстрируется в DocLisboa в октябре.

Обсуждение
Комментариев: 33
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Э
ЭР
16 октября 2017, 00:05
...я чрезвычайно общительный житель России, но в моём окружении нет ни единого человека, который хотя бы иногда вспоминал Сталина. Но норвегу наверное виднее...
Г
Грац
16 октября 2017, 00:26
не норвежскому изданию совать свой нос в исторические дела России указывать нам какое к кому должно быть отношение
v
vichr88
16 октября 2017, 07:28
Грац, У них есть король, им виднее с позиций средневекового госустройства.
OlegAtorS
16 октября 2017, 00:31
Сталина ненавидит в России жалкая кучка сионистских инородцев. И это есть хорошо. Убийц покарал знатно.
Ivandos
16 октября 2017, 00:48
Я думая, что Сталина поддерживаю те, которые лишь знают что он провел индустрилизацию, боролся с коррупцией и "выиграл войну". Ну и еще те, кто особо сильно пострадал в 90-е и не смог восстановиться до сих пор. Те же, кто знал как жили простые люди тогда, а нищета была конкретная, вряд ли бы согласились на такой способ развития страны при своей жизни.
Alexis
16 октября 2017, 01:12
Ivandos, Я думая, что Сталина поддерживаю те, которые лишь знают что он провел индустрилизацию, боролся с коррупцией и "выиграл войну". ============================= А разве этого недостаточно?
Ivandos
16 октября 2017, 09:05
Alexis, 1. Индустрилизацию провел за счет рабского труда З/к и благосостояния населения (люди в целом голодали). 2. Первые поражения были обусловлены слепой верой Сталина Гитлеру, несмотря на все предупреждения, а также тем что выкосил большинство военноначальников при начатых репрессиях. Хотя в конце 92 года одумался и перестал мешать Ставке вести войну...
c5
16 октября 2017, 06:13
Ivandos, "Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать." Не И В Сталин.
tatyana_stepanova0701
16 октября 2017, 07:13
Ivandos, Думаю, Сталин более многоплановая и неоднозначная личность) И, кстати, ничего, что тогда, когда "была нищета", это время сразу после октябрьского переворота, революции, гражданской войны (не говоря о Первой мировой)?
Ivandos
16 октября 2017, 09:09
tatyana_stepanova0701, это уже после НЭПа, нищета в деревне была вызвана коллективизацией (несколько миллионов умерших в Поволожье и Украине). Хлеб отнимали, чтобы продавать за границу. Город жил тоже впроголодь. Почитайте современников.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 10:50
Ivandos, "нищета в деревне была вызвана коллективизацией" Вы, видимо, из кулачков. Про голод в городах плевать хотели? И о причинах этого холода. Т.е. крупные обобществлённые хозяйства — колхозы — это плохо и привело к нищете? Вашу логику невозможно ухватить. И в Европе голода не было? Или они покупали из вредности? Вы видимо из тех, кто приватизацию по-Чубайсу проводил: развалить и поделить?
Алексей (Крюково)
16 октября 2017, 07:41
Ivandos, 1.Вы, видно, мало знаете-читаете историю, если такое пишите. 2.Оцениваете всё через "призму" 2017 года. А вам бы почитать-посмотреть, как в Европе жили в то время, как и СССР при Сталине. 3.Гитлер уже Польшу и много стран завоевал, а в Берлине не везде горячая вода была, по часам. Не говоря о других городах. 4.А Великобритания при Чемберлене-Черчилле? А? Что-то знаете? Читали? 5.С жратвой в Европе было не шикарно. Та же Германия грабила по продовольствию почти все страны. 6.И уж точно при Сталине невозможно было, что было у нас в 90-е. Ни террора, ни войны, а жрать нечего, и мор населения. Надо всегда сравнивать то, что было ВО ВРЕМЕНИ и МЕСТЕ происходящего.
Ivandos
16 октября 2017, 09:11
Алексей (Крюково), почитайте ветеранов, которые в 45г. шли по Европе и не понимали, что немцы у нас забыли.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 10:55
Алексей (Крюково), этому Ivаndos хоть кол на голове теши. Вы ему, что Нацистская Германия грабила Европу, а он про зависть "ветеранов", которые карманы набивали трофеями.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 10:43
Ivandos, т.е. Вы категорично против модернизации страны путём трудового подвига в условиях угрозы интервенции? Хохол, наверное? Моя хата скраю, сментанка, колбаска, яйки...
Ivandos
16 октября 2017, 22:20
Чтоб я так жил, ваш урапатроитизм основывается на советских учебниках и киселевТВ. При Сталине в деревне (в конце 30-х)в лаптях ходили, сапоги две зарплаты стоили. Хлеб из лебеды жрали.Колхозы были не эффективны по определению, - человек "на государство" работать никогда не будет также эффективно как на себя. Благодаря убогой командно-административной системе мы зерно стали экспортировать из США. За куском "мяса" (по факту кости) надо было отстоять длиннющую очередь. Колбаса была деликатесом. На телик нужно было год копить (у меня до 90-х в семье так никогда цветной Рубин и не появился). Это примеры из жизни, а ваше "хохол, наверное" тупые обзывательства. Будете так общаться, получите полный игнор.
Чтоб я так жил
17 октября 2017, 07:36
Ivandos, это не патриотизм, а реализм из жизни. Это Вы — жертва пропаганды и упоротый либертарианец с правым уклоном. "Колхозы были не эффективны по определению" — по чьему определению? Вашему? С чего Вы взяли, что человек не будет работать ради своей семьи=общества? Конечно, многое зависит от воспитания. Если человека с пелёнок обижали, отбирали из рук корочку хлеба, то он вырастет жмотом и ксенофобом, одиночкой-хатоскрайником, вроде Вас. Вам, наверное, родители запрещали сладкое по причине, что это врндно/дорого, а сами жрали под одеялом? Я много знал подобных инвалидов. Ну а сапоги, в те времена, как сейчас автомобиль, были предметом роскоши.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 10:44
Ivandos, богатство за счёт чьего рабского труда достигнуты? Банкиров?
Холод
16 октября 2017, 04:13
Автор «молодец», заявляет: «Нельзя сказать, что этот документальный фильм сбалансирован. В нем нет речи о других сторонах российской политики», и тут же : «Вы становитесь свидетелями 40 минут российской действительности». Как оказывается легко можно судить о многомиллионной стране и развешивать ярлыки, посмотрев сюжет о группе «Сталинистов». Посмотрел кино лёжа на диване в Осло и состряпал сюжетец… профессионал. Лично мне, вот это особенно «понравилось»: «Потому что в стране существует строгая цензура, и все, кто критически относятся к нынешним властям, рискуют подвергнуться преследованиям, насилию, аресту, а в худшем случае быть убитыми.» Знающие люди, напомните мне, что у нас под «цензурой» кроме эктремизма, курения и писек-попок в дневное время? Норвежец как-то эту тему не раскрыл.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 11:01
Холод, на что могут расчитывать норвежцы, критически относящиеся к норвежской власти? А уж про цензуру помолчалабы шавка норвежская (Джессика, лучше в стриптизе извивайся, больше пользы).
zwaan
16 октября 2017, 04:14
Буде сам товарищ Сталин прочитал бы эту статью, он бы лишь пожал плечами в ответ. - Если нас ругают наши враги, значит мы все делаем правильно.
Ходжа Насреддин
16 октября 2017, 04:41
К счастью, у нас в Норвегии совершенно другие основы, другие ценности, ---------------------------------------------------------------------- Конечно другие - в Норвегии, например, три пола: он, она и оно.
c5
16 октября 2017, 06:15
Ходжа Насреддин, Один уже. Оно. Как в кино.
ВА
Василий Алибабаевич
16 октября 2017, 05:05
Монархия жует нам за культ личности. Мдааа.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 11:02
Василий Алибабаевич, когда норги начнут о свою королевскую персону тушить окурки, тогда поверю, что у них демократия.:)
Жукомух
16 октября 2017, 06:36
"Серая и коричневая одежда, в которую одето большинство" Автор-либераст точно снимал это в России? Или это постановка?
О Ба Це
16 октября 2017, 07:35
Здесь в Норвегии «левые радикалы» сосредоточены на политике — здесь совсем нет культа личности. ___________ Объяснимо. Нет личности - нет культа
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 11:04
О Ба Це, есть ещё свободные радикалы. А также радикатьная тупость, как у авторши.
Алексей (Крюково)
16 октября 2017, 07:46
Европе надо не критиковать Сталина, а благодарить, что не превратил их страны в пустыню, а население в рабов по восстановлению и дальнейшему могуществу СССР. Западно скотобыдло ничему не учится.
fdhaciyev
16 октября 2017, 09:42
"Время было тяжелое, атмосфера - мерзопакостная, но рыба в Каме была." - А.Райкин. А, если серьезно, Сталин смог сохранить страну, индустриализовать ее, победить во Второй мировой войне, создать ядерное оружие. Сделано это было ценой огромных жертв и потерь. Но никто не знает (и никогда не узнает), возможно ли было все это сделать по-другому.
Чтоб я так жил
16 октября 2017, 10:39
"Возможно, есть много более мягких разновидностей коммунизма и коммунистические лидеры, которые во время своего правления не совершали массовых убийств? Вместе с тем, эти люди знают эту форму коммунизма, именно ее результаты они видели, и поэтому они, очевидно, предпочитают закрывать глаза на все то чудовищное, что сопутствовало сталинизму." Возможно есть разные степени размягчения мозга? У автора статьи, Джессики, оно особенно радикально. Если долго наблюдать за жизнью людей, всегда можно обнаружить определённые ритуалы, похожие на поклонение: например у банкоматов или на пешеходном переходе, в супермаркете, при посадке в автомобиль, при принятии пищи. А уж скольким тиранам прошлого поклоняются на Западе, не перечесть! Автору не приходит в голову, что у любых репрессий есть основания? Скольких миллионов загубили американские репрессии? Когда они за это понесут ответственность? Я уж не говорю про другие страны, только в отношении своих граждан?
A
Alexxandro
16 октября 2017, 12:40
только западенцы могут путать УВАЖЕНИЕ - с преклонением. Сам факт, что Россия существует, что мы существуем - и не как рабы у западенцев - это заслуга Сталина, Берия, Курчатова, Королева и всего остального Советского Народа, который дал нам возможность победить тогда и создал такой задел. который позволил нам уцелеть в нулевые. Не было бы ракетно-ядерного щита - порвали бы Державу в клочья, не было бы ЛЮДЕЙ, воспитанных в тех координатах добра и зла - не помог бы и ракетно-ядерный щит. Низкий поклон Сталину
С6
Слава 66
16 октября 2017, 13:24
Ну что за чушь.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем